О любви до ненависти – один шаг?..

Весна… В Европе все цветет и хочется поговорить о любви. Но не просто о любви, а о том, правду ли говорят, что от любви до ненависти – всего один шаг. Правда ли, что самая расхожая поговорка, которую употребляют по двадцать раз на дню самые разные люди, – это проверенная веками народная мудрость?

Наверное, для начала разберемся в определениях. Что такое любовь?

Самым полным определением любви, наверное, можно считать определение апостола Павла. Оно не короткое – но мне кажется, что никто из людей не сказал о любви так полноценно и емко, как этот апостол.

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине.

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает…

Посмотрите на это определение – можно ли сказать, что такое чувство может перейти в свою противоположность? Если мы говорим действительно о любви – а не о том, за что люди ее принимают. О страсти, о влюбленности, об эгоистичном чувстве обладания и покорения…

Чаще всего говоря о любви, люди имеют в виду именно страсть или влюбленность. Мы уже когда-то говорили об этом в статье “Возможен ли брак по любви”. Поэтому просто напомню: если человек ВЛЮБЛЕН – он в состоянии ответить на вопрос: “За что ты любишь этого человека?” Если человек ЛЮБИТ, он ответить просто не сможет – задумается, покряхтит и пожмет плечами 🙂

Страсть – это гораздо страшнее. Страсть – это мука, когда чувство приносит только боль, страх и неудовлетворимость. Даже если объект страсти рядом, даже если он отвечает взаимностью, это чувство все равно не приносит облегчения и радости. Мучительное чувство изодранной в клочья души, которая не видит успокоения даже в обладании “любимым” человеком. Наверное, те, кто хоть раз испытал страсть, сможет понять весь ужас состояния души после смерти, когда ограничения телесности, а значит, и временной удовлетворимости страстью, сняты и душа остается в застигнутом смертью состоянии. Об это говорил Христос: “В чем застану, в том и сужу”.

Дочь страсти – ревность (заметьте, ревность мучает практически все пары на ранней стадии отношений). Когда-то давно Юнг писал, что ревность – это первый признак отсутствия любви. В молодости, изрядно наигравшись в Отелло и столкнувшись с отеллами в других, я все не могла взять в толк, о чем же таком писал Юнг. Человек он безусловно мудрый, опытный, отец психоанализа – и вдруг такое парадоксальное определение. Любовь и ревность казались мне накрепко связанными понятиями. Без одного просто не бывает другого. Понадобилось несколько лет, чтобы найти ключ к этой загадке.

Ранняя стадия отношения между людьми – это не любовь. Это всегда влюбленность, а то и страстность. Величайшая любовь между мужчиной и женщиной, редчайшая, как все настоящее в нашем мире, “любовь-узнавание”, которая в Западной традиции романтических художественных фильмов называется “связью родственных душ”, – на то и исключение, чтобы только подтвердить правило.

Простые смертные, вроде нас с вами, должны долго побиться лбом о стенку, чтобы прийти к пониманию того, как прав был Юнг. Ревность не имеет никакого отношения к любви – там, где в душе живет чувство, описанное апостолом Павлом, нет места для зла, подозрений, обид и любой муки. Чтобы в наших сердцах зажглась любовь, мы должны прожить вместе долгое время, пройти испытания, может быть, завести детей, научиться отказывать от своего Я в пользу другого, вместе печалиться и радоваться… Чтобы в конце концов в сердце, как в горниле, выковалось то самое чувство, которое может быть названо любовью.

Которой ничего не надо взамен, которая светит ровно и ярко, включая в круг своего сияния не только второго человека, но и детей, близких, всех, кто подойдет к этому огню, чтобы почувствовать его тепло. Эта любовь не имеет ничего общего со временем и пространством – она есть и в этой жизни, и в вечности.

У этой любви просто нет и не может быть противоположности. Ведь Бог есть любовь, а у Бога нет и не может быть противоположностей. Дьявола в обычной жизни считают таковым, называя его “отцом ненависти”. Но ведь дьявол – это падший ангел, это сотворенное Богом создание, творец не равен твари, а значит, нет в мире никого и ничего, кто мог бы быть настоящим антиподом Бога.

И значит, у Любви тоже нет и не может быть антиподов. Она либо есть в сердце, либо ее нет. Она может прийти, и если это любовь – то прогнать ее из сердца будет невозможно. Если она трансформируется во что-то противоположное, – это уже не любовь, а ее многочисленные маски, если хотите – аватары.

Поэтому не правы люди, говоря про один шаг от любви до ненависти. Любовь – вершина, с нее только один путь – наверх, к небу. Да, можно сделать шаг вниз – и это будет шагом прочь от любви, но не в область ненависти – все, что окружает эту вершину, не может быть областью ненависти. Это область тех ступеней к вершине любви, которые могут привести (но и увести) от нее.

Желаю вам любви… Это лучшее, что можно пожелать человеку.

Leave a Comment