Давеча услышала от своего знакомца пламенную речь про то, что инквизиция уничтожила генофонд Европы, поджарив на кострах миллионы женщин только за то, что они были красивыми. После сладострастного описания пыток инквизиторов, в основном замешанных на генитальных местах, знакомец решил отвесить мне комплимент и рассказал, что меня бы тоже сожгли. Хорошо, что решил ограничиться этим без описания подробностей.
Взывать к логике и разуму – скажем, задать вопрос, кто тогда рожал Европе жителей, если миллионы фертильных барышень были заживо сожжены, мне было лень. Опыт дискуссий показывает, что дискутировать надо с тем, кто готов слушать, а не только излагать – знакомец как раз из ораторов.
Но одно в нем хорошо – он подвигает меня копаться в источниках и находить что-то ценное. Тем ценным и делюсь 🙂
Я уже писала об инквизиционных мифах, поэтому многое повторять не буду. Но вот что показалось мне интересным.
Любители поговорить о жареном (гм, мрачный каламбур получился) обычно не знают, что человечество боролось в ведовством и магизмом задолго до европейских процессов над колдунами. И благополучно продолжает бороться в наши дни. В Гане вот четыре года назад толпа линчевала 12 человек за колдовство. Полиция ничего не могла поделать и вынуждена была открыть по линчевателям огонь.
А в начале 2002 года в Индии крестьяне сожгли пять своих земляков по тому же обвинению – колдовство и порча. Всего же за последние несколько лет только в Ассаме было убито около 200 человек, обвинявшихся в колдовстве.
Как видите, вероисповедание совершенно не влияет на желание расправиться с колдунами.
Время проживания и страна – тоже.
Законы Хаммурапи: «Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено
обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя».
Египет – Плутарх пишет, что «в городе Илифии, пишет Манефон, заживо сжигали людей, которых называли Тифоновыми (колдунов), и, провеивая их пепел, рассеивали и уничтожали его» (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 73).
Платон в своих диалогах рассуждал о законах идеального государства против колдовства.
Демосфен добивался и добился казни жрицы-колдуньи.
Русская «Повесть временных лет» от 1071г. рассказывает о том, как языческие волхвы в верхнем Поволжье убивали женщин, обвиняя их в колдовстве.
Неприязнь людей к колдунам совершенно независима от христианства…
Да и в Европе ведовством не занималась исключительно инквизиция, светские суда вполне себе бодро судили и приговаривали колдунов к различным наказаниям. И именно потому, что светские суды приговаривали слишком много людей к наказаниям, не разбираясь в вопросах веры, католическая церковь вынуждена была учредить комиссию под названием “инквизиция”, получившей свое название от латинского inquisito – то есть “исследование”. Обязанности этой комиссии были следующими: найти еретиков, рассмотреть их дело, поучить их, предупредить и только упрямствующих отлучить от Церкви. Все, на этом точка.
И комиссия эта скорее защищала, чем обрекала на казнь. Всем тем, кто жонглирует именами Бруно, Галлилея или Моле, стоило бы узнать, что чернокнижник Бруно, о котором я еще буду рассказывать, находился под следствием много лет, 7 из которых церковь ждала покаяния. Столько же ждали покаяния от Моле. Галилея вообще приговорили к проживанию на загородной вилле его знакомца-архиепископа и наложили епитимью (покаяние) – прочитывать несколько покаянных канонов в сутки. Суровая кара, нечего сказать.
Среди известных исторических персонажей, которыми любят попрекать инквизицию, есть еще имена Яна Гуса, Жанны д’Арк, Николая Коперника.
Поехали разбираться.
Ян Гус – Его продал антипапа Иоанн XXIII и император Сигизмунд, организовавший церковный собор. Сигизмунд передал осужденного графу Людовику, который приказал прево г. Констанцы Гансу Газену: «Возьмите этого человека, осужденного нами обоими, и сожгите его как еретика!». Ныне потомки гуситов и моравские братья находятся в каноническом общении с католиками.
Жанна д’Арк – А кто-нибудь знает, что французский главный инквизитор дважды отклонял приглашение принять участие в процессе? Посланный заместитель нарочно пропустил заседание, чтобы не участвовать в обвинительном приговоре, и первое, что он спросил у заседавших – где адвокат обвиняемой. Звали этого инквизитора Жан Леметр. Через несколько лет французы провели свое заседание, где полностью оправдали Жанну. То, что она причислена католиками к лику святых – не новость.
Николай Коперник – для начала – каноник католической церкви. “De revolutionibus orbium caelestium” – его революционный труд не был опубликован из-за интриг. Вот только не пройдох-церковников, а коллег-ученых из университетов, которые готовы были разорвать того, кто покусился на исповедуемую Птолемееву теорию геоцентризма. Более того, именно братья по церкви убедили незадолго до смерти Николая Коперника опубликовать его труд и поддержали его после начавшейся научной истерики. Да, инквизиция запрещала эту книгу – только какую пометку она поставила? “До исправления”. Как только необходимые исправления были внесены, книга увидела свет. Произошло это в 1620 году. Эти исправления в основном касались утверждений, из которых следовало, что гелиоцентризм является не просто математической моделью, но отражением реальности. Имеется в виду, что церковь всегда протестовала, если какая-то теория объявлялась абсолютной истиной.
Галилео Галилей – ну понятно, во всех школьных учебниках рассказывалось про дуэль ученого и мракобесов в рясах. Темы работы, из-за которой было, собственно назначено расследование была вот какая: «Об астральном фатализме». Астрология, вообще-то, до сих пор не является наукой, принятой академиями наук. Галилей составлял гороскопы и брал за них деньги (об этом написано в его деле). Математик падуанского университета Паннони свидетельствовал против Галилея, эти показания дошли до нашего времени. Кроме всего прочего математик рассказал суду, что Галилей не живет с женой в церковном браке (единственной форме брака на тот момент), детей распихал по монастырям, а сам посещает некую “даму Марину”. Письмо одной из дочерей к отцу тоже сохранилось – девушка писала, что несчастна.
Галилей, лектор математики, обвиняется в том, что он утверждал, что звезды, планеты и небесные влияния определяют события, и в том, что он живет как еретик, – вот обвинение Галилею. Кара: проживание в течение 2 месяцев на вилле архиепископа Флорентийского и прочтение ежедневно 7 покаянных канонов. Жутко, правда? Сурово обошлись гонители со светилом науки.
И, наконец, Джордано Бруно.
Книги ученого – изд. Лондон, 1584 г. “Cena de le ceneri” (“Пир на пепле”) и “Spaccio della bestia trionfante” (“Изгнание торжествующего зверя”). В них Джордано называет себя магом, равным по силе Агриппе и Парацельсу, обвиняет христианство в борьбе с поклонением античным богам и магии Египта. “Я учитель более совершенного богословия, сын неба и матери-земли”, – цитата из книги. Человек не отпирается, что является магом. 7 лет его пытались образумить, но свой путь он выбрал сам. Бруно никогда не мог называться ученым, более того, его работы профанируют учение Коперника. «Магия делает человека мудрым и добродетельным», –
(Джордано Бруно).
Доподлинно известно, что в конце венецианского инквизиционного разбирательства Бруно полностью отрёкся от всех ересей, в которых его обвиняли, и покаянно предался на милость своих судей. По закону его перевели в Рим, где дело затянулось. В 1599 году была сделана попытка еще раз прояснить ситуацию: иезуит Роберт Беллармино с помощью Трагальоло извлёк из сочинений Бруно восемь еретических положений, от которых Бруно предложили еще раз отречься, на что тот согласился. Но в том же году, изменил показания, сказал, что ничего еретического не писал и что служители Святой службы ложно истолковали его взгляды. Тогда Бруно вынесли приговор как нераскаявшемуся еретику и предали светским властям для наказания.
И судили его не как ученого, а как беглого монаха, отступника от веры и мага. Кстати, по современным меркам он еще и антисемит: «… они (евреи) представляют собою племя, разносящее столь сильную заразу, нравственно столь прокаженное и опасное, что заслуживают, чтобы их уничтожали еще до рождения… Евреи – народ, всегда низменный, раболепный, бесчестный, обособленный, замкнутый, избегающий сношения с прочими народами, которых он преследует зверским презрением, навлекая на себя этим самым совершенно заслуженное презрение с их стороны».
Собственно, Бруно сделали известным гарибальдийцы, боровшиеся с властью церкви в Италии. И до этого он не был даже приметным ученым. А вот судивший его кардинал Роберт Беллармино, великий инквизитор, был ученым, гуманистом, писателем, богословом-полемистом. Канонизирован католической церковью, его память отмечается католиками 17 сентября.
Кстати, сама профессия у инквизиторов была повышенного риска. Колдуны и еретики не были белыми пушистыми котятками – как только раскаявшийся церковно альбигоец граф Раймонд 4 Тулузский вышел на свободу, он тут же повелел убить папского легата Пьера де Кастельно, причем прежде – пытать.
За все же время существования инквизиции в стране, которая славится самыми жестокими инквизиторами, Испании, было убито около 5 000 человек. Общее количество жертв инквизиции за все время ее существования во всех странах – около 30 000. Много, очень много. Но давайте вспомним про любую европейскую войну… Средненькую такую войну…
И напомню на всякий случай: инквизиция обладала образцовой системой расследования, судейства, снятия показаний и обвинения/оправдания. Была разработана образцовая система защиты от оговора, которую бы очень неплохо вспомнить нынешним законодателям. Пресловутые пытки – которые были частью государственной системы (и которые продолжают быть негласной ее частью по сей день даже в самых цивилизованных и демократических странах – Гуантанамо слово ни о чем не говорит?) – так вот, показанием для пыток, которые должны были длиться не более 15 минут, служило нераскаяние и упорствование в ереси, пытки не могли применяться без совместного постановления инквизиторов и епископа, и не должны были отличаться от принятых государством средств физического воздействия на граждан).
Торквемада, не очерняемый только ленивым, принял вот какой свод законов (1498):
1. В каждом суде должно быть по два инквизитора, и один из них должен быть юристом, а другой богословом. Они должны действовать сообща при вынесении судебного приговора или при пытке; и они обязаны вместе оглашать имена свидетелей.
2. Служащим инквизиции не позволяется применять орудия пытки там, где это запрещено.
3. Никто не может быть арестован без обоснованного доказательства вины, а судебные разбирательства должны проводиться как можно скорее, а не затягиваться на длительные сроки (как в деле в Ла-Гардии).
4. Дела в отношении умерших должны разрешаться быстро, поскольку задержки причиняют большие страдания детям этих людей, так как им запрещается вступать в брак до окончательного рассмотрения дел их родителей.
5. Денежные взимания не зависят от состояния казны инквизиции. (В прошлом, когда средства инквизиции оскудевали, взимания возрастали.)
6. Личные денежные взимания и тюремное заключение не могут искупляться уплатой штрафа; и только Великий инквизитор может дать разрешение на отмену “санбенито” и освобождать детей от бремени родительских грехов.
7. Инквизиторы должны также заботиться о том, чтобы исповедовавшиеся в своих грехах после ареста искренне раскаивались. При этом следствие не должно быть слишком длительным, а грехи не должны быть явным непослушанием закону и должны арестованным ясно осознаваться.
8. Инквизиция должна сурово и публично наказывать всех лжесвидетелей.
9. В суде не должно быть людей, состоящих между собой в родственных или деловых отношениях.
Вот такие дела. Как говорится, комментарии излишни.
Ирин, прости, но несогласная я… Конечно, не только инквизиция колдунов преследовала, это верно. Но ведь она не для этого и создавалась, а для борьбы с еретиками. Согласись, что колдун и еретик – все-таки не одно и то же. Соглашусь и в том, что на первых порах казней было не очень много, а расследование проводилось достаточно объективно. Но поздняя инквизиция…. инквизиция времен Реформации… это был отнюдь не пушистенький котенок. Что бы там ни писал Торквемада. Вспомни, ведь и в Советской России не было законодательного разрешения на оговоры, пытки, мучения. Ирин, обвинить в ереси могли любого, кто держал дома Библию. И даже если жертв аутодафе было не так уж много, сама жизнь в страхе – разве мало этого?
Трагедия Инквизиции как явления состоит даже не в том, что тысячи жертв были казнены и замучены, а в том, что это было сделано с именем Христа на устах…
Ты Льоренте читала? И мне лично совершенно все равно, что от чумы или войн погибло не в пример больше людей. Это не оправдание и не смягчающее обстоятельство.
Аленка, в СССР были законы, разрешающие меры физического воздействия на заключенных и смертная казнь, распространяющаяся на детей от 12 лет. 36-37 годом законы датируются. И я пыталась в статье не оправдать инквизицию – вот чего уж меньше всего хотелось. А поглядеть на нее под другим углом. Не с того угла, под которым меня в школе и вузе учили смотреть.
И огромное спасибо за то, что ты написала, я Льоренте не читала, пойду копать 🙂