Мария Лейхтенбергская – старшая дочь Николая Первого

Сегодня мы поговорим о женщине, которую при всем желании трудно назвать “ангелом во плоти”. Судьба подарила ей очень многое – и красоту, и ум, и горячее сердце. Но и жизнью своей она распоряжалась подчас совсем не благородно, прожив ярко и очень противоречиво годы, данные ей Богом.

Ее звали Мария Николаевна Лейхтенбергская, урожденная Романова. Она была старшей из трех дочерей Николая Первого и Александры Федоровны, императоров России.

Началось все с того, что с 1819 по 1825 год в семье Николая Павловича и Александры Федоровны, как в сказке родилось три дочки-красавицы, Мария, Ольга и Александра. Старшая дочь Мария обладала самым сильным характером, что, собственно, и помогло ей добиться осуществления главной своей мечты. На 16 лет, получив все возможные подарки, она подошла к отцу и попросила в качестве подарка исполнить ее просьбу. Император пообещал – и Мария попросила немыслимого для принцессы. Никогда не покидать Россию. Для девочек из императорских семей был один путь: замуж в династический брак и дай Бог, чтобы речь шла хотя бы взаимной симпатии с будущим супругом (хотя к чести российской императорской семьи нужно сказать, что речь о чувствах жениха и невесты перед свадьбой шла достаточно часто).

Мария по сути просила отказа в том, чтобы выдать ее замуж династическим браком. И она это согласие получила, впрочем, она поставила это условие еще жестче – обещала уйти в монастырь, если ее принудят уехать из страны.

Мария Николаевна, акварель Брюллова

Обещание было дано, но это не значило, что девушку не собирались отдавать замуж. Великая княжна Мария Николаевна родилась 18 августа (6 августа по старому стилю) 1819 года в Павловске, а в 1834 году Мария вместе с матерью Александрой Федоровной едет в Европу, в Берлин. Мать демонстрирует миру дочь-красавицу, давая понять, что не за горами поиск выгодной партии для дочери. 1835-1836 годы проходят в первых балах и маскарадах.

Нефф Т. А. Портрет великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны

В 1837 году восемнадцатилетняя Мария впервые увидела на больших кавалерийских маневрах принца Максмилиана Лейхтенбергского. Герцог Максимилиан-Евгений-Иосиф-Наполеон Лейхтенбергский был сыном вице-короля Италии Евгения Богарнэ и Амалии-Августы, дочери короля Баварии. Он считался не только одним из красивейших мужчин в Европе, но и одним из наиболее просвещенных и образованных принцев. Максимилиан не сводил с юной княжны глаз, но девушка не думала о молодом человеке как о кандидате в мужья.

Максимилиан начинает узнавать о Марии у общих знакомых и ему удается познакомиться с ней и начать ухаживание. Родителям невесты молодой человек понравился, а то, что он был не против переехать в Россию, склонило ее симпатии к нему окончательно. Весь 1838 год они периодически встречались и уже в декабре было объявлено о помолвке.
Венчание Максимилиана Лейхтенбергского с великой княгиней Марией Николаевной состоялось 2 июня 1839 года в Зимнем дворце.

Максимилиан Лейхтенбергский благодаря своим талантам и блестящему образованию быстро занял видное место не только в царской семье, но и в русском обществе. Император даже посчитал необходимым назначить герцога президентом Академии художеств. Назначение не было случайным. Максимилиан с детства хорошо рисовал и писал красками, да к тому же владел известнейшей в художественном мире картинной галереей в Мюнхене: галерея обладала полотнами Рафаэля, Беллини, Ван Дейка, Веласкеса, Мурильо и других великих мастеров.

Николай Первый повелел возвести для дочери и зятя дворец – его назвали Мариинский.

Мариинский дворец

Большинство художественных шедевров из мюнхенской галереи герцога переехало в Мариинский дворец. В России Максимилиан пополнил коллекцию произведениями Айвазовского, Брюллова, Неффа, покровительствовал их авторам. Мария Николаевна проявила безупречный вкус, украсив стены дворца первоклассными работами итальянских, немецких, французских, голландских и русских живописцев. К этому следует добавить семейные реликвии, драгоценности императрицы Жозефины и Марии Николаевны из ее роскошного приданого, коллекции оружия Наполеона Бонапарта и Евгения Богарне. Стараниями супругов было создано богатейшее художественное собрание.

Современники восторгались и дворцом, но большее восхищение вызывали его хозяева – молодые, красивые, полные сил люди, окруженные друзьями и детьми (всего у пары было шестеро детей и пятеро из них дожили до взрослого возраста). Все дети получили хорошее образование, с ними занимались лучшие педагоги, художники, дети очень много общались с дедом-императором.

Все изменилось в одночасье, внезапно и неожиданно для всех. Семья распалась и до сих пор не найдено ни одного письма или упоминания у мемуарах, которое бы точно объяснило, что произошло между Марией Николаевной и ее супругом. Чаще всего предполагают, что Максимилиан изменил жене и она отплатила ему той же монетой. Во всяком случае, Марию Николаевну со времени разрыва с мужем начинают обвинять в легкомыслии и внебрачных связях. Об одной из них, с графом Строгановым, известно доподлинно.

Григорий Александрович Строганов (1823—1878), сын Натальи Кочубей (она была юношеским увлечением А.С.Пушкина), их отношения начались еще при жизни мужа Марии Николаевны. После разрыва с мужем Мария родила от Строганова еще троих сыновей, так сын Григорий родился в 1852 году – в год смерти герцога Лейтенбергского, жившего в последнее время на Майорке. Он лечился от туберкулеза и умер совсем молодым – в возрасте 35 лет. Герцог Максимилиан скончался в ночь на 20 октября 1852 года в Мариинском дворце и был погребен в церкви Святого Иоанна Иерусалимского, в Пажеском корпусе. А сердце его было отправлено в Мюнхен, в семейную усыпальницу.

По прошествии траура, без разрешения императора, Мария Николаевна тайно венчалась со Строгановым. По тогдашним законам их совместное появление в свете и при дворе полностью исключалось. В России в Мариинском дворце пара не жила ни дня. Все чаще и надолго уезжала Мария Николаевна с новым мужем и младшими детьми за границу. Основным местом обитания стала Италия, там в 1861 году великая княгиня приобрела виллу “Кварто” у А.Демидова и украсила ее со свойственным ей вкусом. В семье Романовых и в свете были уверены, что Николай I никогда не согласился бы на официальный союз дочери с одним из своих подданных, пусть даже весьма родовитым. Более того: Марии грозило заточение в монастырь, а графу – ссылка на Кавказ. Ничего не изменилось и после смерти Николая Павловича в 1856 году: против признания брака восстала вдовствующая императрица, ее поддержали многие Романовы. Новый государь Александр II сочувствовал сестре, но пойти против воли матери не решился.

Денис Раффет Граф Строганов (морганатический супруг)

Пусть Мария Николаевна жила за границей, но она все еще была Романовой, а значит, несла обязанности, которых ее нельзя было лишить. Скажем, после смерти мужа она стала в 1853 году первой женщиной президентом Академии художеств России. Она собирала коллекции, занималась судьбами художников, увеличивала награды и стипендии за лучшие работы в Академии художеств и не жалела на это никаких средств и прежде всего своих.

В последние годы жизни она основала Общество поощрения художеств. Передала свою художественную библиотеку и множество ценных вещей для его музея и рисовальных классов. Именно она настояла, чтобы государь дал средства на дом, который и сейчас является основнм помещением для Союза художников Петербурга (Большая Морская улица, д.38). Кроме того она покровительствовала Патриотическому институт благородных девиц, основанному в 1827 году.

Умерла великая княгиня Мария Николаевна Лейхтенбергская в собственном дворце после долгой и тяжелой болезни 9 февраля 1876 года. Похоронили ее в усыпальнице Петропавловской крепости. Мариинский дворец унаследовали потомки герцога и великой княгини, но долг в 300 тысяч не дал им возможности удержать дворец в своем владении…

3 thoughts on “Мария Лейхтенбергская – старшая дочь Николая Первого”

  1. Мне кажется, что 5-ый сверху портрет – это Ольга Николаевна Вюртембергская.

    Reply
  2. Точно, это Ольга Николаевна, средняя из дочерей Николая Первого.

    Reply
  3. Странно. А почему не упоминается из имение Сергиевка близ Петергофа. Там семья М.Н. и Максимилиана жила довольно таки счастливо.

    Reply

Leave a Comment