Открываю для себя судьбы женщин дома Романовых – и поражаюсь… Решила еще поколесить по Сетке, чтобы найти и поделиться историями их жизни… Нас столько учили ненавидеть эту семью (я ведь еще училась в советской школе), нас генетически программировали, чтобы мы видели в царях, великих князьях, даже в их детях какую-то чуму, которая правила Россией 300 лет… А теперь вдруг понимаю – КАК нам лгали…
Все, что я знала доселе о женщине, о которой напишу сейчас, – это то, что у нее росли ветвистые рога из-за измен мужа. Это полный позор – и мне ужасно стыдно в нем признаваться. Поэтому о ней хочется написать сразу же, когда я решилась завести новую рубрику. Очень надеюсь, что и вам будет интересно.
Итак, огромная новость номер один: оказывается, некоторые музыковеды считают, что именно Елизавете Алексеевне посвятил Бетховен свою ” К Элизе”. Новость вторая: пушкинисты подозревают, что именно в нее был тайно влюблен Пушкин и она послужила прообразом некоторых его стихов. Новость номер три – она была великолепной красавицей и ее считали честью запечатлеть на портретах, в статуях, ей посвящали стихи и музыку. Художники и поэты видели в ней Психею – чистейший и красивейший персонаж античной мифологии.
Как и все русские императрицы послепетровой эпохи Елизавета Алексеевна была немецкой принцессой. Ее имя до перехода в православие – Луиза Мария Августа, маркграфиня Баден-Баденская, дочь маркграфа баден-дурлахского Карла-Людвига, она родилась 13 января 1779 г. и ее мать Амалия, принцесса гессен-дармштадтская уже пересекалась с русскими царями: когда мать Луизы Марии была ребенком, она приезжала в Россию с сестрами, одна из которых стала императрицей, супругой Павла Первого.
Насколько представляется, сестра матери принцессы, Мария Феодоровна, и была инициатором того, чтобы юного великого князя Александра женить на милой девушке из немецкого маркграфства. По нынешним представлениям Елизавета Алексеевна стала невестой очень рано – как няня Татьяны из “Евгения Онегина”, в 13 лет. В конце 1792 года Луизу Марию привезли в Санкт-Петербург и она сумела очаровать всех – от стареющей Екатерины Второй, Павла Первого и всего двора до своего жениха.
28 сентября 1793 г. состоялась свадьба, до которой Александр считал дни… при переходе в православие Луиза Мария получила имя Елизавета Алексеевна. Во всех воспоминаниях о ней начинают писать в одном ключе: она была необыкновенно скромна. Счастье видела в любви, в семейной жизни. Елизавета всегда много читала, имела особенную склонность к изучению языков. Пела чудесным голосом и имела дар рассказчицы – редкий и ценный дар для женщины.
Александр I писал в дневниках, что ему, не имеющему времени что-то почитать, всегда пересказывала книги или читала особо хорошие стихи жена.
Но мечты о семейном счастье быстро разбились – юная императрица очень быстро познала самое страшное горе матери: смерть детей. Мария (1799-1800) и Елизавета (1806-1808), как вы сами видите, умерли совсем крохотными – как ее сердце выдержало эти годы боли, не представляю.
Муж быстро охладел к ней, пресытился и стал искать счастья на стороне. 11 марта 1801 года в Михайловском замке убили Павла Первого и ситуация наступала катастрофическая. Александр рыдал, его мать, жена убитого Павла, бросала в лицо сыну страшные обвинения, гвардия, верная Павлу, рвалась в замок, чтобы расправиться с убийцей. И вдруг в маленькой скромной женщине, Елизавете Алексеевне, просыпается такое самообладание, которого были лишены все вокруг. Может, то, что она была единственным человеком вне подозрений в честолюбии и гордыне – но ей поверили все. Она взяла на себя роль парламентера, устроила переговоры между враждующими группировками и уговорила супруга принять корону. Эта твердость проявилапась и тогда, когда русская армия потерпела поражение у Аустерлица и все обвиняли Александра, Елизавета Алексеевна была на его стороне. Как только началась война с Наполеоном, она отдала свои драгоценности на вооружение армии, чем показала пример другим.
Но Александр Первый не хотел возвращаться к семье – его связь с Марией Антоновной Нарышкиной не была обставлена даже подобием тайны. И самое ужасное – она родила Александру дочь Софию, которую Александр очень любил.
Но Елизавета тоже была женщиной, которая хотела любить. История сохранила сведения о коротком романе со штабс-ротмистром Алексеем Охотниковым. Наверное, это был не столько роман, сколько жажда хоть какого-то душевного тепла… Она не стыдилась любви к человеку столь неравного ей положения – он нес караульную службу во дворце. Скромный, мягкого нрава, он очень отличался от блестящий и пошлых мундирных офицеров, которым лишь бы блистать и похваляться победами. В 1806 году Елизавета родила дочь и дала малышке свое имя – Элиза. Роман Елизаветы и Охотникова продолжался всего два года – 1805–1807 гг. и закончился трагически: недалеко от дворца на набережной Охотников был убит ударом кинжала. Следствие об убийстве не велось, дело замяли. На свои деньги императрица заказала памятник: коленопреклоненная женщина возле дерева, сломленного бурей… Через год после смерти Алексея Елизавета похоронила и этого ребенка…
Чтобы жизнь окончательно не потеряла смысл, Елизавета Алексеевна начинает заниматься благотворительностью, но главной и самой официальной благотворительницей значилась вдовствующая императрица Мария Феодоровна. Елизавета Алексеевна благотворила тайно, она практически оставила свет, окружила себя самыми близкими людьми и почти перестала появляться на общественных мероприятиях. С 1812 г., она, не смотря на настояния своего супруга, отказывалась брать миллион, который получают императрицы, и довольствовалась 200000; но и из этих денег она на туалет и для себя собственно оставляла только 15000 руб. в год, все же остальное употребляла на пособия нуждающимся.
Она продолжает учиться – дипломат Федор Головкин писал, что она – одна из умнейших и утонченнейших женщин России, которая знает язык и историю страны лучше, чем ее подданные. Так проходят годы – и 1814 год все меняется. Александр Первый теряет популярность в собственной стране, и у него разбивается вторая семья. Смерть любимой дочери Софии хоронит его отношения с Марией Нарышкиной. Он ищет успокоения в мистике, но находит его в протянутой руке своей собственной жены, на которую он 30 лет не обращал внимания. Елизавета Алексеевна прощает от всего сердца своего мужа – и они вновь соединяются.
Но потрясения не прошли ей даром – ее и без того слабое здоровье пошатывается, и врачи настоятельно рекомендуют ехать в Италию. Императрица чувствует, что ей не нужно никуда ехать, если она хочет умереть в России, и она выбирает для поездки на юг Таганрог. Император отправился туда несколькими неделями раньше, чтобы приготовить помещение для больной. 23 сентября 1825 г. она прибыла с Таганрог, где здоровье ее несколько поправилось, но вскоре заболел император и 19 ноября скончался на руках своей супруги. (Тут следует упомянуть, что не все так просто с кончиной Александра Первого. Есть версия, что он инсценировал свою смерть и закончил жизнь старцем-отшельником Федором Кузьмичем. Во всяком случае в царствование Александра Третьего гроб с его телом вскрывали и он оказался пуст. Большевики тоже когда грабили романовские склепы тела Александра Первого не обнаружили. некоторые свидетельские показания сходятся на том, что старец Федор Кузьмич и есть тот самый император Александр Первый, который ушел от короны странствовать в народ).
Официально данные о смерти Елизаветы Алексеевны сообщают вот что: ранней весной она предприняла обратный путь из Таганрога. Дорогой болезнь Елизаветы Алексеевны внезапно усилилась, она принуждена была остановиться в Белеве и там тихо угасла, 4 мая 1826 г. Елизавета Алексеевна не оставила никакого завещания: она всегда говорила, что не привезла с собой в Россию ничего и потому ничем распоряжаться не может. После ее кончины узнали о многих раздававшихся ею негласно пенсиях и пособиях.
Но есть кое-какие серьезные нестыковки. После смерти Елизаветы Николай I, который очень уважал и почитал невестку, приказал сжечь принесенные ему на прочтение ее дневники и многие письма, он считал, что, очень личные, они могут повредить репутации умершей императрицы. Но кое-что сохранилось, и на основе этих документов великий князь и историк Николай Михайлович в начале XX века написал широко известный сегодня очерк о Елизавете Алексеевне.
Есть вопросы, на которые нет ответов.
Если императрица похоронена в Белеве, то почему ее не удостоили чести быть погребенной там, где положено покоиться представителям царской фамилии? Умершей ее в Петербурге никто не видел.
Существует легенда, что Елизвета Алексеевна и Вера-Молчальница из Сырковского монастыря – одно и тоже лицо. Она прожила много лет и скончалась 6 (19) мая 1861 года в Сырковом монастыре. При этом отмечалась любопытная подробность: келья “Молчальницы” по внешнему виду являлась копией с томской кельи старца Феодора Кузьмича.
Иринка, ты не поверишь – сейчас о них врут не меньше. Только в другую сторону. Так почитаешь – прямо ангел на ангеле, вся династия без исключения. Особенно забавно читать подряд биографии тех царственных дам, которые между собой не ладили. Той же Елизаветы – и Марии Федоровны. Или, скажем, Марии Александровны – и Долгорукой-Юрьевской. Прямо хоть заранее челюсть платочком подвязывай…
Ален, я уже прочувствовала… стараюсь “романовскую ангелологию” не брать во внимание… А то действительно иногда почитаешь – так все были просто сверхлюди…
Алена, это точно.
Я тоже думаю, что Елизавета Алексеевна и Вера-молчальница – это одно и тоже лицо.
P.S. Принцессу Датскую Дагмару (Марию Фёдоровну) через годы перезахоронили в Петропавловском соборе, вместе с её супругом Александром III.
чем больше соприкасаюсь с жизнеописанием императора АлександраI, тем сильнее во мне крепнет уверенность, что он и его жена были жертвами заговора….
англосаксы убили Александра, как убили и его отца…..
руками предателей из пятой колонны – нарышкиных и воронцовых….
заговор был многослойным….
южная масонская ложа пестеля – готовила путч снизу, в войсках….
а, заговорщики верхнего уровня – должны были уничтожить царя к определённому “часу Х”, обезглавить страну…..
эта методика (неоднократно) используется ими (в России) уже в течение двух сотен лет….