Сериал “Инсомния” как иллюстрация тенденций

Я наверстываю пропущенное в своих управдомовских гонках – и довелось вот отсмотреть сериал “Инсомния”.

Знаете, что мне не понравилось больше всего? Что это дорогой продукт, в который ввалили и деньги, и консультации, но продукт этот иллюстрирует отвратительную тенденцию, которая не просто зародилась и развилась, а уже приносит свои плоды.

Но давайте по-порядку.

Итак, у нас имеется “непознанный мир” уже не психологии, а цельной психиатрии, связанный с гипнозом. “Великое светило” науки в исполнении Гоши Куценко – отвечает всем требованиям главгероя, порожденного незабвенным доктором Хаусом. Он невероятно успешен, у него есть начальница-женщина, влюбленная в него со студенческих лет (Мария Миронова), он консультирует самые безнадежные случаи и обладает немыслимым для России капиталом, позволяющим ему вести самый разнузданный образ жизни.

При этом наш герой – конченный алкаш, слоняющийся по стрип-клубам, у него чудовищные отношения с отцом, у него суициднулась жена и он целиком состоит из сплошных психотравм – хоть фрейдовских, хоть юнгианских, хоть адлеровских, да хоть и в Кащенко его клади (а он в конце концов туда попадает) – и там врачам будет чем заняться.

Восемь серий наш герой будет разбираться с пациентами, близкими и самим собой, чтобы потом выйти аки птица финикс из пламени обновленным и здоровым, готовым лечить, любить и собирать с папенькой грибы.

Почему же я буду сейчас ворчать? Да потому, что помимо того, что я тупо соскучилась по вменяемым главным героям, которые бы не собирали в самих себе самых отвратительных человеческих качеств – будучи лекарями даже не телес, как Гриша Хаус, а цельных душ, которые не вылечить, будучи совершенно крезанутым, потому что все, что ты сумеешь, – это нахвататься чужих демонов и поделиться своими. Но даже это не главный повод для ругани. Ну мало ли, консультант “по регрессивному гипнозу” у кина имеется – но, может, его не послушали ради красоты сценария.

Речь о самом регрессивном гипнозе. Дело в том, что в самом гипнозе нет ничего необычного, медицина давно знает о нем и применяет – Тарковский вон даже это дело заснял и перед нами предстает работа врача, который за считанные минуты снимает у пациента заикание. Но в кино нам показывают не медицину – в кино нам показывают сращение науки с магией, и все это подается под соусом “а наука подчиняется магии и идет у нее учиться”.

И регрессивный гипноз тоже существует – если вы гипнабельны, то вас можно возвратить в ваш пятилетний возраст и вы будете отвечать на вопросы детским голосом, насколько позволят ваши связки, вести себя как ребенок и говорить как ребенок. Теоретически можно двинуться и дальше – да только мы не зря не помним момент своего рождения, мучаются не только мамы, детишки мучаются сильнее – и зачем лезть в эту боль “гипнозу ради”, я понятия не имею. Но в том-то и дело, что регрессивные гипнологи утверждают, что можно двинуться дальше – и прискакать прямиком в “прошлую жизнь” и проработать “тамошние травмы”.

Вот, скажем, не может женщина забеременеть, а ее хренась – и в прошлую жизнь, а там выясняется, что она своего ребеночка-то и убила, и в этой жизни сама себя наказывает бесплодием. И если эту травму “проработать”, то тут же и забеременеешь. Ну или еще можно взять русского ребеночка с эпилепсией, который в припадках по-французски говорит, привезти во Францию, и обнаружится, что он находится в медиумической связи с мертвым французским мальчиком, который подселился в русское тело, чтобы спасти своего братца от отчима-педофила.

Это я вам уже про кино рассказываю, кстати. В нем даже финт имеется – в исполнении Ирины Старшенбаум, которая в конце концов окажется не тем, что о ней думают все, кто с ней сталкивался (я вам не буду спойлить хотя бы тут), но вот если вы решитесь кинишко глянуть, задумайтесь потом, могло ли такое в принципе быть.

Но все эти сценарные изыски и находки – ничто по сравнению с главной идеей фильма. Регрессивный гипноз не просто существует, он является панацеей от всех бед, все люди гипнабельны на три щелчка пальцами, ну и официальная наука должна не просто это признать, а еще и учиться. В фильме так и показано: психиатр, кандидат наук, завотделением больницы имени Кащенко (его играет Кирилл Кяро) – оказывается сначала бессилен перед умениями Гоши Куценко, потом – блестяще им обламывается, ведь Гоша, по сути пациент, убеждает комиссию из врачей, что он вменяем и имеет не тот диагноз, который поставил ему психиатр, по ходу излечивает регрессивным гипнозом соседа по палате, с которым два года медицина ничего не могла сделать, ну и в качестве вишенки на тортике – ученый психиатр становится преданным учеником Гоши и исцеляет его самого тем же методом.

Вообще в сериале много медицинской медицины вроде “захлебнувшегося околоплодными водами шестнадцатинедельного плода” или развившегося за неделю после простуды чахоточного кровохарканья, но это уже ладно, чего придираться. А вот к тому, что в этом кино лженаука у нас науку не просто одной левой уделывает, а берет к себе в ученики – это крепко, ребята. А мы потом удивляемся, что взрослые люди с советской школой в анамнезе снимают “химтрейлы”, которыми “нас травят”, или лечатся у шарлатанов. Так а чего еще думать – если кругом в любом утюге у нас вот такая окрошка из правды и лжи, созданная на самом деле по всем канонам пропаганды великого мастера и родоначальника традиции херра Г. ?

Ах да, в фильме еще присутствует и великой позитивной силы персонаж, супруг Марии Мироновой, комитетчик по профессии, в исполнении Александра Робака. Такого положительного персонажа – еще пойди поищи, а уж то, что он терпит от жены и ее алкоголического любовника-подчиненного – так это уму непостижимо. Но терпит – потому что любовь.

В общем, дорогие товарищи, не знаю, будете ли вы это дело смотреть – но скажу так, в качестве иллюстрации к сращиванию науки и магии – самое оно. И наверное, стоит еще упомянуть, что в этом фильме матерятся просто все, кроме совсем маленьких детей. Вот такой прием художественный – чтобы раскрыть персонажей еще глубже и шире, так сказать.

Пы.Сы. Я знаю, что имеются зафиксированные случаи воспоминаний “о прошлых жизнях” и прочие странности вроде выбора Далай Ламы. Но я тут стою на научной платформе: мы не знаем, что у нас записано в мозге на молекулярном уровне, а о том, что у нас, возможно, имеется доступ к памяти предков, закодированной и упакованной в скрытых отделах мозга, писал еще Юнг в середине 20 века – и эйдетики вполне могут иллюстрировать это предположение. Но одно дело – утверждать, что мы чего-то не знаем, и, возможно, никогда не узнаем, а другое – притягивать сюда “прошлые жизни” и прочие реинкарнационные идеи. Кто желает верить в реинкарнацию – да завсегда пожалуйста, свободу воли у нас никто не отменял, другое дело науку с ее принципами сюда не надо привязывать. У науки есть свой метод – поэтому “я тут в регрессивном гипнозе вспомнил” – это не про науку, а про все ту же веру “мне тут давеча было видение”. Так что я предпочитаю доверять науке – а не “регрессивному гипнозу”и бритва Оккама для меня является отличным инструментом.

2 thoughts on “Сериал “Инсомния” как иллюстрация тенденций”

  1. Почему-то я знала, что не буду это смотреть ещё до вашей рецензии. А с матами вообще странная история: они сейчас везде и это так страшно. Насколько же низко упала культура, что услышать чистую речь, не приправленную х**ем и б*дью, это уже счастье, ей богу. Инстаграм стало невозможно смотреть из-за этого, и само е страшное – что всех это вполне устраивает, что ещё раз говорит о том, как все печально у нас в стране.
    А такие фильмы только добивают общий уровень образования до состояния ниже нуля.

    Reply
    • Галь, я в шоке, насколько стали материться много в кино, причем я не ханжа, я не против мата как такового, но я должна четко понимать, что вот тут без него – никак. А сейчас на нем разговаривают все, отрицательные, положительные герои, в конкретном фильме – даже подростки. Это катастрофа на самом деле

      Reply

Leave a Comment