Решила сегодня глянуть фильм, последний раз смотренный в глубоком подростковом возрасте. Помню из всего только песню на стихи Тагора и лицо Татьяны Аксюты в кленовом венке.
А, ну да, и то, что Никита Михайловский умер очень молодым.
Кстати, поразило то, что в сцене в кафе Никита Михайловский практически предсказал свою судьбу. Очень печально.
Когда я смотрела фильм подростком, как-то не верилось в существование такой любви – и таких подростков тоже. Какие-то все это были шекспировские страсти и слишком большая взрослая напряженность чувств.
Сейчас – фильм смотрится еще более странно, когда я сама стала мамой девочки возраста Кати… Эти дети по сравнению с поколением наших детей что-то совсем уж рано повзрослели и оказались способными на глубокую недетскую любовь.
Но если глянуть на время – все становится немного более понятным. Итак, на дворе 1980-й год. Значит, десятиклассники-герои фильма родились в 1963-64 годах. Их родители поженились в начале шестидесятых. То есть это поколение шестидесятников, которые родились во время войны. Байдарки, походы, романтика целины, покорение космоса и атомного ядра. Дети этих людей действительно рано взрослели и становились самостоятельными, им приходилось это делать по простой причине: сначала у родителей была целина, а потом – борьба за материальные блага. Достать-добыть-отстоять очередь-получить… А дети – что дети… Дети вынуждены были расти и заботиться о себе самостоятельно – вы посмотрите на происходящее: родители Кати совершенно спокойно уезжают на море и отпускают девочку одну назад в Москву. Катя так же спокойно и самостоятельно едет в Ленинград искать Ромку – без адреса и без телефона. Ромка ухаживает и ведет себя с Катей как взрослый мужчина: все его разговоры и поступки – на современный взгляд вполне могут принадлежать молодому мужчине сильно за двадцать, а не шестнадцатилетнему подростку.
Но вся эта канва с любовной историей подростков нынче была мне не очень интересна. Я скажу больше: к своему удивлению я была рада, что все эти подростковые страсти миновали меня и я смогла вполне себе нормально отучиться, не особенно отвлекаясь на дела сердечные.
В силу возраста мне было интереснее смотреть на взрослых.
Итак, у нас имеется несколько пар: мама Кати в исполнении Ирины Мирошниченко со вторым мужем в исполнении сексапильного Евгения Герасимова. Мама Ромы в исполнении Лидии Федосеевой-Шукшиной с мужем Альбертом Филозовым. Учительница Елена Соловей с несостоявшимся мужем Леонидом Филатовым.
У мамы Кати на момент начала фильма происходит медовый месяц. Эта сногсшибательная блондинка, наконец, нашла себе молодого красавца-мужа, с которым целуется по углам и которому рожает ребенка “на старости лет”. По сопоставлению фактов “старость лет” в данном случае – 35 (милый нюанс времени). Во всей этой женщине считывается только одно: она счастлива, любит, любима и необыкновенно расцвела в своем новом браке.
У мамы Романа Веры – брак несчастливый, она – суррогат, вынужденная жена так и не разлюбившего свою первую любовь мужчины. Их брак – считывается с первого взгляда. Роскошная Люся, героиня Мирошниченко, ему недоступна, поэтому женился он то ли назло, то ли просто потому что Верочка молчаливой тенью ходила за ним, пока не выходила свое счастье. И так бы и жить им спокойной жизнью, если бы не полученная в новом районе квартира.
Учительница Татьяна Николаевна Кольцова – в исполнении блистательной Елены Соловей, тоже несчастна. Несостоявшаяся актриса, дочь потрясающе красивой матери, которая, судя по всему, всегда ее затмевала, она отбывает свою каторгу в школе, изнемогает под грузом “вегето-сосудистой дистонии”, диагнозом, под который зачастую подпадало банальное расстройство женского организма из-за отсутствия секса, мучается сама, мучает любящего ее врача Мишу в исполнении Леонида Филатова – и остается в результате одна, подталкивая Мишу жениться от отчаяния на своей лаборантке. Там не за горами родится еще одна несчастливая семья – где мужчина будет тосковать и любить другую, а жена будет мучиться осознанием собственной ненужности и никчемности.
И вот глядя на все эти множащиеся несчастья взрослых на фоне глубокой любви детей – я вдруг поняла еще одну штуку. Ребята, почти все в этом фильме решали женщины. А что может порешать несчастливая женщина – становится понятным по сюжету кино. Вот смотрите: Люся сама бросила отца Ромы Костю. Верочка – Костю на себе женила. Татьяна Николаевна – при всей своей пассивности мужика своего все же выгоняет и назад не принимает. Бабушка Ромы – вообще командир в юбке. Мама Татьяны Николаевны – тоже. Вообще все вопросы в фильме решают женщины. Мужчины – лишь иногда берутся подать голос. Даже супер-мачо, новый муж Люси – и то, разбирается с таксистами, но в область “чувств” – не ходок. Вообще мужики в этом фильме сильно послушные – и только один Рома берется что-то и как-то решать самостоятельно “на том простом основании, что он – мужик”.
“Мужик” один раз просыпается и в слабаке Косте, когда он узнает, какой план по разлучению влюбленных придумала жена со своей матерью.
И еще раз – в феноменально отыгранной сцене между Филозовым и Мирошниченко, когда он приходит к ним в дом с рассказом о Ленинграде. Я была потрясена филигранностью сыгранных чувств, все же действительно та актерская школа – была высшим пилотажем, так сейчас не играют нигде – ни у нас, ни на Западе.
Ну и, наконец, я с удивлением узнала, что дочь писательницы Галины Щербаковой, автора повести о первой любви, писала продолжение. Я ограничилась только чтением сюжета – и скажу, что это типичное перестроечное дерьмо, где присутствует несчастливый брак Ромы и Кати в шумящих девяностых, где толстая и тупая Катя гнобит Рому, своего брата Мишу и добивается своим поведением того, что Рому подбирает активная Алена Старцева (помните училку английского из “Гостьи из Будущего”?) Вот эта актриса Алену и сыграла. В продолжении она стала крутой бизнес-вумэн и тыпы.
Я подобные графоманские опусы не читаю – поэтому примерно накидаю сюжет из логики времени и характеров персонажей.
Итак, ребята оканчивают школу в 1980 году. Пять лет на вуз (думаю, Рома-таки закончит свой физмат, а Катю сунут куда-нибудь в библиотечный или педагогический). Перестройка, в которую родители Ромы могут вписаться, если мама Вера возьмется за тюки и начнет возить из Турции шмотье. Родители Кати – будут вполне процветать, потому что судя по всему, муж у Люси – очень оборотистый и небедный (то, как одета Люся, – одевались только жены “членов политбюро”). Немного пометавшись и поняв, что со своим образованием и образованием жены – сильно много не заработаешь, Рома может подать документы на эмиграцию и свалить зарубеж, где вполне переквалифицируется в программиста и заживет со своей Катей и выводком детей где-нибудь на Калифорнийщине, куда со временем перетянет родителей.
Катя будет растить детей, помирится со свекровью, которая будет рада оставить баулы и заняться внуками, вся семья будет наезжать в Москву к родителям Кати, которые не уедут с родины именно потому, что замечательно впишутся в новую жизнь (при условии, что в девяностые никого не пристрелят)… Ну и все… Обычная счастливая семья обычных людей – без изысков и особенных смертельных страстей.
А в общем – милый все же фильм. Сейчас таких не снимают.
Я помню, в старших классах он и “100 дней после детства” меня прямо очень тронули, хотя я вообще не фанат советского кино 🙂 Меня еще удивило, когда я книгу читала, что там вообще концовка иная
Концовку Щербаковой пришлось переделать, чтобы трагичный финал не свел с ума всех подростков Союза.