Помните эту знаменитую присказку о мухах и пчелах? Про то, как поспорили муха с пчелой, что такое мир.
Муха сообщила, что мир – это одна большая помойка с кучами дерьма и великолепными вонючими горами, полными опарышей. Пчела утверждала, что мир – это один огромный луг с цветами и светлыми ручьями, полными игривых рыб. Так они до сих пор и спорят…
Так вот, ребята, я лишний раз убеждаюсь, что спор этот вечен, и кто мы – муха или пчела – зависит исключительно от угла нашего зрения на мир.
Начну издалека.
Моя приятельница сегодня запостила текст о том, что ее знакомая должна была передать в аэропорту письмо, но встречающий задерживался, она устала после перелета и не хотела ждать, поэтому решила оставить письмо в кафе девочке-бариста. Девочка затребовала за услугу тысячу рублей, тогда женщина решила поискать того, кто передержит бумажку бесплатно – и нашла такую добрую душу в каком-то аэропортовском офисе по продаже страховок. Вывод авторессы, кстати, заключался в том, что надо себя ценить и поменьше делать одолжений людям, вон, мол, Лариса Гузеева однажды прилетела в какой-то аэропорт на концерт, встречающие не встретили, потому что попали в пробку, и тогда “звезда” села на обратный рейс и улетела домой, ибо – неча себя растрачивать на всяких недобросовестных уродов.
Я слегка подафигела – причем по нескольким причинам. Во-первых, недоактриса Гузеева склонна переоценивать свой вклад в мировую культуру, поэтому повела себя как истеричная звезда провинциального ТЮЗа – мне вот известны другие истории, когда вполне себе состоявшиеся артисты вроде Смоктуновского, Жженова или Яковлева были гораздо терпимее “бесприданницы российского кинематографа”, учитывая обстоятельства, которые складывались у принимающей стороны.
Но гораздо мощнее я афигела от поведения “девочки-бариста”. Понимаете ли, друзья мои, работа с людьми, конечно, очень тяжелая, но она приносит одну огромную плюшку: можно бесконечно наблюдать людские истории в прогрессии. И если каким-то образом вы коллекционируете житейские истории, подобное занятие будет для вас неиссякаемым источником наблюдений. Так вот, поверьте мне на слово, когда (не если, а именно когда) “девочка-бариста” столкнется с необходимостью получить от людей добро, она получит ровно то же самое, что посеяла. И тогда мир наводнится очередным словоизвержением на тему “люди сволочи, мир – куча жадного и жестокого говна” – причем словоизвергающему в голову не придет тот простой факт, что говно ей прилетело потому, что она изо всех сил сеяла его, не покладая рук. Ей не пришло в голову сделать обычный маленький акт добра в отношение просящего о помощи (причем эта помощь бы ей ничего не стоила) – и однажды она столкнется с тем, что встретит такого же жадного и равнодушного человека, который нагло взглянет ей в глаза и скажет: “Тысяча рублей”.
Жаль только, что у “девочки-бариста” не будет ни малейшего шанса увязать запуск бумеранга с его прилетом – обычно у жадных и тупых людей с причинно-следственными связями всегда большие напряги.
Но я знавала примеры и покруче – собственно, знакомство с оными и заставило меня взяться за клаву в этот раз. Знаете, я встречала очень и очень разных людей в жизни, и одними из самых мощных руин моих персональных иллюзий, покруче Баальбекского святилища, являются иллюзии о связи высокого интеллекта и крутого образования с морально-нравственными качествами. Я уже рассказывала вам о том, что знаю человека, который считается умом-честью-совестью российской науки, да и нации в целом, но это такой нравственный урод, что от его истории можно просто свихнуться по насередке когнитивного диссонанса (впрочем, после истории Соколова, пожалуй, по поводу моего знакомого свихиваться рановато).
В моем жизненном анамнезе имеется и другая встреча: супружеская пара, где он – имеет два совершенно охренительных диплома, причем оба вуза являются одними из немногих российских вузов, признанных во всем мире (все однокурсники персонажа – являются топовыми сотрудниками Кремниевой долины, сам он – охренительно крутой спец в своей отрасли науки, зарабатывает невменяемые деньги и вообще его можно считать образчиком успешности). Она – тоже имеет очень крутую специальность, в свое время мелькала фейсом в ящике и тусовалась с крайне значимыми персонажами в истеблишменте. Знакомясь с этой парой, я была уверена, что с таким послужным списком – эти люди будут просто ходячим сокровищем, с которым можно получить великолепный опыт личностного общения.
Но с самого начала наш контакт стал обрастать все бОльшими странностями. Сначала дети пары повели себя не совсем адекватно: обычно я могу найти контакт с любым ребенком или тинейджером, секрет тут прост, как рецепт глазуньи: общаться с ребенком на равных, без сюсюканья и взглядов свысока. Однако обе девочки смотрели на меня, как будто увидели говорящую ископаемую сколопендру и степень их охренения была написана на лицах столь ярко, что я начала слегка запинаться и не понимать, а что, собственно говоря, происходит. Потом пара начала общаться со мной по отдельности – не ставя друг друга в известность, что мы связаны телефоном и редкими личными встречами. А потом, когда “настало время ох…тельных историй” (ведь я уже рассказывала, что мне рано или поздно непременно расскажут что было, что будет и чем сердце успокоится), я и постигла дзен житейской философии данных персонажей.
В общем, малята, философия такая: весь мир, все люди – непременно зациклены на том, чтобы обмануть, подставить и выманить деньги у нашей парочки. В силу специальности они жили в разных местах глобуса – и везде все вокруг только и делали, что придумывали, как обмануть бедных овечек. Более того, он – подозревает ее родителей, что они тянут из них денежки (оба старика уже пенсионеры и они вынуждены им помогать). А она тоже думает, что его родители достаточно молоды и здоровы, чтобы им еще помогать финансово (у него родители моложе и не такие беспомощные). Мы порекомендовали им несколько сервисных услуг – так вот, “там везде сидят одни кидалы, только бы бабло качать”. Нынешний работодатель – недоплачивает и не ценит. Прошлый работодатель был вообще уродом, жопящимся на зарплату такому крутому спецу. Потенциальные работодатели только и думают, как недооценить такое светило, как наш квазар современной науки.
Примерно поняв, как люди смотрят на мир, я и поняла, почему детишки так на меня реагировали: они ведь достаточно взрослые, но не совсем могли связать мое очевидно доброжелательное поведение и то, каким образом я могу обмануть их семейство. И то, что я им нравилось, – никак не могло войти в нормальное кореллирование с тем, что я чудовище, жаждущее их обмануть. Потом, когда они немного со мной подружились, мне открылась еще более загадочная бездна. Вот смотрите: почти все читающие меня – родители, так? Теперь представьте себе ситуацию: вы сидите со знакомым человеком, не другом, но и не просто чужим. И ваш ребенок в разговоре с этим человеком рассказывает, что его одноклассники – сплошь и рядом уроды, отребье, с которым сидеть в одной комнате – ниже достоинства, что все они тупые и там не с кем не то, что дружить, а вообще сесть за одним столом, чтобы не беситься от отвращения.
Представили? А я, тем не менее, привела содержание весьма близко к тексту. Вот вы мне скажите: вы как мать или отец как бы реагировали? Я бы если бы моя дочка только заикнулась такое говорить о людях, провела бы вдумчивую беседу на тему “ЧСВ (чувство собственного величия) и реальность”. Но моя визави, семилетняя сопля, вызывала у родителей, слушающих ее излияния, горделивую улыбку и всяческое поощрение.
И тогда я поняла, что это у девочки мысли не свои – она замечательно все это слышит дома и подхватывает, дабы транслировать в массы. Ну и сейчас мне оказана особая честь – быть ознакомленной с этим вИдением мира.
Дальнейшие наблюдения за жизнью пары показали еще больше прелестных деталей и подробностей – но к теме данного поста они отношения не имеют, может, как-нибудь еще поделюсь.
Суть же в другом – понимаете, после некоторого времени общения я поняла, что эти люди действительно живут в весьма неприветливом месте: вы представляете, каково жить в мире, где все люди – лжецы и подонки, и вы подозреваете в лживости и желании на вас нажиться даже собственных родителей? Вы представляете себе жизнь в месте, где все люди – ниже вас, недостойны вас, равных вам – просто не содержится (ну или они редки, как сумчатые волки). Вы представляете, каково жить в мире, где все продается и все покупается, а иных отношений – просто не бывает?
И вот поставив себя на место этих бедолаг – я и поняла, что живут они в очень неприветливом месте, потому что вокруг них – сплошная помойка, воняющая дерьмом и ядохимикатами. И даже если на их пути встретится некто, благоухающий цветами, они просто не увидят его, не воспримут ни цвета, ни запаха, потому что воспринимающий орган – не настроен на эти волны.
Вся их жизнь – это череда встреч с дерьмом, потому что они его ждут, они его выискивают, – и, разумеется, находят. А если не умеют найти, подозревают, что дерьмо есть, но просто слишком глубоко спрятано, нужно всего лишь хорошенечко поискать.
Самое же фееричное то, что жизнь щедро одаривает их тем, что они ищут: непомерно разросшееся чувство собственного величия и нацеленность всех антенн на поиск знакомой и любимой субстанции играет обычно с такими людьми весьма злые шутки. Они обычно действительно вляпываются в такие глобальные пиз…цы, что потом любо-дорого описывать в качестве иллюстрации “кто ищет, тот всегда найдет”.
Мы с вами, малята, тоже вскорости посмотрим продолжение этого сериала – потому что я просто села с попкорном наблюдать за жизненными коллизиями этой парочки. Потом расскажу, в чем дело, обещаю.
Ну а пока – подвожу итог.
Каждый в жизни действительно находит то, что на самом деле ищет. Лев Аслан из Льюисовской Нарнии был тысячу раз прав. Мы не просто находим то, что ищем, мы действительно творим свою собственную реальность, прежде чем найти искомое. Тот, кто отправляет в мир зло, обман, подлость – напоминает человека, портящего воздух в собственной комнате с закрытыми окнами, пока он сам же не начинает задыхаться в собственном зловонии, принюхавшись к нему настолько, что зловоние зловонием не кажется. Самое же ужасное заключается в том, что если по какой-то причине у него распахнутся окна и в комнату ворвется запах луга, моря, полевых цветов, то привыкшему к вдыханию яда человеку может стать плохо. Он уже привык к отравленному воздуху, к загустевшему дерьму вокруг себя – и все иное будет казаться ему нежеланным. Помните, я писала о прецеденте с показаниями в полиции по поводу разыскиваемого преступника? Единственным свидетелем преступления, убийства предпринимателя, был бомж. Он описал убийцу как дурно пахнущего человека. Полицейские с ног сбились, ища кого-то, кто был бы более вонючим, чем свидетель. Разумеется, никого не нашли, пока какой-то умной голове не пришло озарение – подвести к бомжу полицейского, побрызганного одеколоном. Бомж уверенно сказал, что от убийцы смердело именно подобным образом.
Случай вошел во все учебники криминалистики как показательный: запах – вещь весьма субъективная, социально адаптированный человек вонью назовет запах немытого тела. Опустившийся бездомный запах мыла и духов считает вонью, принюхавшись к миазмам своего давно не мытого тела.
В общем, наверное, вы уже догадались, чего хочу сказать.
Мир – действительно непростое место для жизни, но если в нашей власти влиять на свою реальность, пусть уж лучше в нем будет больше лугов и поменьше помоек. Уж что сеять – дерьмо и мусор, или траву и цветы – мы можем решить сами. И не просто решить – а сделать это.