Уже много дней СМИ и Сеть муссируют тему, которая, наверное, теперь отойдет на задний план из-за теракта в Домодедово – высказывание священника православной церкви Всеволода Чаплина о том, как одеваются россияне. Посмотрела ролики ТВ, пламенное интервьюирование Чаплина журналисткой Тиной Канделаки, почитала комментарии… Думаю, могу поделиться своими мыслями по поводу…
Для начала – цитата.
«Когда женщина одевается именно так, что для всех окружающих очевидно: она ставит своей целью познакомиться именно с самым крутым самцом, а не завоевать доверие и любовь мужчины, с которым она рядом живет и работает, своей скромностью, своим внутренним обликом, своей душой, то это значит, что ее ждет жизненное несчастье. Она найдет самого глупого, самого бедного и самого плохого, бандита или пьяницу», – сказал священник в понедельник, выступая на круглом столе в Москве.
При этом, по его мнению, «когда женщина одета красиво, скромно и с достоинством», то у нее больше шансов «найти себе лучшего мужчину», и здесь, по мнению отца Всеволода, многим россиянкам есть чему поучиться у кавказских женщин.
Отец Всеволод убежден, что внешний вид человека – это не его личное дело, а дело общества.
«Нам постоянно пытаются сказать, что каждый человек должен сам решать, как ему одеваться. Но в этой позиции есть некое лукавство», – сказал он, заметив, что, как правило, эту позицию отстаивают представители крайнего либерализма, который, в свою очередь, высказывается против ношения женщинами хиджаба.
Священник убежден, что культуру, в том числе культуру одеваться, нужно воспитывать.
«Если женщина одета в офис как проститутка, то другие женщины должны иметь право ей об этом сказать», – сказал представитель Церкви.
И вот странного формата интервью мадам Канделаки и священника В. Чаплина и журналиста Максима Шевченко.
Для начала прошу заметить, что воздевание рук и крики о том, что церковь начинает “качать права и указывать россиянам, как одеваться” – это крики неправомочные, потому что мнение одного священника церкви – еще не мнение ВСЕЙ церкви. Не был собран поместный собор, где бы обсуждалась проблема одежды граждан России, патриарх не выступал по этому поводу… Священник – как и ЛЮБОЙ гражданин – имеет право высказать свое мнение и отстаивать его. Так что не надо истерики по поводу диктата РПЦ. Мнение – еще не диктат. И если тогда истерить – можно поистерить по поводу гораздо более радикальных высказываний Максима Шевченко. Но все шишки достаются отцу В. Чаплину просто потому, что у некоторых граждан накопилось уж слишком много агрессии против церкви и ее служителей. И дай только повод – а покричать уж люди умеют.
Если почитать цитаты отца Всеволода Чаплина, приведенные вверху – неужели же нельзя найти в них рациональное зерно? Если абстрагироваться от того, КТО сказал это – кто-то будет доказывать, что это не так?
Хорошо, давайте сделаем отступление и посмотрим, как же одеваются россиянки и другие дамы СНГ.
Прошу сразу прощения, если кого-то обидят мои слова, но я постараюсь писать объективно. И начну издалека.
Живя в самом сердце Европы, поездив по разным странам, я уже с большой долей уверенности могу сказать, что русскую туристку вижу сразу и безошибочно отличаю ее от эмигрантки. Почему? Все очень просто: молодые русские туристки зачастую одеваются так, как одевается лишь одна категория женщин Европы – жрицы любви. Если в центре города я вижу женщину в полупрозрачных лосинах, стрингах под ними, ботфортах, кожаной куртке до талии и с фотоаппаратом, я точно знаю, что это русская туристка. Единственное ее отличие от профессионалки – она фотографирует и смотрит на здания больше, чем на проходящих мужчин.
Если летом передо мной проходит дама с глубочайшем декольте прозрачной блузы и в обтягивающих сверх всякой меры брючках, при полном вечернем макияже – это снова русская туристка. И отличается она от профессионалки только тем, что ходит днем по городу и осматривает достопримечательности или шоппингует. Купить одежду, в которой одета русская туристка, можно только в одном месте города – в секс-шопе. Надеть ее на улицу тоже придет в голову только одной категории женщин – профессионалкам, которые в центре города не появляются, а работают в местах, отведенных для их трудовой деятельности.
Это – правда. Она касается НЕ ВСЕХ русских туристок, но очень большого их числа, особенно молодых женщин. Они – не виноваты, они просто одеваются так, как привыкли, зачастую беря заграницу самое лучшее, что у них есть. И если у них острый глаз и критическое восприятие действительности, они очень скоро понимают, что выглядят белыми воронами на фоне европейцев. И хорошо, что тут можно заскочить в любой магазин и купить нечто не такое ярко-открытое, что многие потом и делают. Но есть те, которые очень гордятся тем, что ловят взгляды окружающих. Жаль только, что они не видят, что люди делают за их спиной – смеются или кривятся. “А, ну это русская”, – слышно за их спинами. И хорошо, что они не понимают, что о них говорят. Все же обидно надеть все самое лучшее и быть высмеянной практически в лицо.
Лукавит госпожа Канделаки, говоря о Лондонах и Парижах, где все чудесно одеты и россиянки вписываются на ура… Обычный европеец одет в повседневности серо и довольно скучно. Офисный планктон – во что-то среднеофисное, продавцы, рабочие – в униформу, которую очень часто не снимают и так и едут до дома (особенно это касается рабочих). А люди богатые по улицам не шатаются – во всем мире они ездят в автомобилях и передвигаются между кафе-ресторанами-магазинами короткими перебежками 🙂 Зачем далеко ходить – возьмите любые снимки папарацци. Что, актеры или музыканты ходят по улицам в туалетах из бутиков? Редко, товарищи, исчезающе редко… Отсутствие макияжа, какие-нибудь демократичные джинсики-рубашечки. Это только те, кто взвалил на себя бремя идола моды, выходят даже за почтой при параде, но кого можно назвать, кроме мадам Бэкхем или какой-нибудь Пэрис Хилтон?
Нет, россиянки составляют особый пласт женщин, которые одеты весьма своеобразно по меркам Европы и мирового сообщества, куда страны бывшего Союза так стремятся. И назвать этот стиль скромным невозможно.
Живя вне родины седьмой год, смотришь на соотечественников уже другими глазами. Два года назад мы были на родине, в прошлом году на родину пришлось поехать моему супругу. Я просила снимать улицы, что носит народ, как он выглядит. Честно – у меня иногда волосы дыбом вставали. И во время визита, и при взгляде на фотографии.
Товарищи – ну как можно всерьез воспринимать нотариуса очень важной фирмы, когда ты входишь в кабинет и видишь даму сдобной комплекции, одетую так, что мужчины моментально забывают, зачем вообще явились в эту контору? Во избежание неверного понимания моих слов, скажу, что вполне симпатична и могу смотреть на женщин не как соперница. Так вот, бюст нотариуса на двенадцать был персон обнажен практически полностью блузочкой, которая более напоминала корсет, чем собственно верхнюю одежду. Обтягивающая рубенсовские бедра юбка была сильно выше колен. Признаюсь честно – я задала первый вопрос: “А где нотариус?” без всякой левой мысли. Я не могла себе представить, что старший нотариус может так одеваться! Оказывается – может. И как тут не подумать о дресс-коде! Ну ведь если дама позиционирует себя как профессионала, она же должна по меньшей мере выглядеть так, чтобы ее клиенты думали о сделках, а не о рубенсовских бедрах и бюсте на двенадцать персон.
В восемь утра улицы городов заполоняют женщины, одетые в настолько прозрачное и обтягивающее, что со своим отвыкшим восприятием начинаешь гадать, что происходит – парад, праздник или нечто непонятное тебе лично. Это парад красоты и открытости тела, любая женщина от подростка до дамы бальзаковского возраста напоминает райскую птицу, цель которой – завлечь самца и возбудить в нем мысли определенного толка. В общем и целом это можно объяснить – отсутствие конкурентных мужчин на душу женского населения побуждает привлекать к себе внимание всеми средствами. Но тут мы и приходим к мыслям отца В. Чаплина. Какого толка внимание обратит на себя женщина, одетая как гетера? Только определенного сорта – внимание к себе как к самке, готовой к спариванию. Женщина, которая декларирует одеждой свою сексуальность, должна быть готова получить ответ на свою декларацию. И когда она начинает сетовать, что все смотрят на ее ноги и не видят прекрасной души, то определенно нужно понимать мудрость народной поговорки: “На что ловишь, то и клюет”.
Скажу честно: я пишу это не как постороняя, а как полностью поучаствовавшая в процессе декларации. Живя на родине, я тоже носила очень откровенные одежды, причем будучи преподавателем вуза делала это и на работу. Начальство было не против (!!!) и я до сих пор не понимаю, как могла выглядеть так, как выглядела. И как дама, варившаяся во всем это изнутри, скажу честно: я не знала, что одеваюсь не так, как в Европе. Я тоже думала, что в центрах моды носят обтягивающее и короткое. Но это – не так. И получая на свои откровенные наряды сомнительного качества комплименты в спину, искренне недоумевая, почему никто не видит во мне чудной души, я никак не могла связать зависимость одежды и реакции на нее мужчин.
И будучи вот такой барышней с шизоидным восприятием себя, я была бы очень рада, если бы мне кто-то растолковал зависимость внешней декларации с восприятием личности в целом. И о. Всеволод Чаплин пытается сейчас растолковать, что женщина, надевающая на себя юбку, едва прикрывающую ягодицы, вызывает в мужчинах реакцию только одного толка. Если хотите, мужчины – существа однопроцессорные, и если они видят ягодицы, они могут думать о ягодицах, а не о том, что их обладательница – носитель тонкой душевной организации.
Скажу лично свое мнение: я не против, чтобы русские женщины одевались так, как хотят. Но для начала им нужно рассказать правду: они одеваются НЕ ТАК, как европейки и американки. Они одеваются так, как одеваются русские: слишком броско, ярко и сексуально для Европы и Америки. Они выглядят здесь как чужие, потому что средняя европейка никогда в жизни не решится надеть то, что надевает россиянка на работу. А если решится – то в спальне перед любимым и нигде в другом месте.
И все же – русские женщины – самые превосходно одетые женщины Европы и Америки. Я говорю об эмигрантках, которые избавляются от чрезмерной откровенности, привезенной с родины, и сочетают вкус с той самой изящной сексуальностью, которая более прикрывает, чем открывает. И о немногих представительницах городов родины, которые одеваются вопреки царящей тенденции раздеваться, а не одеваться.
Я не могу не рассыпаться в комплиментах русским эмигранткам, которых не любят аборигенши и которыми неизменно восторгаются аборигены 🙂 Именно эмигрантки и являются тем эталоном вкуса, о котором можно говорить по отношению к родине. Русская эмигрантка, моментально ориентирующаяся в местных магазинах, вырабатывает стратегию покупки одежды, которая будет модной вне зависимости от сезона и года. Именно русская эмигрантка становится тем ярким пятном, на которое обращают глаза все проходящие: это сочетание цветов, линий силуэта, макияжа и украшений уже не кричаще-сексуальное, но вобравшее в себя достаточную закрытость западной одежды. Родина учит эмигрантку одеваться ярко, а Европа – глушить эту яркость, приноравливать ее к местным стандартам. И именно эта приглушенность делает русскую эмигрантку той самой золотой серединой, к которой можно было бы устремить вкус русских женщин (говоря “русские”, я имею в виду всех женщин бывшего пространства СССР).
Ведь правда в том, что сексуальность – это закрытое, а не открытое. Сексуальность рождается одновременно с фантазией на тему, созерцание анатомии же способно породить голый инстинкт, который, удовлетворяясь, успокаивается и забывает об объекте, который привлек внимание. Да, все понятно – жесткая конкуренция из-за мужчин. Но люди, давайте посмотрим правде в глаза: на российской улице выделяется одетая женщина, а не раздетая. Раздеты – все поголовно, и внимание привлечет скорее то, что выделится из общей массы, а не сольется с ней количеством обнаженного тела. Ну и само собой разумеется, что вызвать в мужчине сексуальный интерес и вызвать интерес к себе как к личности – это две противоположные вещи. И нужно четко осознавать: чего тебе лично сегодня хочется. Найти самца для случки или найти человека, которому подаришь большое и светлое чувство. Меня терзают смутные сомнения, что порядочный и серьезный мужчина, ищущий женщину себе под стать, случками на вечер заниматься не станет. И значит, ловить его нужно на нечто иное, чем голая грудь и выглядывающие из-под юбки стринги.
Не нужно уподобляться мадемуазель Канделаки, которая воздевает руки и вопит о хиджабе как противоположности стрингам. В жизни есть очень много промежуточных вариантов – и россиянка может хотя бы узнать о них, чтобы сделать выбор, как же ей одеваться.
Ведь узнают же об этом женщины, которые живут на родине и одеваются вопреки всеобщей раздетости. Мои подруги и приятельницы, просто знакомые или незнакомки, виденные на улицах, перед которыми я по-настоящему снимаю шляпу – женщины, живущие в условиях, когда купить одежду, которая отвечает их личным запросам, в разы сложнее. Кто-то обходится собственными руками: шьет и вяжет, кто-то одевается в секонд-хэндах, кто-то заказывает одежду в больших городах или заграницей. Им -сложнее выглядеть так, как им хочется, но они это делают. И это не может не вызывать искреннего восхищения – их индивидуальностью, их смелостью и чувством собственного достоинства. Но они, как ни жаль, – в меньшинстве.
Я заранее прошу прощения, что не публикую ни одной фотографии. Не хочу переходить на личности ни в критике, ни в восторгах…
О!Моя больная тема,Ирина!
Считаю,что дресс код помог бы нашему обществу! Вот бы наши милые женщины все научились себя ценить,а не обесценивать!
Виктория, самое печальное то, что женщины часто забывают один очень важный закон соблазнения: эротика начинается там, где тело закрывается, а не открывается. Когда женщины носили перчатки, обнаженная кисть руки была одним из самых сильных эротических впечатлений мужчины (достаточно почитать стихи тех лет). Сейчас места для эротики женщины вообще не оставляют, забывая еще одну важну вещь, о которой я уже писала: на что ловишь, то и клюет.
Ирин, сколько совпадений! Я тоже была молодым преподавателем вуза, и конечно “модно” одетым. Допустим, не так, как моя сестра студентка, знаменитая своими декольте, но… как-то раз на улице меня поймал какой-то мужик, поднял в воздух и заорал: “ИНТУРЫСТКА!” Меня очень возмутила подобная дикость нравов. А не лучше ли было на себя оборотиться? Но то была родная сторона. А за границей мы учимся другому: как не потерять свою женственность, сексуальную привлекательность и при этом вызывать у мужчин в первую очередь не желание, а уважение. Это тонкое искусство 😉
Вернувшись в Россию летом 2009 года, я увидела на раздолбанных улицах родного города полуобнаженных моделей нижнего белья, слегка прикрытого верхней одеждой. С видом ледяного безразличия переступали они через канавы и мусор, легко и гордо неся свои сногсшибательные тела по жаре и пыли. Высоченные каблуки дополняли картину, а в глазах сияла женская тайна. И куда спешат эти феи в вечерних туалетах и макияже? На работу, ведь сейчас 8 утра, понедельник.
И все же главная тема: ДОСТУПНОСТЬ. Внешний вид истошно вопит каждому проходящему: “Я вся твоя, и уже раздета!!!” На самом деле русские далеко не так “доступны” как выглядят. А потому зачастую вызывают у противоположного пола возмущение на грани с личным оскорблением. Игра не по правилам. Mixed signals.
Посмотрим на дело с другой стороны: какой мужчина всерьез и надолго полюбит доступную девушку? Пьяный, наверное. Или обреченный на одиночество, в чем то ущербный. В любом случае, не тот на кого рассчитывают. Так в чем же секрет успеха? Будь такой, какая ты есть. Выгляди такой, какая ты есть. Тогда вторая половинка найдет тебя. И узнает!