Я никогда не видела этого фильма, а тут узрела сразу два знакомых лица – Нильскую из “Через тернии к звездам” и бессменного ведущего Песни года. Решила глянуть, про что кино.
В общем, на дворе 80-й год, модный в то время типаж тянущегося к прекрасному пролетария и заумной мечущейся филологини, встретившихся в “красавице Москве” и обнаруживших, что их тянет к друг другу.
Кажется, в конце 70-х эта тема стала очень популярной в кинематографе – когда показывали уже не курносого рабочего работягу навроде героев Рыбникова из “Девчат” или “Весны на Заречной улице”, а худощавых длинноногих красавчиков в непременно белых штанах и модных рубахах, почитывающих на досуге Ремарка или Фейхтвангера, слушающих модную музыку из ультрасовременных магнитофонов и либо уже купивших, либо мечтающих об автомобиле. Гегемонам можно, их в сутяжничестве и мещанстве не обвинишь, они зарабатывают, право имеют.
Таков герой Евгения Меньшова в “Мелодии”, ну или вспомните “Не могу сказать прощай” или “Влюблен по собственному желанию”. Апофеозом героя, разумеется, служит Гога, он же Гоша, он же Жора, он же Гора, который может и в рожу качественно дать, и ужин любимой женщине приготовить, и про умное в пределах модных тем поговорить.
Кирилл (герой картины) вот и барышню от хулиганов защитил, и машину купил (цена меня слегка смутила – 5 тысяч за корыто образца сильно довоенного времени), и полюбовница у него ну дюже замечательная по фильму была.
Это актриса Ирина Резникова и кино я смотрела исключительно ради нее. Ее игра была, не побоюсь этого слова, гениальной, мало того, я в советском кино актрису такой потрясающей сексуальности видела только в “ТАСС уполномочен заявить”, ту самую Пилар, которая вообще-то была не актрисой, а моделью, и изображать ей нужно было секс-символа.
Резникова играла продавщицу овощного магазина (милый нюанс – кормившую своего шикарного Кирюшу черной икрой на завтрак) – но Боже ж мой, какая она потрясающая женщина! Если честно, я вообще не понимала, как можно было вообще обратить внимание на Аленушку (героиню Нильской) с ее вечно встопорщенным вороньим гнездом на голове и тремя выражениями лица. А тут – голос, пластика, фигура, волосы… Роскошная совершенно женщина. И как Резникова играет, как она играет! Одним взглядом, движением губ, поворотом головы она изображает такой спектр эмоций – от счастья просто смотреть утром на любимого человека до медленно возрастающего чувства собственного достоинства в совершенно растоптанной женщине. Резникова очень классная актриса – и очень жаль, что ее типаж оказался востребованным в кинематографе только для ролей брошенок.
Ну а история главной пары фильма – Кирилла и Алены – история типичная. Тянущийся к умной женщине осложненный рабочий – и уставшая от заумных филологических вьюношей без тестостерона и мускулов дева, которую – о ужас – потянуло на физиологическом уровне к тому типу мужчин, которых она до этого истошно презирала как “пролетариев”.
Метания парочки было очень забавно наблюдать. Помните страдания Рыбникова в вышеозвученных фильмах? Взгляд в потолок, бренчание на гитаре, бровки домиком, немотивированная агрессия, попытки найти забвения в объятиях заброшенных покладистых и доступных бывших полюбовниц – и наконец, ударный труд как пример сублимации энергии либидо в общественно-полезное русло. Оказывается, этот штамп не исчез и в 80-х годах, только герой больше не лежит в общежитии лицом к стене на глазах сочувствующих коллег, а бродит по городу, находит забвение в книгах – но все равно ударно трудится, ибо – сублимация.
Под конец каждый переживает катарсис – и герой находит в себе силы позвонить гордой героине, которая первая никогда не накрутит диск телефона, а страдающая героиня с обязательно собранными волосами и открытым лбом будет нежным голосом лепетать “Немедленно приезжай” и будет ожидать у окна, знаменуя хэппи-энд всей лав-стори.
Я же, сидя и наблюдая весь этот сыр-бор, думала о том, что все будущее этой практически уже состоявшейся ячейки общества озвучил герою парикмахер в исполнении Алексея Жаркова (кстати, даже эпизоды в этой картине играют эгегей какие актеры). По фильму парикмахер тоже женат на “умной с высшим образованием” и вся перспектива семейной жизни дамы с тонкой душевной организацией и красным дипломом в анамнезе – и человека “культурно выпивающего с друзьями и иногда замахивающегося для острастки” рассказана за пять минут экранного времени во всей своей неизбывной правде.
Ну и достаточно долго показываемый “Белый дом”, который будет меньше чем через двадцать лет расстрелян в борьбе за все хорошее против всего плохого – довершал картинку взгляда на судьбу героев из будущего. Невеселая это будет жизнь – тут уж и гадать нечего.
Но вообще кино стоило смотреть хотя бы из-за Резниковой – игры такого класса не покажут все современные российские актеры вместе взятые. Так что в любом случае время зря не потрачено.