И снова о наболевшем. О тупости

Ребятки, простите, я снова рыдать в ваши коллективные жилеты.

Наша многострадальная парковка, которую никак не закончат с октября, практически сделана. Остается буквально разлиновать асфальт, нанести новые номера и сделать кое-какие косметические улучшения.

Помимо всего прочего там установлена ирригационная система автополива растений – и вот в прошлую пятницу рабочему потребовалось повесить шланг, который, собственно, и будет подводить к растениям воду.

Ну казалось бы, что может быть проще?

Но нет. В первом акте великого деяния он повесил шланг так, что в одной из квартир перестала открываться балконная дверь. Действительно, ребята, это ведь так сложно – повесить шланг и посмотреть, не провисает ли он настолько, чтобы заблокировать дверь, правда?

Ок, вызвали его еще раз, показали, где шланг установлен неправильно, попросили перевесить.

Потом мы с мистером Адамсом ушли на выходные и в воскресенье вечером, забирая телефон у сменщицы, я услышала, что у половины дома нет интернета. Слегка удивившись, как погано работает одна из крупнейших в городе интернет-компаний, я пошла домой, но тут на рабочий телефон снова полетели смс-ки о том, что люди не могут работать, что все идет кувырком, помогите-спасите-помилуйте.

Искренне посочувствовав людям, но сказав, что все, что я могу сделать, – это обеспечить доступ самой компании к боксам, я дождалась понедельника, и вот тут, ребята, узрела весь масштаб развернувшегося действа.

Итак, вот представьте себе, вы – рабочий, которому нужно повесить шланг. Вы видите, что вдоль стены идет металлический короб, в котором явно что-то есть и по всей вероятности это что-то – какие-то провода. Вы по долгу службы должны были видеть это сто раз, ведь ничего нового в этой вселенной не придумано – провода прячутся в короба, и если ты короб видишь, то там явно будет что-то связанное либо с электричеством, либо с интернетом.

И вот что ты, сука, делаешь на основании видимого короба? Да СВЕРЛИШЬ В НЕМ ДЫРЫ И ПРИКРУЧИВАЕШЬ К НЕМУ СВОЙ ШЛАНГ!!!!! Я очень хотела написать матом, но, боюсь, моя мама, которая будет это читать, не одобрит такое количество обсценной лексики на квадратный сантиметр текста. В результате на полтора метра кабеля – три дыры, полдома без интернета, пока я пишу этот текст – работы по восстановлению еще идут.

Ну разумеется, я поставила в известность начальника виновника торжества, ну разумеется, все счета придется оплачивать ему, но сухой остаток-то какой? Авария, произошедшая целиком и полностью по насередке идиотизма и тупости конкретного человека – и коллапс работы нескольких коллективов.

Исправлять содеянное пришлось нескольким другим людям, а вот пострадавших – десятки.

И это – частный случай только в нашем доме, а теперь давайте поглядим на все это дело в масштабе улицы, города, регионов, стран! Сколько таких пробитых кабелей, разрушившихся покрытий, прорвавших труб и прочего ущерба народному хозяйству…. И это я пока говорю только о том, что можно исправить или покрыть деньгами.

Дедушка Чипполо не даром считал дураков самыми опасными существами во вселенной, потому что никто и никак не может предсказать, что они сделают в следующий момент времени – и никто не может предсказать последствия их непредсказумых поступков.

А теперь я хочу отступить немного в сторону. Мысли очень свежие и необкатанные, так что прошу прощения за категоричность и возможную спорность выводов.

Вы заметили, что весь 20 век – был веком разума? Новейшие теории, рожденные концом 20 века, от марксизма до фрейдизма, обкатывались человечеством на самом себе с завидной регулярностью, и нам было не в лом применять на себе хоть построения экономического, хоть политического, хоть гуманитарного характера. Придумал дедушка Зигмунд Карлыч свою теорию сексуальности – и в конце концов по всей планете сексуальная революция вштырила со страшной силой. Придумали дедушка Карл и дедушка Фридрих свою политико-экономическую теорию – до сих пор всей планетой рыгаем от последствий и реакций на них. Придумал дедушка Роберт Оппенгеймер атомную бомбу – всей Хиросимой и Нагасаки праздновали, а дедушка Вернер фон Браун помог все эти чудеса запускать еще и в космос… То-то радости, то-то счастья нам всем прибавилось.

Можно сколь угодно долго упражняться с приведением примеров, но чего не отнять, так это того, что 20 век при всей своей социальной жути, ознаменованной революциями и двумя мировыми войнами, был все же веком гигантского скачка человечества во всех отраслях науки, и то, что он заложил, мы используем до сих пор, – и еще неизвестно, какое количество десятилетий ученые будут разрабатывать открытое именно тогда во всех отраслях – от физики до психиатрии.

Разум до начала текущего века – был практически божественной сущностью, даже самые оголтелые чакраносцы типа рерихов-блаватских и прочих искателей шамбал и лемурий – настаивали, что все беды человечества происходят от “косности” и “глупости”, что нужно пробуждать разум и преодолевать безграмотность и отсталость, я уже молчу о вполне себе легальных государственных программах всеобуча и доступа к начальной школе даже в самых отсталых регионах Азии и Африки. Человечество поклонялось разуму и настаивало на его важнейшей роли в развитии цивилизации.

Как говорится, шли годы, смеркалось… Поголовная грамотность становилась обычной повседневностью, в настоящее время худо-бедно написать свою имя умеет бОльшая часть человечества – но благорастворения воздухов так и не приключилось. И тогда человечество решило подумать над другим. А что, если не разум, а чувства и эмоции – это самое главное?

“Что вы чувствуете по этому поводу?” – вопрос, который задают сто процентов прихоаналитиков во всех попсовых фильмах мира, и это только показывает, насколько люди массово стали придавать значение тому, что они чувствуют. Попса ведь всего лишь отражает новый цайт-гайст – и это говорит о том, насколько он стал нормой нашего времени.

Чувства и эмоции – вот новые божества нашего времени. Заметьте – хоть конченные гурыни и заклинатели чакр, хоть вполне себе серьезные лекторы и ученые начали тут и там подчеркивать, какие эмоции и чувства вызывают те или иные открытия, как к ним надо относиться, почему что-то должно вызывать позитивные, а что-то – негативные эмоции.

Я уже молчу о том, что одно из поколений получило название “снежинки”, потому что они ну очень сильно эмоционально нестабильные, чувствительные и стрессующие по любому поводу. Плюнь рядом – непременно растают.

Человечество начало носиться с чувствами – как курица с яйцом. “Ах, вы задели мои чувства”, “Ах, у меня стресс”, “Ах, я эмоционально опустошен”, “Мне нужен отпуск, потому что у меня стресс на работе и депрессия”… И тут чрезвычайно важно заметить, что я совершенно не отрицаю важность эмоций и чувств, ни в коем случае! Правильное отношение с самим собой, способность понять и осознать, что чувствуешь, выработать стратегию поведения с учетом этого – одно из самых важных составляющих эмоционального интеллекта, без которого человек не может выжить в современном очень напряженном ритме жизни, но главное тут – в другом. Речь идет о том, что с некоторых пор эмоции и чувства вообще начали ставиться во главу угла – становясь основной управляющей жизненной силой цивилизации. Страх задеть чьи-то чувства, бесконечные извинения “вы не так меня поняли”, отмены по насередке обид и травм десятилетней давности, откровенное паразитирование на чувстве обиды и оскорблении чувств… знакомо звучит? И ладно бы, всеми этими погремухами звенели токмо на Западе – так нет, даже в России, стране, где не сильно носятся с чужими эмоциями, “оскорбление чувств верующих” стало едва ли не любимой красной тряпкой, раздражающей быков самых разных уровней – от пристукнутых на голову квадроберов, которым мешают пастись на любимых лужайках, полных одуванчиков и собачьего дерьма, до черносотенных бородатых мужиков, чьи православные чувства задевает не война и гибель тысяч людей, а неправильная постановка не самого даровитого театра на свете.

А теперь, ребята, следите за руками.

Если разум – вещь достаточно стабильная и скорее приращиваемая, чем оскудевающая, если заниматься его пополнением всерьез, то мало что на свете имеется более зыбкого и туманного, чем человеческие чувства, и уж тем более эмоции. Сейчас мы чувствуем одно – через пять минут другое. Сегодня гормональный фон и инсоляция одни – следовательно, настроение и эмоциональная картинка одна, а завтра пришел дождь и упал уровень прогестерона – и эмоции у нас совершенно другие. Сегодня я купила сумочку и радуюсь, а завтра я сломала каблук и печалюсь.

Мы не можем прирастить эмоций или чуть убавить их интенсивность, мы можем чуток отрегулировать их волевым усилием – но не так, чтобы очень преуспевали в этом. Мы можем хотя бы как-то криво и косо, но оперировать разумом, упражнять его, влиять на него, а его наличие в принципе не будет зависеть от погоды за окном или дня нашего цикла – но с эмоциями мы проделать этого не в состоянии. Слишком темна вода в этих облацех, слишком много факторов влияния на их изменение и интенсивность.

А теперь скажите мне, если цивилизация начала отворачиваться от руководящей роли разума и полагаться на эмоции, долго эта цивилизация протянет? Насколько долго можно будет жить, если краеугольным камнем, главной осью жизни будет что-то, что меняется по десять раз на дню и зависит буквально от каждого чиха? И как скоро в этой цивилизации, отказавшейся от руководящей роли разума, количество неумных людей начнет превышать средние показатели? Если разум теперь – не самое главное и не самое важное, если эмоции и эмоциональное состояние – новые ценности, то какое количество людей предпочтет отказаться или практически не развивать что-то, что непрерывно нужно упражнять и прокачивать, как мышцы, и обратит свое полное внимание на то, что является доступным всегда – и само по себе, без участия наших усилий?

Вот она! Ребята, вот она, наша новая реальность, чьи плоды четвертьвекового развития мы имеем несчастье начать наблюдать.

Дураком быть больше не стыдно – потому что разум больше не является чем-то сверхценным и вожделенным. У каждого вокруг есть эмоции и чувства, они – самое главное, самое важное, самое насущное, никто не живет без эмоций, следовательно, никто не стыдится перед другими какими-то “не такими” чувствами. У всех есть право чувствовать, у всех есть право на выражение этих чувств – и то, что раньше считалось тупостью, теперь может быть обозначено “особым мнение” и “а мне кажется именно так”, и попробуй возрази – ты тут же рискуешь задеть чувства и эмоции, и попасть в список жестоковыйных палачей, насаждающих все плохое против всего хорошего.

Вот почему дуракам сейчас такое раздолье – и вот почему мы будем все больше и больше погрязать в самых настоящих тяжелых проблемах.

Дураки смотрят на короба с проводами и сверлят их, потому что им нужно вешать шланги. Дураки приходят к мистеру Адамсу с жалобами на то, что “новый пылесос не работает”, а потом оказывается, что там забились фильтры и то, что эти фильтры вообще-то надо менять, профессиональному уборщику-дураку в голову не приходит. Дураки-установщики ставят спортивное оборудование, не догадываясь, что отвес может повредить оконное стекло и станок нужно просто отодвинуть на 20 сантиметров глубже. Дураки-маляры полностью красят квартиру, а потом оказывается, что скоро придут дураки-половики и все свежепокрашенное покроется толстым слоем ламинатной пыли, невыводимой никакими пылесосами в мире.

И я повторяю – мы снова и снова говорим о том, что можно компенсировать, оплатить, переделать, в конце концов, разрушить и построить заново.

А вы подумайте, что такие же светочи ума придут проектировать мосты и дороги, дома и улицы. Такие же светочи придут к нам нас лечить и учить, защищать от преступности или представлять наши интересы в суде. Такие же светочи будут нами руководить, причем на самом высоком уровне. И от решений этих светочей больше не будет зависеть смета ремонтных работ или наличие вайфая в квартире – от этих светочей будет зависеть, рухнет мост или нет, какая политическая и экономическая политика будет вестись государством на многие годы вперед, какой уровень образования получат целые поколения граждан.

А количество тех, кто сможет компенсировать последствия деяний этих светочей – будет неистребимо и неуклонно уменьшаться, потому что я дико извиняюсь, но пока некто будет носиться со своим эмоциональным состоянием по причине недобора балла на сессии, человек полагающийся на свой разум просто пойдет и выучит еще раз то, что недоучил. Пока кто-то будет раздрачивать свою эмоциональную нестабильность с рыданиями возлежа на груди очередного квази-психолога или коуча (потому что настоящий психолог посоветует меньше обращать внимания на свои слезки и больше обращать внимание на результативность своего труда) – человек, полагающийся на разум найдет решение проблемы и устранит ее. Но таких людей будет все меньше, потому что трудиться – всегда тяжелее, чем раздрачивать чувства, а решать проблемы – сложнее, чем жаловаться на них.

И пока в нашем прекрасном мире за окорбление чувств – жертвам будут полагаться плюшки и поглаживания, люди будут выстраиваться в очередь за плюшками и поглаживаниями, а там, где нужно будет пахать, чтобы что-то знать и уметь, – этот путь выберут единицы, потому что лень всегда бежала впереди паровоза цивилизации, и она является матерью прогресса только там, где его папенькой является разум, а при текущем свальном грехе лени с толпой мутных эмоций, – породить она сможет исключительно толпы идиотов и придурков, которые, согласно закону Даннинга-Крюгера, будут настолько дебильны, что не смогут даже осознать, что они дебилы.

Так что, малята, приглашаю вас в дивный новый мир и предупреждаю, пока с чувствами и эмоциями будут носиться, – не видать нам никакой нормальной жизни. Остается только молиться, чтобы на десяток дураков все же оставался хотя бы один умный, который сумеет компенсировать их праведные труды по хаотизации действительности.

Потому что дальше – придется только умолять Господа словами из Псалма: “И дела рук наши исправи. И дела рук наших исправи”

И только теперь я понимаю, что повторение тут – это не стилистический прием, а действительный вопль в Небеса: хотя бы ты, Господи, потому что больше некому.

Leave a Comment