По поводу розового фламинго и его жертв. А ведь я, кажись, начинаю понимать, откуда у явления растут ноги
Наткнулась сегодня в мордокниге на многочисленные феминистические объяснения того, что происходило с жертвами нашего розововолосого кинокритика – и большинство теток сходится на том, что это все пострадавшие – девицы с порушенной самооценкой, а самооценку им порушил жестокий мир, где женщина обязана быть красивой и при мужике.
Не знаю, насколько это сейчас актуально для крупных российских городов, не думаю, что там сейчас настолько жива повестка “без мужика и подколотых губ ты никто”, да и возраст наших дам-жертв – достаточно далек от “а вот и четвертый десяток разменян, а ты все еще в старых девах”. Так что вряд ли там все барышни – страдали от недооцененности себя и комплексов величиной с дубайский небоскреб. Мне кажется, тут надо копать в другом месте – и приглашаю вас разобрать накопанное вместе со мной.
Вы уже знаете, что я – книжный червяк, а значит, жить не могу без чтения. Географическое местоположение обязывает меня быть постоянным клиентом онлайн библиотек, потому что бумажные книги на русском языке мне покупать негде, да и незачем. И вот когда я погружаюсь в поиски “чего б новенького почитать”, я иду напролом не по жанрам, а по новинкам за текущий год, и вот тут мне и высыпается весьма интересная статистика.
Я не любительница романов о любви, тем более современных, но поскольку чес библиотеки идет именно по времени издания, а не по жанрам, то любовные романы высыпаются мне наряду с фантастикой, современной прозой и бабушкиными рецептами, поэтому иногда я пробегаю глазами названия книг и краткие аннотации, чтобы понять, а что ж у нас популярно в жанре “про любоФФ”. А в аннотациях, малята, в 60-70 процентах случаев имеется вот что: он – холодный и рассчетливый бизнесмен-дракон-король эльфов-демон-вампир-оборотень-препод школы магии. Она – молодая и романтичная / как вариант – молодая и остроумная девственница, которая попадает в ситуацию, когда ее берут силой, но потом дракон-демон-оборотень проникается к нашей девственнице великой любовью и наступает пламя страсти и хэппи энд.
В 99% случаев написано это дело незатейливыми и гугнивыми девушками, отчего-то ведущими повествование не просто короткими нераспространенными предложениями, а в настоящем времени (мне как лингвисту крайне любопытно, почему происходит не просто обеднение лексики, но и запредельная примитивизация грамматики и синтаксиса, неужели комиксы окончательно выпрямили извилины большинства молодняка?). Так вот, архетип “красавица и чудовище” в этих “романах” встречается пугающе часто.
Дошло до того, что я давеча натолкнулась на новинку про “жестокого кавказского парня и тонкую звонкую девушку”, приручившую “зверя” и научившую его “настоящей, верной и вечной любви”.
Ребята, мне кажется, тут и зарыта истинная причина распространенности всех этих кошмарных историй “полюбила мудака”, сопровождаемых мордобоями, разнообразной запрещенкой и прочими нелицеприятными подробностями отношений с абьюзерами. Если архетип отражается уже и в книжках, значит, он очень популярный, он буквально витает в воздухе и его цепляют и девицы, и графоманы, и киноделы и прочие мытци, оснащенные локаторами “че тут у нас будет популярно, а, следовательно, продано”.
Интересно видеть, как миф об Амуре и Психее трансформировался сирыми и необразованными мозгами нынешних “писательниц сердцем”.
В самом мифе под личиной невидимки скрывался Эрот / Амур, то есть прекрасный сын Афродиты, полюбивший человеческую девушку Психею, окруживший ее любовью и заботой; и именно Психея не выдержала испытания “не любопытничай” и оказалась виноватой в последующих своих приключениях “исправь косяк: верни мужа и найди ключик к свекрухе”. То есть по сути чудовища-то и не было, был просто некто, на которого не дозволялось смотреть, но который никогда ничем не обидел свою супругу. С Финистом Ясным Соколом – русской версией мифа, тоже еще не произошла трансформация “перекуй мудака в прЫнца”, там чудесный герой являлся к героине ночью, проводил с ней время в любви и веселье, а потом улетал по своим соколиным богатырским делам до очередного свидания; и даже авторские сказки нового времени и выросшие из них романы вроде “Гордости и предубеждения” – еще не имели в главных героях чудовищ: скорее, это были либо прекрасные мужчины, которые замкнулись в себе из-за трагических событий и ошибочно воспринимались окружающими как чудовища, либо – герои действительно совершали ошибку и превращались в чудовищ, но их расколдовывало сначала – раскаяние в содеянном и лишь потом – любовь прекрасной девушки завершала перерождение обратно в человека.
Что у нас имеется в анамнезе сейчас? А сейчас у нас имеются настоящие мудаки-герои, причем такие мудаки, такие чудовища – что любо-дорого. Шантаж, насилие, угрозы, подкуп, выигрыш женщины в карты… вот завязка большинства романов “о великой любви”. Героинь реально насилуют (отчего от в процессе и насильник, и жертва получают непередаваемые оргазмы и с этого начинается история любви); героинь покупают у разорившихся отцов, их заставляют беременеть за деньги, их совращают на рабочем месте, с ними проводят ничего не обещающую ночь по пьяни… Чего я только не начиталась в аннотациях.
Я уже молчу про героев демонов-вампиров и представителей прочей нечисти.
А вот потом наступает собственно роман, где героиня оказывается настолько охерительна в своей девственности и страстности, что главгерой сначала мучает ее еще больше, а потом падает к ее ногами со всеми своими редкостными душевными красотами, которые только камуфлировали жестокость и прочие оттенки мудачества, так сказать, защищали их от завистливых глаз. Ну и ясен пень – хэппи энд и прочие розовые слюни в ассортименте.
Так и живем, панове. Все у нас психологи, все разбираются в извивах человеческой души, каждый со своего дивана несет про “быть в потоке” и “я тонко чувствующий эмпат”, а мало-мальских представлений о том, чем отличается мудак от хорошего мужика – у большинства женщин не имеется. И у мамок их не имеется – раз дочек не научили хотя бы пытаться понять, кто перед тобой: тварь или тот, кто право имеет.
А жаль, что не научили, потому что вместо этой науки у девок в бошках – эти самые романчики про чудовищ, которых преобразовывают в красавцев женская невинность, любовь и терпение. Так сказать, вытащи мистера Грея из комнатки пыток и научи его радоваться полевым цветочкам и радужным пони.
А правда жизни – она гораздо проще. Если ты видишь, что мужик жрет запрещенку – беги от него, беги куда подальше, потому что сидящий на запрещенке человек – это уже и не человек, это руины человека, вытащить его из этого адского круговорота может только новый смысл жизни, а так уж получилось, что у мужиков смыслом жизни женщина становится в одном случае из ста, именно поэтому реабилитировать наркоманов получается у церквей или военизированных организаций и почти никогда – у женщин. Психология мужчин – она не про любовь как смысл жизни, она про карьеру, служение, самореализацию, а значит и вытащить из самодеструкции их может новая цель, а не высокие чувства.
Потом – насилие, любой вид насилия в отношение более слабого. Это – верный признак того, что от такого чудовища нужно бежать, и бежать как можно дальше. Можно сколько угодно трепаться про “израненную душу, которую вылечит любовь” – все это будет сотрясением воздуха, потому что да, душа изранена, и тот, кто проявляет насилие, чаще всего был жертвой насилия сам, но исцеление таких людей – область ведения профессиональных психологов и психиатров, а не “жертвенных девушек”, поэтому если очень хочется считать сломанные ребра и носы, хозяин-барин, но если кому-то кажется, что вот сейчас он мне чуток поломает кости, зато потом раз и навсегда мы соединимся великим чувством, так с этим тоже надо к психиатру, а не в ЗАГС. Преступивший барьер удара женщины (я не веду речь о том, когда женщина сама очень рвется получить по физиономии: обычно она добивается своего, получает в бубен, и на этом ее отношения с мужчиной заканчиваются, потому что доведенный до удара женщины вменяемый мужик после такого обычно страшно пугается и бежит от такой бабы куда подальше, чтобы не повторить истории, у них от этого тоже психологические травмы – примерно такого же содержания, как у мамок, которые могут шлепнуть маленького ребенка в порыве недосыпа, сильного стресса, будучи доведенными до ручки непрерывными истериками, но при этом сами они к физическим воздействиям не склонны. Такие мамки потом реально десятилетиями вспоминают этот удар как нечто ужасное – и испытывают непреходящие муки совести. Вот примерно то же самое с мужчинами, доведенными до удара своей женщиной).
Такая же история – с психологическим насилием, манипуляциями, давлением, регулярным унижением ближнего своего. Склонный к подобным вещам мужчина – не вариант для здоровых отношений. И снова-таки не важно, почему он такой: от рождения социопат – или у него было тяжелое детство-деревянные игрушки. С такими мужчинами просто нельзя иметь никаких связей – кроме деловых, если с физическим насильником мы будем считать синяки и переломы на теле, то с психологическими садистами – синяки и переломы будут на нашей душе, а в плане боли – еще неизвестно, что мучительнее. Психологические насильники и манипуляторы – исключений не имеют, если он садист, так он садист сознательный, так не бывает, что со всеми бабами он скот, а с одной-единственной – раскрывается нежной изнанкой души. Нет там никакой изнанки – одна грязища да пустота, которую он будет заполнять мучениями жертв.
Но все это азы психологическое безопасности – в идеале любая мамка должна ознакомить дочку не только с тем фактом, что если ты идешь ночью в злачный район, то тебя там могут изнасиловать, ограбить и убить, но и с вот этим списком мужских качеств, от которых нужно держаться как можно дальше. Но в том-то и дело, что сами мамки тоже являются потребительницами этих вот пламенных романов, а значит – мы снова приходим к тому прискорбному факту, что архетип “красавица и чудовище” – витает в воздухе в компании с вирусами ковида, и идеей этой заражаются многие женщины, мечтающие, что вот явлюсь я к такому монстру – и преображу его своей любовью в идеального возлюбленного.
Откуда это, почему это – вопрос для подумать, я еще не готова даже теоретизировать на заданную тему, возможно, это какая-то массовая бессознательная мечта женщин о власти над мужским миром, о мягком подчинении грубой силы, не знаю, но все равно печально наблюдать этот массовый заход женщин на территорию “сложных отношений”, когда любой конченый мудак для них – является гораздо более привлекательным экземпляром, чем обычный мужчина, с которым можно выстроить здоровые (но скучные, как я понимаю) отношения. То ли это такой запредельный инфантилизм, когда взрослая тетка не наигралась в принцессу, то ли это все тот же случай нового дарвинизма, когда выживает и размножается умнейшая, способная предсказать варианты поведения партнера и не оказаться то ли присаженной на запрещенку, то ли прибитой в припадке очередного мужского бешенства. Не знаю, не обдумала еще.
Но хочу сказать одно – учите своих дочерей технике психологической безопасности, как говорится, если вам дороги жизнь и рассудок, держитесь подальше от торфяных болот женских фантазмов про перевоспитание любовью, в этой Гримпенской трясине – тысячи и тысячи жертв этих мрачных сказок, заплативших за прозрение слишком дорогую цену.
Так это история не нынешнего века.
“Памелу, или вознагражденную добродетель” читала?
Я как-то пыталась ознакомиться, содрогнулась и пошла засовывать два пальца в рот. А ведь 18 век)) Но перевоспитание упыря кротостью уже приветствуется.
Айя, признаюсь в ужасном. Должна была читать в универе по литературе 18 века, начала, подавляла зевоту и блевоту, нашла сюжет в хрестоматии, на экзамене не попалось и благополучно забыла. Я вообще не понимаю, как это все можно было читать.
Точно. Я открыла сама для себя в 20 лет, что Любовь – она легкая и радостная, а не мука обязательно со страданиями и непониманиями, как мне раньше казалось. Аккурат после этого открытия я встретила мужа 🙂
Но надо сказать спасибо и родственникам – бабушка вбивала в меня с самого детства, что если мужик позволил себе руку поднять – бежать от него надо сразу. это конец (а она знала о чем говорила – в 1955 году она развелась беременная! после того как на нее поднял руку муж. Я только с годами смогла оценить масштаб поступка). А мама всегда говорила. что какая б ни была любовь, но какую-то самостоятельность женщина должна иметь, в том числе обязательно и финансовую
Ира, это называется правильным воспитанием, и насколько я вижу, оно не всем достается. Вы – среди счастливиц
Здравствуйте дорогая Ирина, моя тёзка.
Это действительно просто потрясающая статья! Вы как будто бы озвучили мой крик души. Как вспомню этот, не побоюсь этого слова, омерзительный и кошмарно- противный фильм « 1000 оттенков серого» , так до сих пор содрогаюсь. НО ведь многие прямо млели ( особенно зрелые, климактерические дамы) , что очень странно, ведь жизненный опыт…. Даже после фильма читали саму книгу. Вы правы невозможно трансформировать подонка в нежно любящего. Обязательно буду перечитывать и конечно разошлю всем друзьям ссылку. Спасибо вам за ваш блог!
Ирина, добро пожаловать 😉 Располагайтесь, мы тут сидим болтаем обо всем…