Ознакомилась тут с философией на досуге, или интервью Дугина Панченко

Вы знаете, робяты, с тех пор, как я почитала основы философии Дугина, у меня к этому персонажу отношение выработалось стойкое и однозначное – недоуменная брезгливость. И казалось бы, поставь на этом точку и больше не тереби эту погремуху. Но нет, мне ж больше всех надо убедиться – а не ошиблась ли я в суждениях, ну или после смерти дочери персонаж как-то смягчился и стал менее кровожадным.

А тут вываливает мне кореш ссыль на его интервью украинской журналистке Панченко – и я решила проверить, че там “главного философа современной России” в голове-то обретается.

Героически потратила полтора часа жизни – и ни разу не перемотала! (Сама себе выписываю медаль за терпение).

Надо сказать, что мадам Панченко – интервьюер поганый, все же сказывается кугутское образование и полное отсутствие хотя бы какой-то привычки мыслить и подталкивать собеседника к тому же самому, поэтому все полтора часа Дугин разливался соловьем – а собеседница ни коим образом не ловила его на слове, а просто озвучивала очередные вопросы, собранные у ней по нынешней моде в мобильнике. Но с другой стороны, такой формат интервью как раз помогает понять, кто такой Дугин по полной программе – ведь ему ни разу не заткнули рта и не заставили задуматься над говоримым.

Уже самый первый вопрос меня озадачил: “А за что вы ненавидите украинцев?” – без тени смущения выдала черноброва панянка с удивительно низким лбом – и я услышала лязг собственной челюсти об стол. “Боже, что она несет?” – подумала я изменившимся лицом. И тут философ с лицом ваще не изменившимся, зато с видом отличника, барабанящего вызубренный ответ у доски, произнес: “За то, что это террористическое государство и за то, что они убили мою дочь”.

Так я поняла, что это надо не слушать, а смотреть – и героически решила не перематывать.

Впрочем, хорошо, что смотрела, потому что буквально через две секунды, ДВЕ СЕКУНДЫ, панове, Дугин понес, что “мы с украинцами – одно”, поэтому он их, конечно, ненавидит, но не совсем. “Че, диалектика?” – подозрительно покосилась я на философа, пока журналистка оправляла красивую макси-юбку совершенно не перебивая собеседника. “Да какое!”, – тут же развеял мои подозрения философ. – “Чистый и беспримесный фашизм!”

Чтобы не быть голословной, приведу цитат (я как Шурик записывала тостующего до дна).

  • “Среди российского олигархата мало славянского элемента” (с)
  • “Украинцы никогда не могли построить государства; чтобы построить государство, украинцу всегда нужен русский. Украинец максимум может быть сержантом, и ему всегда будет нужен русский генерал”.
  • “Украинцы не хотят находиться на своем месте, как белорусы”.
  • “Борис Джонсон – существо”
  • “Америка никогда не была страной традиционных ценностей, там всегда были протестанты, а они – извратили христианство”
  • “Мы, русские, победили весь мир в области традиционных ценностей, которые у нас переняли сейчас США, а раньше – Индия и Китай”
  • “Украинцы – это такие дурачки, которые выбрали себе в правители клоуна”
  • “Мы, русские, играем эсхатологическую роль удерживающего” (это из Библии, если кто не узнал).

Ребята, полтора часа вот такого ядерного фашистского бреда, и максимум, чего удалось добиться Панченко, – это заставить Дугина признать, что “у нас тоже есть вина перед украинцами, мы их сами отпустили в руки Запада, потому что сами были очарованы Западом и строили у себя модель западных ценностей, одновременно борясь с “последствиями 90-х”. Но теперь-то “русские очнулись” и обязательно выстроят свою империю с “младшими народами” в качестве подопечных.

Вы знаете, я последняя поклонница украинствующих персонажей и уже давно существую в реальности “чума на оба воюющих дома” – но тут после услышанного я бы и сама пошла куда-нибудь поукраинствовать, из чувства чистого упрямства и возмущения всем этим высокомерным лютым бредом.

Сидит, сука, старый пенек обросший бородой (кстати, если вы не знали, то все, кто носит бороды, молодцы и настоящие мужики, а вот ежели у вас лицо босое – то вы то ли пидорок, то ли бесполое существо как Борюся Джонсон), несет феерический, дистиллированно кристалльный бред типа “водить хороводы – это имитировать движение планет и, таким образом, воздействовать на реальность”, а вот “заниматься серфингом – это метафорически существовать без цели, без движения и осмысленности, потому что нет ничего более безумного, чем кататься на волнах” (поэтому серфинг и хоровод – аксиологически противоположные занятия). Ну и все вышепроцитированное про “свое место”, “сержантам нужны генералы” и “украинцы – дурачки” – и считает себя категорически правым. Ничтоже сумняшеся правым! Так и хочется по этому поводу подойти, вцепиться в бороду, в которой органично бы смотрелись застарелые крошки, подвявшие перья лука и слипшиеся от кваса мухи, и оттаскать сего носителя великих традиционных ценностей батогами на заднем дворе.

Потому что если ума нет в голове, то вбивают его, согласно тем самым традиционным ценностям, через задние ворота. Так надежнее – вот как только рождается в голове идея о великом строительстве империи, так сразу задние ворота, согласно открытым дедушкой Павловым собачкиным законам, и зачешутся на побитом месте. И идея моментально испарится – чтоб еще раз задние ворота не пострадали.

Кого только нонче на Руси ни называют философами. Лосева знаю, Бердяева знаю, Мамардашвили знаю… Но Дугин? Или не к ночи помянутый Щедровицкий – еще один пример могучего философствования? До чего докатились… Церетели с Сафроновым – художник и скульптор; Лоза и Крутой – композиторы; Шувалова и Волочкова – балерины; Бузова и Клава Кока – певицы… Куда ни кинься – сплошной профессионализм и свежие идеи.

В общем, ребята, больше я на эти гримпенские трясины – ни ногой, как бы там орхидеи бреда ни цвели и как бы я ни любила над ним потешаться, у меня не хватит столько моральных сил – выслушивать порождения продукта ночных попоек и спермотокзикоза в особо обостренной форме. Херово только то, что это не алкаши под гаражами идеи толкают, а советники властителей подобными вещами занимаются – и порождения их кособокого умища не поражают собутыльничков Валерку, Вована и Виталю, – а поражают ракетами Киев, Харьков, Одессу и разносятся по планете дальше в виде экономических, экологических и политических катастроф. И от этого уже становится совсем не смешно. Ну вот ни капли не смешно.

Не дай Бог у них получится выстроить мир на своих индивидуально-авторских “традиционных ценностях”, нам таким макаром старик Бидон и евойная Камала покажутся чудесными светлыми днями и мы еще всплакнем в землистые щеки друг друга в тоске “какой мир просрали”.

4 thoughts on “Ознакомилась тут с философией на досуге, или интервью Дугина Панченко”

  1. Мне Дугина лет тридцать тому назад подсунул почитать один молодой человек. Почитал один раз, и мне хватило. В том своём тексте Дугин рассуждал о христианстве и нёс какую-то дичайшую ересь. С тех пор я с его философией никак не соприкасался, только изредка встречал его фамилию в интернетах. Особенно неприятно было, когда какой-нибудь иностранный журналист называл его “православным мыслителем”. Такое впечатление, что свои представления о православной Руси западные журналисты черпают из бесед с продавцами матрёшек и обрывочных воспоминаний об Aliocha Karamazoff и Natacha Rostoff из голливудских movies или (в лучшем случае) дайджестов. Ну ещё может быть в анамнезе экскурсия в Сергиев Посад и беседы о смысле жизни с московскими коллегами за стаканом vodka Beluga.

    Поэтому мне было интересно почитать ваше мнение об этом товарище. И я отлично понимаю ваши чувства.

    Большинство его замечаний, которые вы приводите, радуют своим простодушным идиотизмом. Но с некоторыми его репликами я бы согласился. Например, что протестантизм – извращённое христианство. То же самое писали в своё время и Феофан Затворник, и Игнатий Брянчанинов, и Серафим Роуз, правда, может, в других выражениях. Жаль только Дугин не понимает, что он сам извратил христианство почище многих протестантов.

    И с тем, что Борис Джонсон – существо, я бы тоже согласился. Все мы существа.

    Всё остальное, конечно, удручает.

    Но вы напрасно думаете, что в России из мыслителей остались только ходячие карикатуры. Есть и гораздо более умные люди. И художники есть настоящие. Насчёт певцов не знаю, довольно давно перестал следить за новинками, слушаю всё больше Анну Герман. И на балете давно не был.

    Что касается литературы, то приличных писателей из ныне живущих очень мало. Мне одно время нравилась, хоть и с оговорками, Ольга Славникова, но не знаю, пишет она или нет. Есть ещё пара-тройка более или менее читабельных писателей. А так, полки современных авторов в книжных магазинах производят тягостное впечатление.

    Но и на Западе сейчас та же фигня. Сколько ни пытаюсь найти сколько-нибудь приличного англоязычного или франкоязычного автора, ничего не получается. Такое впечатление, что все западные авторы добросовестно отрабатывают повестку: борются с расизмом, сексизмом, гомофобией, исламофобией и далее по списку. Причём делают это так грубо и очевидно, что читать их просто невозможно. Даже вполне талантливая Рут Ренделл просто не может не обличить привилегированного белого консервативного англичанина и не ткнуть в нос читателю приторно добродетельную индусскую мигрантку. А положительный образ гомосексуалиста, похоже, так же обязателен в современной европейской литературе, как положительный образ коммуниста в советской.

    С ужасом вижу, что и на русском языке появляется тоже масса подобной литпродукции, с той же бездарно и беспощадно впихиваемой идеологией. Вот милая рецензия на одну такую книжечку: https://ivan-der-yans.livejournal.com/216802.html Особенно понравились комментарии читателей.

    А насчёт Бидона, Камалы и иже с ними, я бы не согласился.

    Серьёзные, взрослые, облечённые властью люди, которые в разгар грабежей и погромов на почве BLM, решительно требовали: “Defund the police!”, на мой взгляд, выглядели ничуть не умнее Дугина. И вреда принесли не меньше. Равно как и те, кто объявил громилу и наркомана Флойда чем-то вроде святого и поднял вокруг него чудовищиную истерику.

    Или непристойный цирк с Гретой Тунберг (которая теперь уже числится нехорошей девочкой за участие в пропалестинских демонстрациях).

    Или вот такое запредельное безумие в Великобритании: https://www.takimag.com/article/adolescence-must-be-grown-out-of/

    А массовая культура ужасна и в Америке, и в Европе, и в Японии, и в России, и, надо полагать, везде.

    Я думаю, если устроить всемирную олимпиаду глупости и пошлости, то неизвестно, кто в ней выиграет: Россия, США, Великобритания или, например, Франция. Про Канаду не знаю, это уже вам оценивать.

    Духовная, культурная и моральная деградация охватила сегодня весь мир. Не знаю, остались ли страны, которых она не затронула. Белоруссия вроде выглядит относительно прилично, но и в белорусской избушке есть кое-какие свои погремушки.

    Reply
    • Антон, я в своем западном литературном развитии остановилась на Честертоне, Льюисе и Толкине. Все, что по времени ближе к современности, меня ужасно удручает. Русская литература – то же самое. Как бы ни хвалили Рубину, Улицкую или Акунина, я все же понимаю, что это беллетристика, причем не самого хорошего пошиба, потому что дай мне по куску их прозы без упоминания имен, я их стилистически не различу – я даже больше скажу, все мои попытки читать каких-то совсем молодых авторов заканчиваются одним, с первой страницы я начинаю беситься от простых предложений даже без деепричастных оборотов – и бросаю даже не вникнув в сюжет.

      Мы все ужасно деградировали, во всем, везде. Я тут открыла для себя композитора Монтеверди, Ренессанс, почти барокко… Божечки, как же мы деградировали по сравнению с 16 веком! Это еще не время Баха, Бетховена и Моцарта, это еще совсем не пик. Слушаешь и понимаешь, что ни один из живущих композиторов так просто не сможет, он в такое не умеет и уметь не сможет. И так во всем.

      А Бидона с Камалой я привела в пример к тому, что все в этом мире относительно – и, возможно, нас ждут такие времена, что даже эти товарищи покажутся нам еще и не таким плохим вариантом. Поностальгируем всласть, как сейчас мы вспоминаем ковид и думаем, что это еще не было такой катастрофой – посидеть дома в изоляции.

      Reply
      • Я бы остановился немножко позже – на Ивлине Во и Мюриел Спарк. Благодаря Во я, так сказать, повернулся лицом к христианству. Ведь нам внушали, что на гнилом Западе в Бога верят только тёмные забитые массы, а образованные и богатые эксплуататоры используют религию в целях порабощения этих самых масс. А прочитав ещё в школьном возрасте “Возвращение в Брайдсхуд”, с удивлением обнаружил, что герои книги, из самого что ни на есть высшего света, как и сам автор, всерьёз верят в Бога и даже пытаются жить по-христиански. (До этого меня христианство мало интересовало, всё больше тянуло к восточным религиям). А поскольку мне тогда был близок и снобизм Во, и его пессимизм, и то, как он ядовиты высмеивает человеческие пороки, то книга эта заставила меня по-другому взглянуть на христианство и христиан. Причём католиком мне быть не захотелось, всерьёз я всю жизнь могу воспринимать только православное христианство.

        Но с годами жёлчность Во начала утомлять.

        Со Спарк отношения развивались примерно также. Мне нравилась в ней тяга к тёмной стороне жизни, к действиям дьявола в нашем мире, равно как и та же, что и Во, жёлчность. Но, слава Богу, постепенно у меня интерес ко всем этим ужастям угас, и Спарк мне стала неинтересной.

        А Честертон да, это навсегда. У него как раз радует оптимизм, любовь к людям, особенно простым и незнатным, и отвращение ко всякой чертовщинке. И остроумие.

        Вот Льюиса и Толкина мне читать трудновато именно из-за их глубокой серьёзности. Не дорос ещё до них.

        А современных авторов пытаюсь читать ради языка, а то нас в своё время англичане всё время упрекали, что мы говорим старомодно. Вам-то это не нужно, вы в языковой среде живёте.

        Reply
        • Я как раз Льюиса сейчас перечитываю. Но его серьезность я понять могу, он перенес страшную утрату, похоронил любимую жену, но с другой стороны, он как никто мог об этом писать.

          Кстати, меня тоже упрекают, что я говорю старомодно %) Я просто люблю понатыкать разных сложных конструкций в свою речь, отчего молодняк надо мной потешается, говоря, что я разговариваю как старый английский профессор. У сестры та же проблема в немецком. Но это не от большого ума, а от того, что нам на инязе вбили в голову всякого, и мы автоматически все эти конструкции употребляем, потому что уверены, что это правильно. Хотя я в Канаде уже привыкла упрощать, когда только приехала сюда, у меня еще и акцент британский был – теперь он звучит для нас ужасно комично, примерно как эстонский или кавказский акцент для русских. А когда мы только прилетели, представляю, как я звучала для местных :)))

          Reply

Leave a Comment