"Черный лебедь"/Black Swan

Режиссер: Даррен Аронофски
В ролях: Натали Портман, Мила Кунис, Венсан Кассель, Барбара Херши, Вайнона Райдер

Сюжет картины строится вокруг примы балетного театра, у которой неожиданно появляется опасная конкурентка, способная отобрать у главной героини все партии. Соперничество усиливается по мере приближения ответственного выступления, которое должно решить все.

В принципе официальная рецензия о фильме вам не скажет ничего, потому что фильм не об этом.

Но начнем по-порядку.

Не зря, ох не зря кину дали статуэтку – пусть и за лучшую женскую роль. Потому что оскара обязательно возьмет либо история проститутки-маньячки, либо заковыристой писательницы, либо балерины-шизофренички… За просто хорошую актерскую игру статуэтки давать нынче не модно. Главное – чтобы герой был поклиничнее.

В этом году самой прикольной для оскаровской комиссии была балерина-шизофреничка в исполнении Натали Портман. До того прикольной, что мир захлестнула мания балета – миру так понравились подробности с расколотыми от фуэте ногтями, булимией, разборками с мамой и собственной сексуальностью, что все теперь ходят на балет и проникаются высоким искусством.

Елки, до чего на самом деле мы дожили – если балет становится модным. Люди ходят туда не потому, что любят его – а потому что кинцо глянули, прониклись ногтями и надо теперь глянуть своими глазами, отчего там в пуантах кровь образовывается… И все знаменитости тоже прониклись манией балета, облачились в пачки и перья и отвечают запросам масс. Ну и, конечно, производители товаров не отстали – продажи туфель-балеток выросли, благо весна пришла, скоро пошьют пачки и все станут лебедями. Не удивлюсь, что особо продвинутые мамы поведут детей “на балет”, потому что это круто и клево.

Эдакое кипение и выплескивание пены на поверхности бульона – про, собственно, балетное искусство – кино не рассказывает. А зачем, если можно порассказывать про то, как постепенно сходит с ума девушка, одержимая станцевать партию высшего пилотажа для балерины – Одетту-Одиллию. Зачем рассказывать о вдумчивой работе над ролью, о тонкостях ремесла, о каждодневном труде – и радости сцены… Когда можно рассказать про онанизм, лесбийские фантазии, пробуждении плотской чувственности как факторах подготовки к роли…

Такое ощущение, что режиссер взял прекрасный натюрморт, дождался, когда в нем заведутся черви и со сладострастием демонстрирует: “Гляньте, какой замечательный, свежий и беленький опарыш. А вот и зеленая вонючая муха. Она так классно шевелит волосатыми лапками. А вот – личинки, они такие смешные”. Но мы – зрители. Мы смотрим на балет из зала. И мы все находимся в сладкой иллюзии, что балет – это высокое искусство, праздник. Мы, конечно, догадываемся, как изнурительно должен заниматься человек своим телом, чтобы научиться им разговаривать. Мы знаем, что балет, как и спорт – это почти постоянная боль. Что есть интриги, доносы, трагедии… Но мы не хотим об этом думать, потому что в момент нашего присутствия в зале есть музыка и есть танец. Мы видим Жизель, Одетту, Спартака, Кармен или Красса. Где-то на бэкграунде мы знаем, что исполняет роль Лопаткина или Лиепа, но пока звучит музыка, нас не интересует фамилия исполнителя. Мы пришли в зрительный зал не за этим.

Собственно, как и кинозрителя, театрального зрителя фамилия исполнителя начинает интересовать после спектакля или фильма.

А тут нам нате – вот вам про то, как одна балерина готовилась-готовилась к роли, и сошла с ума. Музыка, танец, то есть суть балета остаются на десятом месте. На первом – сладострастное изучение схождения с ума и как побочная линия, пробуждение грубой чувственности, которое тоже со смаком показывается.

Что могу сказать об актерской игре… Странно – мне всегда нравилась Портман. В этом фильме я испытала двойственное отношение. С одной стороны, она явно готовилась к роли, что-то танцевала сама, как умела. Похудела, прокачала мышцы, выглядела вполне достоверно. С другой стороны – кто сказал актрисе, что плаксивое лицо и дерганные движения – это все признаки невинной девушки? Ей очень хорошо удалось сыграть альтер-эго своей героини, там, где надо быть соблазнительной и развращенной. Но сыграть целомудрие, расставшись с ним – это высший пилотаж актерского мастерства. И я с удивлением обнаружила, что Портман просто не хватило техники… Конечно, это мое субъективное мнение, ни на чем не настаиваю, но я повторю – плаксивое лицо и дерганые движения не являются признаком целомудрия. Из молодых актрис, которых я видела, только одной Будиной удалось сыграть тринадцатилетнюю девочку естественно – словно ей и не было 30 лет (это была роль Светланы Аллилуевой). На втором месте в моем личном списке – Вайнона Райдер, ее Мина. Из балерин только Улановой удавалось играть Джульетту до 57 лет – она могла показать целомудрие даже будучи уже в солидном возрасте. И более юной Джульетты нет пока на балетной сцене – сами посмотрите записи.
Венсан Кассель сыграл хорошо, а еще не могу снова не вспомнить Вайнону Райдер. У нее была совсем небольшая роль, но сыграно мастерски. Мила Кунис… Ну Мила, смеялась, заигрывала… как-то не могу сказать, что ее роль требовала какого-то напряжения актерских сил.

В общем, коль хочется глянуть фильм, который сладострастно препарирует темные стороны человеческой творческой души, – велкам. А у меня послевкусие мерзкое – надо будет перебить чем-то… Хоть пересмотреть старый советский фильм “Анна Павлова”. Он тоже о балете – но про онанизм там ни слова…

Leave a Comment