А вот и чернобыльский хайп подоспел

Пока кинокритики и просто неравнодушные к кино на заданную тему зрители ломали копья на тему правды и вымысла в сериале “Чернобыль”, подоспели и номинанты на премию Дарвина.

Знаете, я вообще заметила одну штуку. Особенно страшные темы – какие бы они ни были, вызывают несколько типов реакций.

Реакция первая (меньшинство людей). Проверить информацию (первичная информационная безопасность – превыше всего). Если она подтвердилась – принять ее, как бы горько и страшно ни было принимать такую правду. О себе ли, в близких и друзьях, о своей стране, о мире… Тут не так важно, о ком/чем она, важна способность признать и принять эту правду.

Пример? Да сколько угодно: от признания своей темной стороны, своей собственной способности на подлость, трусость, предательство, как бы ни хотелось видеть себя ангелом с нимбом – до признания правды о том, что война (репрессии, революция, майданы, голодомор, нужное подчеркнуть) не является поделенной четко на черное и белое, где черное – это подлые враги, а белое – это святые наши. Мир разнообразен, люди – все разные, черное и белое – не единственные версии событий и явлений, история пишется победителями и переписывается власть имущими.

Но увы, те, кто способны посмотреть на ситуацию по мере сил трезво, с пониманием того, что не бывает в мире простоты, потому что сам мир – сложен, всегда и во все времена пребывали в весьма лимитированном количестве.

Реакция вторая (самая распространенная). Ужаснуться и заявить: “Вы все врете!” А потом, если все же доказательства слишком очевидны, тут же распределить свою реакцию на “наше-ненаше”. Царская армия – святая, красноармейцы – сборище жестоких уродов. Красная армия – доблестная, а беляки – трусы и предатели своего народа. Фашисты – все как один подонки, а советская армия – спасла весь мир, проливая только кровь врагов. Русские – народ-богоносец, а на Западе – одни геи и кровавые капиталисты, только и видящие, как бы уничтожить всех богоносцев в мире (или наоборот: все русские – звероподобные питекантропы в медвежьих шкурах, убивающие все живое, а мы на Западе – светлые рыцари добра и света). На майдане были европейские ценности, а “домбабве” и “лугандония” – это недочеловеки, тупые люмпены… Узнаете? В это уравнение можно долго подставлять разные переменные, но итог будет один: я и мои друзья прекрасны и белы, а все, кто за забором – сборище унтерменшей и подонков.

Психологически это совершенно объяснимо – наша психика защищает нас от слишком чудовищных подробностей бытия. Знаете, почему в России так ненавидят Светлану Алексиевич? Практически с тем же градусом ненависти, как в свое время нечитавшие Пастернака. Я знаю весь набор обвинений – но мне кажется, что за всем этим набором силлогизмов стоит главный: “Она все врет! То, что она пишет, не может быть правдой”. Разумеется, те, кто ее книг “не читал, но осуждают”, находятся в положении гораздо худшем, чем многочисленные авторы писем в газеты и журналы с рефреном “раздавить пасквилянта и предателя Пастернака как кровавую гадину”… У авторов просто не было возможности взять “Доктора Живаго” и прочесть, потому что те, кто читали, искренне недоумевали, почему история простого врача внезапно должна вызывать у них взрыв ненависти к написавшему этот роман писателю. А вот “нечитавшие, но осуждающие” Алексиевич, конечно, такого шикарного оправдания не имеют. Но в общем и целом я могу их понять – то, что описывается в книгах этой женщины, находится за гранью понимания и принятия. Это настолько чудовищно, что решиться признать правдивость ее слов – означает принять правду о том, что человек может быть настолько “человечен”, что применить к нему любой эвфемизм с упоминанием животных, будет оскорблением этих самых животных…. – а на такое оказывается способным далеко не каждый.

Потому что следующим шагом на этом пути будет признать способность твоих “наших” на ЭТО, а дальше – признать и тот невеселый факт, что ТЫ САМ на такое можешь быть вполне способным – если тебя поставить в определенные обстоятельства. А тогда придется снимать нимб, засунуть белоснежный хитон в шкаф и молиться Богу, чтобы не наступил голод, война или иной катаклизм, когда близость смерти очень быстро расставит акценты и обнажит подлинные смыслы и подлинную суть людей и вещей.

Ну и, наконец, реакция третья. Наверное, тут лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.

Я бы подписала “слабоумие и отвага”, только отвагой тут и не пахнет. Пахнет тут премией Дарвина и упоительным самолюбованием, обострившимся после демонстрации сериала “Чернобыль”.

Показали заживо распадавшихся пожарных? Сказали, что все, кто стоял на Мосту Смерти, умерли? О, так это же здорово! Надо поехать и посниматься на фоне всех этих “достопримечательностей”, показать, что я тоже сильный и смелый – раз пошел в зону на экскурсию. Не, нуаче, потом можно было бы и в Освенциме селфичку запузырить, на Бутовский полигон сгонять голой посниматься, в конце концов, вот тут тяжелый люкс тоже может сиять неземной красотой на фоне могил – и ниче.

Этот тип реакций – выявляет самый страшный, с моей точки зрения, тип людей. С полным отсутствием эмпатии и сопереживания к представителям своего вида. До них не доходит, что означает “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”. Они считают себя – единственным достойным центром вселенной, а остальных – биомассой, годящейся только на то, чтобы восхищаться и припадать к стопам, так сказать, замирая в глубоком пардоне.

Именно затем они и отправляются в сакральные места – чтобы сняться на их фоне и лишний раз подчеркнуть свою уникальность и неповторимость. Тут и “вы твари дрожащие, а я право имею”, и “я охеренно смел, а вы – трусливая биомасса”, и “посмотрите на мою божественную красоту на фоне жути”….

Впрочем, по сути – это та же борьба со страхом, только борьба эта происходит при полностью отключенном разуме и инстинкте самосохранения. “Это произойдет с кем угодно, но не со мной” – вот их девиз. Смотря на всех этих “сталкеров”, мнящих себя героями, я понимаю, что их страх – еще глубже, чем у тех, кто предпочитает закрыть глаза и уши и кричать: “Это все брехня!” У последних есть хотя бы шанс не заработать какую-нибудь дрянь на почве путешествий в места, для туризма не предназначенных. А у этих… ну у этих – как получится. Остается надеяться на то, что Бог бережет дураков и пьяных.

В общем же и целом – я ждала чего-то подобного. Для недрожащих тварей – не важно, какой ужас им показывают. У них имеется надежный способ борьбы со своим страхом – пойти и сфотографироваться там голым или в максимально смелой позе. Вот только пока своими фотками они добиваются не совсем того, чего ждут. Тупая биомасса оказывается неспособной восхититься смелостью и красотой, предпочитая подписать под фоточкой обидное “ну ты и дебил”.

Ну и то хлеб – не у всего человечества отшибло башку и понятие о сакральном и профанном остается в прошивке по умолчанию. А значит, пока филиал ада на земле откладывается.

1 thought on “А вот и чернобыльский хайп подоспел”

  1. Да уж… Фоточки доставили. Вот уж действительно поколение пепси, Айфона, жертвы ЕГЭ. Люди, трагедии не знавшие. Все трудности и заботы в их никчёмной жизни – найти правильный ракурс, нужный фильтр и набрать больше лайков. Все прочие функции мозга атрофированы за ненадобностью.
    А главное – много же можно интересных мест для фотосессий придумать- на кладбище прийти, чтобы доказать свое превосходство над усопшими. Слов нет.

    Reply

Leave a Comment