И еще о красавицах советского кинематографа.
Родилась в Свердловской области во время Великой Отечественной, потом семья перебралась в Ташкент. Оказывается, Терехова с детства была дружна с режиссером Юнгвальд-Хилькевичем, который потом будет снимать ее в “Трех мушкетерах”. Школу Маргарита окончила с золотой медалью и даже окончила два курса Ташкентского университета. Во ВГИК она не поступила, но девушку приняли в Школу-студию при Академическом театре им. Моссовета. Там ее быстро заметили, но это не понравилось коллегам по цеху. После окончания в 1964 году Школы-студии Маргарита Терехова стала актрисой Театра им. Моссовета, где проработала до 1983 года. На его сцене актриса сыграла немало интересных ролей, среди которых: Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре» Б.Шоу (1964), Мари в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г.Бёлля (1968), Соня в спектакле «Преступление и наказание по роману» Ф.М.Достоевского (1971), Елизавета в «Царской охоте» по пьесе Л.Зорина (1977), Любовь Сергеевна в «Теме с вариациями» С.Алешина (1979).
В кино она появилась в 1965 году. И вначале никак не могла определиться в амплуа – то милая девчонка в «Здравствуй, это я!», то неземное создание Грина Биче Сениэль в “Бегущей по волнам”. Терехова была переборчива: она появлялась на экране не часто, но каждая ее роль становилась событием. Это относится и к знаменитой киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», где Терехова сыграла Наташу Шипилову, и к драме Ильи Авербаха «Монолог» (Тася Сретенская).
У нее оказался редкий талант лепить из своих героев настоящую личность – наделять ее и положительными, и отрицательными чертами, не впадать в монохромность игры. Это оценил гениальный Тарковский и пригласил Маргариту в свою кинокартину “Зеркало”, мой любимый фильм. Терехова на сто процентов выразила замысел режиссера, она могла быть всякой: и загадочной, и неземной, и униженной, но не сломленной, и отчаявшейся и живущей вопреки всему. Терехова оказалась настолько цельной и талантливой, что Тарковский прислушивался к ее мнению и известно, что он менял эпизоды, соглашаясь с их прочтением актрисой.
Первый брак актрисы с болгарским актером Саввой Хашимовым был недолговечным, она родила от него дочь и через полтора года они расстались – профессия развела в разные стороны двух людей, которые не могли встроить друг друга в карьеру. Тяжелые переживания из-за разрыва изменили актрису – и ее амплуа. Она стала тяготеть к ролям холодных роковых красавиц. Началом этой вереницы образов положила ее Диана из «Собаки на сене» (1977), поставленной режиссером Яном Фридом по одноименной пьесе Лопе де Вега. Актриса создала незабываемый, емкий образ женщины, завлекшей в сети своей любви Теодоро (Михаил Боярский), и самой же испытывающей душевные муки от невозможности соединиться с любимым человеком.
Следующей в этой череде стала коварная Миледи в культовой картине режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артраньян и три мушкетера»…
Мы могли бы не видеть тереховской Миледи – на эту роль Юнгвальд-Хилькевич планировать пригласить Елену Соловей. Откровенно говоря, я так и не могу представить Соловей в роли коварной шпионки кардинала Ришелье. Работая над ролью, Терехова полностью окунулась в материал, очень много читала о прототипе своего персонажа. Работая над ролью, Терехова придумала немало фраз и реплик, в том числе и знаменитое: «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам». Эту цитату актриса нашла в томике Лопе де Вега. О серьезности вхождения в образ говорит и то, что во время съемок у актрисы на плече проступило красное пятно в виде лилии. Потрясенный Хилькевич собрал всю съемочную группу. Художнику оставалось лишь обвести это пятно, и клеймо было готово.
В 80-е годы актриса была на пике славы – но в это же время развернулась травля ее друга, Андрея Тарковского. Актриса помогла выстоять своему другу, а в своем дневнике записала: «Запомни, Рита, этот момент отчаяния. Интересно, что будет дальше?»
Сама Терехова впоследствии признавалась, что в тот критический момент ее спасло рождение ребенка. Сын Саша родился в 1981 году.
Последующие работы Тереховой в кино уже не принесли ей громкой славы, хотя о них тепло отзывались критики. В 90-х годах Маргарита Терехова практически ушла из кино, редко давала интервью. Сейчас пробует себя как режиссер и все еще очень закрыта для журналистов.
Вот сколько себя помню, столько ведутся баталии – талантлива Алферова или она просто красотка, которая играет личиком. Родилась Ирина в семье юристов, прошедших всю войну, все детство прозанималась в кружках самодеятельности и не мыслила для себя никакой профессии, кроме сцены. Очень рано поняла, что красива.
Сразу после десятилетки улетела в Москву поступать в ГИТИС, и едва ли не сразу ее подали на отчисление за профнепригодность: Ирина не могла играть того, что не чувствовала. Но постепенно мастерство приходило – и к концу обучения Ирина уже числилась в перспективных. Когда Ирина оканчивала ГИТИС, ее пригласили в свои труппы сразу несколько московских театров. И тогда же ей выпал удивительно счастливый билетик – роль Даши в телеэпопее “Хождение по мукам”. Но режиссер Василий Ордынский поставил условие: параллельно играть в театре она не будет. Ирина согласилась. И в течение пяти лет жила только своей Дашей. Фильм удался. До сих пор эту ее работу критики и публика называют чуть ли не самой лучшей.
В 1976 году Алферова приходит в Ленком и встречает там Александра Абдулова. История их отношений была достоянием всего СССР, поэтому на них я акцентироваться не буду.
Следующая большая роль в кино Ирины Алферовой – Констанция в музыкальном приключенческом фильме “Д’Артаньян и три мушкетера”. На эту роль режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич хотел взять Евгению Симонову, но руководство Госкино заставило его снимать Алферову. Режиссеру пришлось подчиниться, хотя как он считал, актрисе для этого фильма не хватало музыкальности. Озвучивать роль он поручил знаменитой Анастасии Вертинской. “Ира Алферова – глубоко славянский тип. И французская легкость ей не свойственна. Я не дал Ире озвучить свою героиню, потому что у Алферовой грубоватый голос”, – объяснил режиссер.
Совместно с Александром Абдуловым Алферова снялась в мелодрамах “С любимыми не расставайтесь” (1979) и “Предчувствие любви” (1982). Затем были роли в сказе “Василий Буслаев” (1982), политическом детективе “ТАСС уполномочен заявить” (1984), комедии с элементами мелодрамы “Ночные забавы” (1991).
Эти годы прогрессирует двойственность отношения к актрисе: публика ее очень любит, но критики – очень прохладно оценивают ее способности. В 90-е годы она снова оказывается в центре внимания – развод с Александром Абдуловым и новое замужество потянуло целый хвост сплетен и газетных “разоблачений и сенсаций”.
В театре Алферовой не давали серьезных ролей, ей всю жизнь приходилось доказывать, что у нее кроме красивого лица есть еще и актерские данные. Сейчас она играет в классическом репертуаре, критики довольны ее игрой чеховской Аркадиной.
От себя добавлю, что я так и не поняла, талантлива Алферова или нет, я все время смотрю на ее лицо и не могу разобраться, как она играет. Ну очень красивая женщина 🙂
Эту актрису я впервые увидела в “Тихом Доне” еще в детстве и буквально влюбилась в нее с первого взгляда. И роль у нее была не самая положительная, и внешность в общем-то далекая от канонов классической красоты, но вот до сих пор считаю ее ОЧЕНЬ красивой.
Людмила родилась в Нижнем Новгороде в семье инженера и врача (мама Людмилы была военврачом первого ранга). В Горьковское театральное училище поступила совершенно случайно: пришла провожать подругу на экзамен, внезапно решила тоже прослушаться и поступила. В 1952 году поступила на работу в Горьковский драмтеатр и проработала там 8 лет. На горьковской сцене её заметил известный писатель Анатолий Рыбаков и рекомендовал режиссёру Киностудии имени Горького Исидору Анненскому, искавшему исполнительницу на главную роль в своем фильме “Екатерина Воронина”. В театр пришла телеграмма с вызовом на первую репетицию. И вот Москва, кинопроба вместе с Нонной Мордюковой, утверждение на роль.
Картина “Екатерина Воронина” (1957) стала дебютом Людмилы в кинематографе.
Почти одновременно начала сниматься у Герасимова в “Тихом Доне”, где она сыграла разбитную и несчастную Дарью. Хитяева очень серьезно подошла к роли казачки, сама научилась всем необходимым сельхознавыкам, панически боясь воды, научилась плавать, потому что ей нужно было играть самоубийцу-утопленницу.
“Роман” с романами Шолохова на этом не закончился – в “Поднятой целине” Людмила сыграла Лушку, сложную роль, где из отрицательной вначале героини надо было к концу фильма вылепить ту, которая вызвала у зрителя ощущение сочувствия, понимания ее драмы. Огромным успехом пользовался у зрителей фильм “Евдокия” (1961) режиссера Татьяны Лиозновой, снятый по сценарию писательницы Веры Пановой. В этом киноромане у Хитяевой — главная роль, возрастная. Следуя за прозой Пановой, актриса от сцены к сцене создает на экране привлекательный образ глубоко нравственной и верующей русской женщины. Прежде всего Евдокия — мать, хотя у неё с Евдокимом в семье пятеро детей — все приёмыши!
Специфическая внешность Хитяевой давала ей роли в фильмах о казачках, деревенских жительницах. Но она снималась и в исторических лентах, будучи очень востребованной в 60-х – 80-х годах. С 80-х годов и до настоящего времени в основном живет концертами. Была три раза замужем, имеет взрослого сына.
Природа очень щедро одарила эту женщину красотой, но сама она всегда очень иронично относилась ко вздохам по поводу ее дивной внешности.
Родилась она в семье пламенных революционеров, познакомившихся на гражданской войне и воевавших в дивизии Котовского. Когда началась война, отец ушел на фронт добровольцем, а мать уехала в эвакуацию. Отец попал в окружение и его спасло настоящее чудо – его выпросила деревенская женщина у немцев, назвав его своим братом. Позднее эту женщину Ларионовы нашли и она долго гостила у них в Москве.
Алла была очень тихой девочкой, мечтала стать дворником, потому что эта профессия казалась ей самой романтичной на свете. Но ее внешность (пока не красота, а косички с веснушками) еще в школе привлекла ассистентов с Мосфильма, ей бесперебойно предлагали сниматься в кино и девочка, совершенно забросив школу, начала со съемок в массовках.
После окончания школы Алла подала документы во ВГИК и ГИТИС. В ВГИКе набирал курс Герасимов и он категорически не хотел брать “страшненького лягушонка”, Ларионову буквально “вымолила” у Герасимова его супруга Тамара Макарова. Гадкий утенок довольно быстро превратился в прекрасного лебедя – самого красивого не только на курсе у Герасимова, но и во всем советском кино 50-х.
Дебютировала Ларионова в фильме “Садко” в 1952 году. Ошеломляющая славянская красота Аллы Дмитриевны нисколько не проигрывала рядом с экзотической внешностью молоденькой жены Вертинского Лидии. В 1953 году “Садко” вывезли на Венецианский фестиваль. Это была первая поездка советского фильма на Запад, Ларионову шокировала западная жизнь, где даже у горничной в гостинице чулки были лучше, чем у советской примы. Фильм взял главный приз фестиваля и Ларионову наперебой стали приглашать сниматься на Западе. Разумеется, советские дипломаты быстро намекнули, что у примы до 2000 года все съемки расписаны и у нее нет ни секундочки для загнивающего западного кино.
Возвращение в Союз принесло ей приятный сюрприз: Ларионову утвердили на роль Анны в чеховской “Анне на шее”, партнером начинающей актрисы стал Александр Вертинский, совершенно поразивший девушку своим аристократизмом. «Анна на шее» была звездным часом Ларионовой! Роскошная красавица в бальном платье, беззаботно танцующая мазурку с самим Жаровым, поразила воображение всех зрителей без разбора. Она действительно была абсолютно, невероятно, сказочно хороша! Затем последовала шекспировская «Двенадцатая ночь», в которой Алла сыграла графиню Оливию. В нее влюблялись, теряли голову, сходили с ума. А знаменитая актриса, безраздельно царившая в мужских грезах, жила с родителями в… полуподвале.
Вокруг актрисы поползли сплетни – тогдашний министр культуры Александров начал уделять ей знаки внимания – и молва тут же записала ее в его любовницы. Актрису занесли в “черные списки” за аморальность и просто перестали приглашать на съемки. Тогда Ларионова решается на немыслимое: она звонит новому министру культуры Михайлову и настаивает на встрече с ним. Через несколько дней после встречи и объяснения, Ларионовой позвонили и объявили, что ее честное имя восстановлено и она едет в Париж на фестиваль.
Обожание Ларионовой приобрело какие-то невероятные масштабы – открытки из серии “Актеры советского кино” с ней разлетались миллионными тиражами, ей писали зэки и журналисты, умоляя выйти за них замуж, за ней таскались пажами хвосты воздыхателей. Но в жизни Ларионовой была история любви, которая сама по себе достойна считаться одной из самых трогательных в истории. Актер Николай Рыбников, сам кумир миллионов женщин, преданно и глубоко любил ее всю свою жизнь. Об это паре много болтали, правду – неправду, не важно. Главное – что у этих людей была большая любовь в жизни. Они прожили вместе 33 года, воспитали двоих дочерей.
Ларионова очень много ездила по миру, встречалась, наверное, со всеми актерами-современниками, со многими была в очень теплых отношениях. К сожалению, пик карьеры Ларионовой пришелся на период, когда снимали совсем мало фильмов, поэтому она не отказывалась даже от эпизодов. Иногда ее гримировали так, что ее не узнавал собственный муж. В 70-х годах творческая карьера Рыбникова и Ларионовой пошла на спад. На смену им пришли другие молодые красивые актёры, но надежды вернуться в кино они не теряли. Были какие-то картины, но все они в основном проходили незамеченными и Алла Дмитриевна практически оставила кино. Наверное, это был сознательный шаг – ведь красота и молодость уже ушли.
Рыбников очень страдал без ролей, но не хотел переходить на возрастных героев. В 1990 году он умер от инсульта. Жить в доме, где они прожили счастливые годы, для Ларионовой было не под силу, и она переезжает в другое жилье. Она пережила мужа на 10 лет, умерла 25 апреля 2000 года, в Страстную неделю, перед Пасхой.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)