О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда

Не успела я отойти от осознания того факта, что из блокадного Ленинграда вывозили тонны снарядов и собранной на заводах техники, а завезти продовольствие – ну не получалось, так вышло, что хватало только коммунистам и ворам, а остальные должны были умирать от голода и работать на износ, как свалилась на меня другая информация. Я не знаю, как с ней теперь существовать – забираю и вас в свою персональную яму страданий. Если не хотите – лучше не ходите по кат, уверяю, там ничего хорошего нет. Поскольку тема – находится за гранью моих представлений о добре и зле, я понимаю, что легче всего сказать: “Брехня”, поэтому приведу внизу все ссылки на документы и статьи.

Для начала – отрывок из воспоминаний академика Лихачева, которые в свое время меня очень удивили.

Были отданы приказы об эвакуации детей. Набирали женщин, которые должны были сопровождать их. Так как выезд из города по личной инициативе был запрещен, то к детским эшелонам пристраивались все, кто хотел бежать… Мы решили детей не отправлять и не разлучаться с ними. Было ясно, что отправка детей совершается в полнейшем беспорядке. И, действительно, позднее мы узнали, что множество детей было отправлено под Новгород — навстречу немцам. Рассказывали, как в Любани сопровождавшие «дамы», похватав своих собственных детей, бежали, покинув детей чужих. Дети бродили голодные, плакали. Маленькие дети не могли назвать своих фамилий, когда их кое-как собрали, и навеки потеряли родителей. Впоследствии, в 1945 году, многие несчастные родители открыто требовали судить эвакуаторов — в их числе и «отцов города».

Надо сказать, о таких отказах в эвакуации детей я читала не единожды и всякий раз поражалась – ну как же так, родители не хотели вывезти детей из голодающего города, фактически обрекая их на смерть.

И вот вам объяснение. А 2013 году историк Анастасия Зотова опубликовала найденное ею в архивах постановление Исполкома Ленгорсовета.

«О порядке взимания платы с родителей за детей, вывезенных из Ленинграда (Решение Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся от 19 июля 1941 г., № 48, п. 7).

В соответствии с постановлением Совнаркома Союза ССР, Исполнительный Комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся решает:
1. Установить плату с родителей, или с лиц их заменяющих, за пребывание вывезенных из гор. Ленинграда детей в детсадах, детских яслях, интернатах школьников, в следующих размерах: см. таблицу 1.
Примечание. 1. Семьи военнослужащих, рядового и младшего начальствующего состава платят за детей из расчета заработка работающих в семье и получаемого пособия.
Примечание 2. Семьи добровольцев народного ополчения рядового и младшего начсостава платят за детей на общем основании по своему заработку по последнему месту работы.
Примечание 3. При исчислении среднего заработка семей среднего, старшего и высшего начальствующего состава заработок военнослужащего при отсутствии справки о зарплате принимается в расчет за 600 руб. в месяц.
2. Обязать Исполкомы Районных Советов депутатов трудящихся обеспечить своевременный и полный сбор платы с родителей за вывезенных детей.
3. Возложить на управляющих домами и комендантов ведомственных домов исчисление и учет платы родителей за вывезенных детей в соответствии с прилагаемой инструкцией.
4. Обязать ЛОК Комбанка (т. Прянников) организовать сбор платы родителей через инкассаторские пункты с ежедневным внесением собранных сумм в Городскую контору Комбанка на текущий счет общегородского бюджета № 2740.
5. Контроль за правильным исчислением и своевременным взиманием платы с родителей, а так-же инструктаж управляющих домами по вопросам исчисления платы по учету и отчетности возложить на районные финансовые отделы.
6. Обязать районные отделы народного образования и здравоохранения в 5-тидневный срок сообщить соответствующим домохозяйствам сведения о вывезенных детях.
7. Возложить на ГорОНО (т. Левина) и на Горздравотдел (т. Никитского) организацию работы:
а) по учету детей, вывезенных организованным порядком; б) руководство и ответственность за своевременный сбор платы с родителей.
8. Разрешить Исполкомам Райсоветов депутатов трудящихся в исключительных случаях понижать плату до 50% причитающейся и освобождать от платы родителей, находящихся в особо тяжелых материальных условиях.
9. Установить взнос платы родителей за каждый месяц вперед, но не позднее 10-го числа платежного месяца, предоставив право домохозяйствам просроченную плату взыскивать судебным
порядком.
10. Пункт третий решения Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 29-го июня 1941 года (протокол № 46) – отменить.
Председатель Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся П. Попков.
Секретарь Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся Н. Пономарев.

Обратите внимание – что при минимальной зарплате 50 рублей или ниже – взималась ПОЛОВИНА дохода! Если зарплата была выше – соответственно, взималось больше половины дохода. С оставшейся суммы родителям нужно было платить за коммунальные услуги, отоваривать карточки и хотя бы что-то покупать на черном рынке, иначе на паек было просто не выжить.

Уборщица в месяц получала 130-180 рублей, делопроизводитель в исполкоме — 230 рублей, библиотекарь — 300 рублей, научные работники 500-700 рублей, рабочие свыше 600 рублей. Труднее выяснить, каким был заработок ответственных работников, но известно, что зарплата управляющего делами горкома и обкома ВКП(б) составляла 1200 рублей, труд секретарей обкома, вероятно, оплачивался еще выше. В бесклассовом обществе у слуг народа всегда оплата труда была выше и привилегий больше, на то они и слуги народа.

А теперь прибавьте ко всему к этому, что отцы чаще всего были на фронте, но их доход, какой бы он ни был, тоже учитывался при составлении тарифной оплаты за содержание детей в эвакуации.

Добровольцы народного ополчения обязаны были платить за содержание своих детей из расчёта своей заработной платы на последней работе. Семьи рядовых военнослужащих и младшего начальствующего состава облагались платой за детей из расчёта заработка членов семьи, оставшихся на гражданке, и пособия, получаемого ими за призванного в армию кормильца. Семьи среднего и старшего комсоставов, при отсутствии справки о зарплате, облагались платой на содержание детей по наивысшему тарифу, установленному приложением к постановлению.

Если образовывалась задолженность, то исполкомы, ответственные за взимание долгов, обязывали предприятия взимать оплату принудительно.

В документе под названием «Перечень разногласий с Наркомфином РСФСР по бюджету гор. Ленинграда на 1 квартал 1942 года» под грифом «секретно» указывалось на то, что в течение IV квартала 1941 г. на эвакуацию детей с родителей было взыскано 1 млн. 800 тыс. руб [Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Фонд 7384. Оп. 3 с. Д. 49. Л. 9.]

Я не смогу комментировать, у меня не получается. Просто дам ссылку на статью.

Зотова Анастасия Валерьевна. О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 26, № 6, 2013.

1 thought on “О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда”

  1. Я смотрю, с другой стороны дна стучат не переставая уже 70 (или сколько там) красных лет. Не зря же все архивы пр ВОВ до сих пор засекречены, а в Мордоре за упоминание пакта Молотова- Риббентропа можно срок получить. Только без комментариев, это мелочь, а вот в Европе, а вот Черчилль в Париже своих детей в Колизее прятал

    Reply

Leave a Comment