Ребята, посмотрела совершенно феерический советский фильм 1975 года под названием “Единственная”. Смотрела открыв рот, потому как дивный совершенно сюжет.
Итак, у нас имеется персонаж Валерия Золотухина Николай Касаткин, который возвращается из армии, куда угодил позже остальных женатым человеком (из-за болезни). Дома его дожидается красавица-жена Танечка, Елена Проклова, малышка-дочка, мать (Любовь Соколова) и сестра (нереально красивая Лариса Малеванная). О жене ходят недобрые слухи, но Коля Касаткин им не верит, потому как жена у него – секс-бомба. Да, в СССР таких понятий не было, но она мало того, что красивая, так еще и модная (работая официанткой, она позволяет себе сумасшедше красиво одеваться). Поведение Танечки, встретившей мужа из армии, показывается целомудренно, но считывается там такое, что огого.
Поэтому Николай никому не верит, а когда пятилетняя дочка совершенно очевидным образом выдает ему правду о том, что мама, дожидаясь мужа из армии, в одиночестве не пропадала, – наступает себе на все и делает вид, что верит Тане и дальше.
А Танечка ведет себя образцово показательно: она вьется вокруг Николая вьюном, одевает его как куклу у спекулянтов, истошно ревнует и создает ему праздник каждый день.
Ровно до тех пор, пока Николай не возвращается из командировки и не застает жену в объятиях худрука их ансамбля (а вот тут, ребята, я вытаращила глаза, потому что увидела Высоцкого, спевшего песню, которую я вообще никогда не слышала). Замечу, что в фильме совершенно потрясающий актерский состав – даже в эпизодах снимаются актеры уровня Пельтцер.
Ясное дело, такой поворот Николай не выдерживает и разводится с неверной женой. Сцена товарищеского суда – это отдельная пеЗДня, на суд общественности выносились такие вопросы, что я от испанского стыда сама сгорала. Но самым кровавым цимесом была речь жены, рыдавшей и объяснявшей общественности, как она любит Колю и не может без него жить.
А потом Коля находит себе библиотекаршу (Людмила Гладунко), женится на ней (свадебный костюм Золотухина с жабо доконал меня окончательно), получает квартиру и вроде бы предполагается, что теперь жизнь обернется своей бриллиантовой стороной. Но Николай впадает в состояние, которое любой нынешний психолог бы назвал классической депрессией, а директор колиного завода – блажью и дурью (ты не воевал, под бомбами не лежал, а значит бесишься с жиру). Коля страдает и мучается, все больше ненавидит жену, теряет вкус и интерес к жизни.
Ну а потом в классике соцреализма – нам преподносится финал, что Коля вроде бы осознает, что реально мается дурью… ну и уезжает в рейс (Коля дальнобойщик), чтобы “все обдумать”.
Ребята, в общем и целом фильм ломает все стереотипы о том, что “в СССР не было секса”, ну и вообще он поднимает очень важный и очень серьезный вопрос: а что вообще это было между двумя супругами. И что будет. И почему все сложилось именно так.
Как ни странно, мне не понравился тандем Золотухин-Проклова. Золотухина я не очень люблю вообще, хотя он талантливый актер. А Прокловой не хватило “роковитости” для изображения очень интересного женского типажа. Любвеобильной роковухи, манипуляторши “нижними чакрами”, как выразился бы мой подопечный наблюдаемый курятник “сложных женщин”. Самыми знаменитыми представительницами этих особ были Лиля Брик и Апполинария Суслова, женщины с мощным сексапилом и темпераментом, сражающим мужчин настолько, что все остальные женщины им кажутся пресными и скучными. В наше время их называют полиаморами, а моя бабушка бы определила пОцыенток как “слабых на передок”. Но какое бы определение им ни давать – в результате все равно мы придем к женщине, привязывающей к себе мужчину прочными плотскими узами (особенно если речь идет о малоопытных персонажах с малым донжуанским списком).
Проклова хорошая актриса, но не с ее внешностью изображать сладкую женщину, перед которой не устоял даже сам Высоцкий 🙂 – что уж говорить о простоватом персонаже Золотухина. Если бы по возрасту на эту роль подошла Людмила Хитяева – вот это был бы фильм, вот это была бы манкость и томность. А так… ну смотришь на прЫнцесскую Проклову и думаешь – ну куда, куда тебе с такой внешностью изображать сексапильную официантку, которая сводит с ума всех носителей брюк вокруг, да так, что клеймо бляди ей не приклеивают ни бабы-коллеги, ни мужики, ни сам муж…
Ну а Золотухин неплохо изобразил простокуватого шофера, но страдающего от депрессии из-за потерянной любви… ну вообще никак… Телячий взгляд, бровки домиком…
Так что, ребята, если хотите удивиться, на какие темы снимались фильмы в СССР, посмотрите “Единственную”.
А вообще, думается мне, что если бы из сценария убрать соцреализм и добавить обычной неприкрытой правды жизни, то можно было бы сбацать нехилейшую жизненную драму.