Ну обещала же себе больше не глядеть передачу великого интервьюера Светланы Бондарчук, но тут сработало любопытство.
Глянула рекламу премьеры фильма “Беспринципные”, оказалось, снят по сценарию писателя Цыпкина, ютубчик тут же вывалил ссыль на интеорвью с ним Светланы Б.
Пошла смотреть. Зачин был фееричен: Светлана ходила рядом с Патриаршими прудами и рассуждала о том, что она принадлежит к классу “патриканцев”. Путем невероятных мозговых усилий я догадалась свести рядом название прудов и самонаименование “коренных масквичей с центра” – подивилась, как близко словоформа подошла к “патрициям”, что, впрочем, неудивительно. Ну кто ж они, как не патриции по сравнению со всякими замкадышами.
Встретив писателя Цыпкина, Света повела его сидеть на ту самую лавочку, где когда-то сидели Берлиоз и… И вот тут у патриканки и “коренного петербуржца и писателя” Цыпкина произошел первый затык. Ни один из вышеозначенных интеллигентных людей так и не вспомнил имя собеседника Берлиоза, что для меня лично является знаковым. Зато Светлана с умным видом изрекла, что сто раз читала роман, но так и не смогла полюбить Мастера: “Я ваще не понимаю, как такая женщина, как Маргарита, полюбила такого никчемного человека” (с).
Далее последовал час действа, которое мне очень помогло еще больше понять, что варится в головах этих людей. Помните, мы все время с вами потешаемся, что они существуют в реальности фильтров и ретуши, совершенно забывая, как выглядят вживую или на видео. Так вот – тут дело не ограничивается чисто внешним. Они вообще существуют в неком иллюзорном пространстве имени себя – которое с областью доказательств не имеет ничего общего.
Пример. Супруга писателя Цыпкина Оксана Лаврентьева долго и подробно рассказывала, как она заставила писателя пойти в спортзал и у него теперь “банки на бицухе”. Видеоряд открывал Цыпкина с тоненькими ножками и основательно беременным животом, торчащим в сидячем виде чуть ли не выше носа. Писатель Цыпкин в свою очередь с очень понтовым видом рассказывал о том, что у него военная специальность военного разведчика-психолога. Света Б., перевозбудившись, начала канючить, чтобы писатель рассказал о ней все как есть. Писатель с очень умным видом сказал, что ему придется говорить Свете неприятные вещи. А потом долго рассыпался соловьем, какая Света интеллигентная чистоплюйка и как она верит в хорошее в людях.
И так было со всеми беседовавшими со Светой. Увалень Виторган поведал, как он познакомился с Цыпкиным по телефону, пообещав ему просунуть один палец в один глаз, второй – в другой и вырвать переносицу по насередке ревности (тогда актер был женат на Ксении Собчак). Глядя на увальня Виторгана, верилось только в одно: человек такой комплекции может качественно дать в бубен только персонажу типа нынешнего мужа Ксении С, который всем и всегда вслух говорит о том, что не умеет драться. Вот это – для Виторгана-младшего будет самым подходящим соперником, тогда как любой другой переносицу будет рвать самому ревнивцу. Но Виторган при этом уверен, что он мачо и офигенно опасный тип.
Ололошенька (в миру Оксана Лаврентьева), сидя на безобразном аляповатом диване с еще более безобразными подушками, долго вещала о том, какой чудовищный вкус у писателя Цыпкина, поэтому одевать и обувать его вынуждена она, равно как и работать критиком и рецензентом его книг, заставляя писателя переписывать свои повести и рассказы по сто раз, пока они не удовлетворят Оксанин высокий вкус. Вспоминая малограмотные посты Оксаны в инсте и общую манеру вести себя, становится понятно, что только бывшей супруге приблатненного банкира Костина и выступать литературным оценщиком опусов нового русского классика.
Вот эта потрясающая разница между декларируемым и имеющимся в наличии и заставила меня досмотреть это скучное видео до конца. У этих людей фильтры не только на фотки – но и на самовосприятие. Сами себе они кажутся умными, стильными, одаренными, смелыми, духовно замечательными людьми, а по факту… По факту все на экране просто вопит о том, что, скажем, Цыпкин – играется в скомороха и такого юморного простачка только потому, что Лаврентьева типа “вывела его на вершины светской Москвы”, а там к нему относятся эдак снисходительно похлопывая его по плечу сверху вниз… Ну вроде “хей, братишка, ты радуйся, мы ж снизошли до тебя и даже что-то там читаем твои рассказики и играем в киношечках по твоим сценариям, “сам” Резо их ставит, “сама” Анна или Ингеборга в них играет (такой нюанс: настоящие “патриканцы” никогда не скажут имя и фамилию, только имя, потому что “ну всем же ясно, какой Резо и какая Анна имеются в виду).
И вот сидит этот неловкий скоморошек – подшучивает над собой, и видно, как же это видно, что это не самоирония уверенного в себе человека, а превентивный, так сказать, удар, самоунижение, пока тебя не унизил кто-то из этих новоявленных патрициев, снисходительно пустивших тебя в свой круг. Зато как знаково он повел себя тогда, когда пара молодых людей подошла и попросила с ними сфотографироваться. Это было самое омерзительное, что я увидела за всю передачу – более того, оно многое сказало о Цыпкине как о человеке. И о той роли, которую он вынужден сейчас исполнять.
Я не поклонница литературного таланта писателя Цыпкина – то, что они пишет, – это не графомания, но и не тексты, вызывающие у меня вздох “мне так слабо”. Но я действительно не могу представить себе, как это – если бы Чехов или Некрасов давали почитать свои рассказы какой-то безграмотной в прямом смысле этого слова женщине, все достоинство которой свелось к тому, что она сумела пару раз удачно выскочить замуж за полубандитов-получиновников и родить им детей. И ориентировались на ее вкус как на камертон: “Оксане понравилось – значит, я хорошо написал”.
В общем, ребята, я лишний раз убедилась, какого дерьмового качества нынче пошел бомонд. А я между тем читаю книгу Лотмана о быте и нравах общества в конце 18 и начале 19 века. Еще напишу о ней развернуто – но какой же разительнейший контраст, просто разительнейший. Это даже не о деградации – это о качественной смене высшего света, ни о какой количественной составляющей тут речи быть не может.
Сотня лет – и белой костью нации обозвали себя “патриканцы”. Не знаю, как насчет отрицательной селекции в общем генофонде, но вот в бомонде речь идет именно об этом понятии.