Красавицы советского кино – востребованные и нет (часть 3)

Продолжу рассказ об актрисах советского кино…
Нонна Мордюкова

Нонна Мордюкова родилась в казачьей станице в большой семье, где кроме нее росло еще шестеро детей. Представляю, как ей было обидно, когда на роль Аксиньи в “Тихом Доне” взяли не ее, а Элину Быстрицкую: плоть от плоти донских казаков уступила роль городской девушке, столичной студентке. Но все это только догадки – реальность же была такова, что самая старшая дочь в семье, Нонна ухаживала за братьями-сестрами, пока родители надрывались в колхозе, сама успела тяжко потрудиться, а в войну станица была на оккупированной немцами территории. С двенадцати лет Нонна мечтала о кино, и едва окончив школу в 1945 году, она поехала поступать во ВГИК. Проведшая четверо суток в товарняках, в страшненькой послевоенной одежке, неподготовленная, на фоне городских молодых людей, знавших, куда пришли, Мордюкова долго развлекала комиссию рассказами о сельской жизни – и стала студенткой при огромном конкурсе!

В 1947 году режиссер Сергей Герасимов начал снимать фильм «Молодая гвардия» и на роль Ульяны Громовой, героини Краснодонского подполья, взял второкурсницу Мордюкову. Съемки проходили в Краснодоне. Вместе с Мордюковой в «Молодой гвардии» снимались молодые актеры Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов… Мордюкова была еще скована в этой своей первой роли, но уже было заметно, что в ней зреет незаурядный актерский талант. Актриса настолько слилась с обликом своей героини, что ее приняла и родня Ульяны (съемки происходили в Краснодоне и актеры жили в семьях своих героев), и даже спустя много лет в письмах зрители называли ее Ульяной.

После “Молодой Гвардии” Мордюкова выходит замуж за своего партнера по фильму Вячеслава Тихонова, рожает сына. Целых пять лет она не снимается в кино, образ Ульяны Громовой мешал режиссерам рассмотреть в ней кого-то еще. И только В. Пудовкин дал ей небольшую роль в своем фильме и был настолько потрясен ее игрой, что хотел заменить актрису на главную роль. К сожалению, замены не произошло, но кинематограф, наконец, рассмотрел в Мордюковой актрису.

Удачей Нонны Мордюковой стала работа в фильме «Чужая родня» (1955, режиссер М. Швейцер), где она с большой достоверностью народной интонации и деревенской повадки сыграла Стешу Ряшкину. Своими работами она вдохновила драматурга Б.Метальникова, написавшего специально для нее «Простую историю». Здесь Мордюкова исполнила одну из лучших своих ролей – молодую вдову Сашу Потапову, на чьи плечи нежданно легло бремя председательства в отстающем колхозе. Актриса играла драматизм и тяготы «светлого пути» из простых колхозниц в председатели, горечь безнадежной любви и – преображение души, обретение достоинства.

Любая роль Мордюковой – это тончайшая, филигранная игра, сложнейший характер – будь то отрицательная героиня, спекулянтка, прижившая ребенка от фашиста, которая благодаря таланту актрисы стала вызывать сочувствие своей тяжелой, страшной судьбой; либо комедийная Белотелова из “Женитьбы Бальзаминова”, либо “управдом-друг человека” из “Бриллиантовой руки”.

В 70-е годы Мордюкова играет свои коронные роли: в фильме «Трясина» Мордюкова сыграла роль матери, чья слепая тираническая любовь толкала сына к дезертирству, а затем и к гибели. Актерская тема Нонны Мордюковой здесь буквально выворачивалась наизнанку, впервые эта органичная артистка со всей очевидностью играла роль, а в фильме “Они сражались за Родину” небольшая роль солдатки Натальи буквально потрясла зрителей.

В историю кинематографа Мордюкова вошла как актриса, отвесившая пощечину самому Никите Михалкову! На съемках фильма «Родня» Михалков, желая добиться от Мордюковой более откровенной игры, сильно оскорбил актрису. В скандальной, скорой на суд Марии Коноваловой из «Родни» не сразу узнавалась знакомая и все же новая Мордюкова. Актриса играла на грани гротеска. Ее неврастенический темперамент, металлические зубы, громкий хохот и крик озадачивали, раздражали. Но за поступками этой деревенской тетки, неуклюже вторгающейся в городскую жизнь, в самом ее смешном и горестном несовпадении с этой жизнью зритель постепенно различает глубокую драму утраты связей, отрыва от корней всех, кого она пытается соединить в бездушном городском мире. Здесь нужна была именно Мордюкова с ее актерским багажом, с естественностью и природностью, все очевиднее конфликтовавшими с современностью.

После “Родни” этот диссонанс с современностью стал все очевиднее, даже картина «Мама», специально поставленная «на Мордюкову», лишь подчеркнула диссонанс актрисы с современным кино – предложенный драматургический материал не позволил развернуться ее незаурядному таланту. Еще одна попытка что-то сделать вразрез с главной темой Мордюковой (роль матери, погубившей сыновей) вновь не принесла удачи – что, конечно, не умаляет ее авторитета и значения как одной из выдающихся актрис современности.

Последние годы Нонна Викторовна страдала разными заболеваниями, самым серьезным из которых был диабет. Сестра актрисы рассказывала: «Она очень мучилась, но до последнего своего мгновения продолжала репетировать, придумывала себе роли и мечтала, как бы она могла еще сыграть: она просто жила кинематографом». Нинна Викторовна ушла из жизни 6 июля в 10 часов вечера в московской больнице.

Она ушла, но оставила нам замечательные фильмы, которые с трепетом смотрят вот уже несколько поколений зрителей. Ее, как актрису признали во всем мире, – редакционный совет английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») в 1992 году включил Мордюкову в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. А еще в честь великой актрисы названа «звезда». И теперь с небес ярко сияет небольшое – 39 км в диаметре – светило «Нонна Мордюкова».

Татьяна Окуневская

Родилась в 1914 году в семье врага народа, который был в Гражданскую войну белым офицером. Спасло Таню только то, что на дворе все же были 20-е, а не 30-е годы. Ей даже удалось закончить вполне приличную школу и не быть определенной в детдом для детей врагов народа. К кино она не собиралась иметь никакого отношения, поступила в архитектурный институт, подрабатывала курьером и однажды попалась на глаза помощнику режиссера с Мосфильма. Ее пригласили сниматься в кино, она отказалась, оставив свои координаты настойчивому работнику. Но вскоре ей пришлось пересмотреть свое решение – отца в очередной раз отвезли на Лубянку и семья начала голодать. Татьяна перешагнула порог киностудии и тут же получила небольшую роль, которая позволила семье нормально питаться.

В 17 лет Татьяна влюбилась в студента киновуза Дмитрия Варламова, отец, которого снова выпустили из тюрьмы, был категорически против отношений дочери с этим человеком, но Татьяна была непреклонна. Замужество ее было очень несчастливым, даже рождение ребенка не останавливало Дмитрия – он издевался над молодой женщиной, изменяя и поднимая на нее руку. Родители настояли на разводе. Окуневская теперь бредила кинематографом и мечтала стать актрисой. Удача улыбнулась ей в 1934 году, когда начинаю­щий режиссер Михаил Ромм предложил ей роль молодой жены фабриканта Карре-Ламадона в филь­ме «Пышка».

Окуневскую после «Пышки» заметили и уже через несколько месяцев после премьеры пригла­сили на главную роль в фильме «Горячие денечки». Этот фильм, собственно, и стал визитной карточ­кой актрисы Татьяны Окуневской. Увидев ее в этом фильме, прославленный режиссер Николай Охлоп­ков пригласил юное дарование в свой Реалисти­ческий театр.
Ее первой ролью в театре была роль Наташи в пьесе М. Горького «Мать».

Затем последовали ро­ли в спектаклях «Кола Брюньон», «Трактирщица», «Железный поток» и других. Казалось, что удача и успех навсегда поселились в доме Окуневских. Од­нако наступил 1937 год.

Отца арестовали и расстреляли, актрису как дочь врага народа выгнали из театра и сняли со съемок фильма. В то время в Окуневскую были влюблены мно­гие тогдашние знаменитости: режиссеры Николай Садкович, Леонид Луков, Николай Охлопков, писа­тель Михаил Светлев, музыкант Эмиль Гилельс. Она же в 1938 году выбрала себе в мужья преуспе­вающего писателя — 30-летнего Бориса Горбатова. В какой-то степени это оградило ее от травли.
В 1940 году Окуневская вновь попадает на съемочную площадку: она снимается в фильме режиссера Н.Садковича «Майская ночь». Через год вмес­те с легендарным Петром Алейниковым она играет одну из ролей в фильме «Александр Пархоменко». В 1943 году ее принимают в труппу Театра Ленин­ского комсомола.

Но Окуневская совершенно не довольна своими работами в кино – режиссеры видели в ней только сексапильную красотку, и настоящих полноценных ролей давать не хотели. И эта самая сексапильность поставила на ее судьбе жирную кляксу – “цветок душистых прерий Лаврентий Палыч Берия” обратил свое внимание на актрису, пригласил на свою дачу и изнасиловал. История эта довольно известна – Окуневская написала автобиографическую повесть, которую публиковали в газетах и журналах, поэтому подробности описывать не буду.

На беду актрисы за ней стали ухаживать тиран Югославии – Йосип Броз Тито и советский министр госбезопасности Абакумов. Влепленная всесильному министру пощечина за наглость привела Татьяну в тюрьму. 13 ноября 1948 года Окуневскую арестовали по статье 58.10 — антисоветская агитация и пропаганда. Ей инкриминировали: во-первых, в доносе некоего Жоржа Руб­лева (это был псевдоним гэбэшного стукача) говорилось, что Окуневская, встречая Новый год под Веной, в особняке маршала Конева, подняла тост за тех, кто погибает в сталинских лагерях, во-вто­рых, в Киеве на съемках картины «Сказка о царе Салтане» актриса в перерыве между съемками по­сетила кафе на Прорезной и там подняла тост со словами: «Все коммунисты лживые и нечестные люди».
Кроме этого, Окуневской припомнили и связь с врагом — югославским послом Поповичем. Во вре­мя ареста никакого ордера ей предъявлено не было, актрисе показали только короткую записку: «Вы подлежите аресту. Абакумов».

После 13 месяцев одиночки, находящуюся в крайней степени истощения актрису привели в кабинет Абакумова. Стол ломился от еды – таким образом министр хотел сломить женщину. Но получил вторую пощечину, а Окуневская – путевку в Джезказган на 10 лет. В лагере она несколько раз была на пороге смерти – голодной и от гнойного плеврита. Но там она встретила самую большую и трагическую любовь в своей жизни. Они не были вместе ни минуты (кто хоть что-то читал о сталинских лагерях, понимает, о чем я), их роман состоял из коротких встреч в агитбригаде. Татьяну освободили, Алексея оставили в лагере и он вскоре умер от туберкулеза.
Отказавшийся от супруги Борис Горбатов тоже прожил короткую и несчастливую жизнь, умерев в 42 года.

В 1954 году Окуневская возвращается в Москву, поступает в театр, но травить ее стали еще больше, чем во времена репрессий. Вскоре актриса уволилась из театра, в кино она почти не играла. Жила в семье замужней дочери.

Во времена перестройки вышли воспоминания актрисы, в 90-е годы она немного снималась в новом российском кино.

Екатерина Савинова

Родилась в крестьянской семье, с детства бредила кино и мечтала стать актрисой. Но с первого раза поступить во ВГИК у нее не получилось, Екатерина полгода проучилась в земельном институте. Впоследствии Савинова, преодолев конкурс, всё же поступила во ВГИК — в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трёх тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. Среди них Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и Екатерина Савинова. Параллельно с профессиональным обучением Савинова занималась вокалом в институте Гнесиных – у нее оказался природный мощный голос, который все мы слышали в фильме “Приходите завтра”. После Гнесинки Савинову звали в Большой театр, но она ответила отказом.

В 1949 году Савинова впервые появилась в небольшой роли в “Кубанских казаках”, и моментально запомнилась своей улыбкой, ямочкой на подбородке и непередаваемой жизнерадостностью.

Но после “Казаков” вокруг Савиновой оказался вакуум – притязания Ивана Пырьева были ей отвергнуты (Савинова еще с института была счастливо замужем за актером Евгением Ташковым), поэтому по доброй пырьевской традиции ее просто перестали приглашать даже на пробы.

Никакие приглашения “в сторону” от кино – ни на эстраду, ни в Большой, ни во МХАТ – не заставляли сказать ее “да”. Её несколько раз приглашали на пробы серьёзных ролей в кино, утверждали, но через некоторое время перезванивали и, извиняясь, отказывали. По воспоминаниям актёров, Екатерина была в «черном списке» Мосфильма.

В 1952 году она идет на компромисс – начинает играть в театре-студии киноактера, но и тут крупных ролей ей не доставалось.

Самой крупной ролью Савиновой в кино стала роль Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра» (1963). Эта роль, принесшая актрисе славу (роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года), была во многом биографична. Сценарий фильма написал специально для актрисы её муж, кинорежиссёр Евгений Ташков. Съемочная группа убралась в Одессу подальше от “черных списков” Мосфильма, но и тут критики долго поливали картину грязью, называя Савинову бездарностью, а кинокартину – пошлостью. Но фильм отстояли – и вся страна влюбилась в героиню Савиновой Фросю Бурлакову, чье имя стало нарицательным.

Единственной заметной ролью в кино после этого фильма стала роль Матрёны в картине «Женитьба Бальзаминова». Ещё во время съёмок фильма «Приходите завтра» у Екатерины начались серьёзные проблемы со здоровьем, из-за чего съёмки были прерваны на год. Как позднее выяснилось, перед съёмками фильма Екатерина подхватила бруцеллёз – инфекцию, которая «выбирает» самые уязвимые места и может поразить любой орган. У Екатерины это стала центральная нервная система. Инфекцию же актриса подхватила в Крыму, когда снималась в фильме “Сельский врач” у Герасимова. Она постоянно покупала на рынке парное молоко, которое очень любила. Врачи долго не могли поставить правильный диагноз. Период созревания бруцеллёза – восемь месяцев. В это время актриса работала на пределе нервного истощения. Когда всё же медики приступили к лечению Екатерины, упустили из виду сопутствующее заболевание – шизофрению. В общей сложности Екатерина Савинова болела девять лет. Два-четыре месяца в году она лежала в больнице. Полностью выздороветь Екатерине так и не было суждено.

Болезнь не оставляла Екатерину ни на минуту, она страшно боялась перестать играть, в периоды ремиссии ездила с мужем по стране с концертами.

В 1970 году актриса уехала из Москвы к своей сестре в Новосибирск. Зная о неизлечимости своей болезни, 25 апреля 1970 года она бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска, как героиня «Анны Карениной», чей монолог она читала на вступительных экзаменах во ВГИК.

Похоронили актрису на Клещихинском кладбище в Новосибирске. Многие годы её более чем скромная могила находилась почти в полном забвении. 5 ноября 2006 года могилу перенесли на более престижный участок Клещихинского кладбища.

Клара Лучко

Родилась в украинском селе Чутово в семье председателей соседствующих колхозов, родители Клары назвали дочь в честь революционерки К. Цеткин. В школе Клара была закомплексованной и тихой, из-за высокого роста ее дразнили одноклассники и никто не смог бы предвидеть, что эта нескладная девочка станет звездой экрана.

Война привела семью в Казахстан и школу Лучко окончила там. С детства бредила кино и в выборе профессии сомнений не было – только “в актрисы”. На счастье ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату и Лучко поступает (вопреки воле родителей) на курс своих кумиров: Герасимова и Макаровой. В будущее Лучко не верил никто, в том числе и она сама, ее ни в коем случае нельзя было назвать даже “способной”, только опытный глаз ее педагогов видел в ней какую-то искру, которую можно было разжечь. В 1948 году в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» она сыграла тетушку Марину. Утверждая свою ученицу на эту роль, Герасимов сказал ей: «Поскольку ты украинка, я тебе полностью доверяю – полопочи в фильме на своем». Эта роль раскрыла мягкий, женственный дар Лучко – и критика встретила ее дебют очень тепло. Но две ее последующие работы в кинематографе были настолько неудачны, что кинематограф едва не потерял молодую актрису: Лучко была настолько недовольна собой, что решила уйти из кино. Но тут подворачивается счастливый случай.

Фильм «Кубанские казаки» буквально перевернул жизнь Клары Лучко. В одно мгновение никому неизвестная молоденькая актриса превратилась в лауреата Государственной премии и стала звездой всесоюзного масштаба. На нее просто обрушился целый шквал восторженных писем. Зная, что она не замужем, многочисленные ее почитатели предлагали ей руку и сердце. Но кроме профессионального признания фильм принес ей еще и любовь: актер Сергей Лукьянов, тот самый “орел степной, казак лихой” Гордей Ворон, стал ее супругом. Пара прожила в счастливом браке 15 лет, но ранняя смерть Сергея от сердечного заболевания оборвала брак Клары Лучко.

После “Кубанских казаков” Лучко стала очень востребованной. С фильмом “Возвращение Василия Бортникова” она едет в Канны, где производит фурор своей красотой и женственностью. В 1955 году режиссер Ян Фрид неожиданно для всех пригласил Клару Лучко на главную роль в картину «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии Уильяма Шекспира. Актрисе предстояло сыграть сразу три роли (!) – Виолу, ее брата близнеца Себастьяна и Цезарио. Выбор режиссера вызвал всеобщее недоумение – как Лучко с ее украинским акцентом будет играть Шекспира?! Однако Ян Фрид остался непреклонен. Актриса оказалась в очень непростой ситуации: на экраны недавно вышел аналогичный фильм с Вивьен Ли. Лучко взялась за работу всерьез: она решила выполнять все трюки сама: фехтовать, ездить на лошади. В Эдинбурге “Двенадцатую ночь” ждал триумф, и шотландцы выбрали Лучко ” женщиной тысячелетия”.

Если раньше Лучко считалась исполнительницей ролей колхозниц, то теперь за ней закрепилась слава классической актрисы – и ей перестали давать какие-то другие роли. Ей снова пришлось разбивать стереотипы: она играла драматические, характерные и комедийные роли – и все у нее получалось.

В период между 65 и 75-м годами Лучко переживает внезапное вдовство и переход из героинь в “возрастные актрисы”. Ее все реже зовут сниматься, и Клара Лучко сосредотачивается на театре. Спустя восемь лет после смерти Сергея Лукьянова Клара Лучко в гостях у своей подруги, теледиктора Азы Лихитченко, встретила своего второго мужа – известного писателя и журналиста Дмитрия Мамлеева.

Новый виток популярности Кларе Лучко принесло участие в телесериале Александра Бланка «Цыган» по одноименному роману Анатолия Калинина. Автор настоял на том, чтобы главную роль исполнила Клара Лучко – и не ошибся. Правда, по сценарию главной героине было 40 лет, а возраст Лучко уже приближался к 60-ти, но это не остановило авторов фильма. И они оказались правы. Актриса настолько ярко, естественно исполнила роль Клавдии, что вряд ли кто-то из зрителей догадался о ее возрасте (я сама узнала о двадцати годах разницы между возрастом героини и актрисы только когда писала этот текст! – И.А.)

Клара Лучко активно снималась в кино до середины 90-х. Затем она отошла от кинематографа, но по-прежнему продолжала оставаться на виду. Всех поражало умение Клары Степановны красиво стариться. Она словно не чувствовала своего возраста, оставаясь очаровательной и в 70, и в 75 лет. До самой смерти актриса жила активной творческой жизнью, ее день был расписан буквально по минутам.

Умерла Клара Лучко субботним утром 26 марта 2005 года.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

1 thought on “Красавицы советского кино – востребованные и нет (часть 3)”

  1. Ой Ирин, как же у тебя вкусно получается делать зарисовки! Я так понял, это далеко не заключительная часть! А включи пожалуйста и Анну Назарьеву в ближайший выпуск 🙂

    Reply

Leave a Comment