Братья Вайнеры “Евангелие от палача”

Сейчас признаюсь в стыдном. Братья Вайнеры были известны мне исключительно по “Эре милосердия”.

Да и саму “Эру” я прочитала уже в Канаде, когда пересматривала “Место встречи”. Ну литература, ну хорошая, однако Говорухинский фильм мешал воспринимать текст, потому что все персонажи уже имели имена и облики, говорили голосами Высоцкого, Конкина и непередаваемого Джигарханяна, от чьего голоса я таю в любых вариациях, кого бы он ни играл, хоть Горбатого, хоть поклонничка тетушки Чарли.

А тут как-то закончилось удобоваримое чтиво, и набредаю я в электронной библиотеке на книгу “Евангелие от палача”. Знаете, прошла бы мимо, если бы не зацепилась глазами за рецензии. Такого количества помоев и проклятий я не ожидала, уж тем более в адрес авторов вселюбимейшего “Места встречи” и “Визита к Минотавру”. “Махровая антисоветчина” и “лживый поклеп” – были самыми мягкими эпитетами из всего прочитанного.

Ну как бы раз ругают, надо ж хоть почитать, выяснить, неужели Вайнеры исписались. И тут я, граждане драгоценные, пропала, причем пропала с посещающими меня сновидениями, а у меня такое с литературными текстами бывает нечасто. Только потом я узнала, что “Евангелие от палача” – вторая часть дилогии, поэтому буду читать первую после второй, надеюсь, они не связаны общими героями, первая часть называется “Петля и камень в зеленой траве”.

Что сказать о сюжете – у Вайнеров он часто разбит на два временнЫх потока и “Евангелие” не исключение – два общих потока: конец семидесятых и конец сороковых-начало пятидесятых, причем само повествование очень сложное, потому что Вайнеры умудрились сплавить воедино жанр потока сознания с его флэшбеками по разным моментам времени – с вставками линейного повествования, очень отличающегося стилистически от внутреннего монолога главного героя.

Если вы хоть раз задавали себе вопрос – а как же живут на белом свете чудовища-нелюди, то можете начинать читать эту книгу, вот только это страшное чтение, это как наблюдать, погружаться в процесс препарации чего-то очень жуткого, чужеродного, но тем не менее близкого тебе по виду. Это как знаете, любой увлекавшийся жанром хоррора не даст мне соврать: самыми страшными персонажами этих фильмов являются не какие-нибудь дерьмодемоны или условные горгульи. Самыми страшными героями являются те, у которых максимальная схожесть с людьми – за исключением маленькой детали. Помню, в подростковом возрасте я увидела безвестный ужастик, где впервые показали вроде бы человека, который был на самом деле мертвяком, который выглядел как человек, ходил как человек – и только когда он раскрывал рот, его челюсть выдвигалась кошмарным углом, и это вызвало у меня дикий страх.

Об этой пугающей максимальной антропоморфности знают мастера визуальных эффектов, создавая своих страшных героев – и в современных сиквелах “Чужого”, кстати, наибольший ужас вызывают не милые добрые чужие, а как раз раса инженеров, так похожая на нас.

Так вот – Вайнеры показали жизнь такого существа, которое вроде и человек, но чем глубже он запустит нас в свой мир, тем безумнее и страшнее станет наша экскурсия. В конце концов меня начало штырить кошмарами – но я эту книгу дочитала. Ее финал – не уступает завязке и кульминации, Вайнеры держат в напряжении буквально до самого конца и последний абзац добавляет во все прочитанное финальный градус безумия.

Вас ждет не путешествие по кругам ада – как у Шаламова или Гинзбург, вас ожидает другой ад – ад осатаневшей души, и поверьте, в этих закоулках вас могут ждать ужасы пострашнее, чем лагерные кошмары.

В общем, я не рекомендую эту книгу людям с расшатанной психикой, но если вы хотите заглянуть туда, куда мало кто из писателей гляделся – попробуйте почитать.

Leave a Comment