Режиссер: Сарик Андреасян
В ролях: Светлана Ходченкова, Владимир Зеленский, Марат Башаров, Анастасия Заворотнюк, Павел Воля, Дмитрий Хрусталев, Тимур Родригез, Тигран Кеосаян, Алика Смехова, Иван Охлобыстин и др.
Наши дни. Людмила Калугина — акула бизнеса, хозяйка рейтингового агентства. Анатолий Новосельцев — финансовый аналитик, фанатичный байкер и отец двоих детей. И жить бы им: ей — в борьбе с конкурентами, ему офисным планктоном, если бы не служебный роман…
Я не видела новой “Иронии судьбы”, потому что слишком трепетно отношусь к этому фильму, чтобы смотреть римейки, снятые в наше время. “Служебный роман” – стоит на втором месте среди любимейших рязановских фильмов. Поэтому после раздумий – смотреть или не смотреть, решила глянуть. Что могу сказать…
Первые минут двадцать было тяжело – потому что если сразу не абстрагироваться от рязановского фильма, смотреть новый будет практически невозможно. Поэтому если вы тоже решитесь посмотреть, проведите минут за пять до просмотра сеанс аутотренинга на тему “К Рязанову все увиденное не имеет никакого отношения”. Фильм вам будет все время мешать – потому что кроме имен главных героев, вы все время будете слушать знакомую музыку, а это не есть хорошо… собьет установку…
Итак, есть действительно новая Калугина в исполнении актрисы, которая однозначно понравилась мне единственный раз, в говорухинском “Благословите женщину”. Это Светлана Ходченкова, не побоявшаяся примерить роль после великой Фрейндлих. Есть Новосельцев, которого играет человек, у которого либо мощнейная мания величия, либо который настолько прост, что его простота – хуже воровства. Это Владимир Зеленский, который решил, что он сможет сыграть Новосельцева после Андрея Мягкова будучи не профессиональным актером, а квн-щиком.
Есть Павел Воля, который решил, что сможет примерить роль Верочки, исполненной Лией Ахеджаковой. Есть Марат Башаров, который сыграл героя Басилашвили. И есть Анастасия Заворотнюк, которая воплотилась в героиню Светланы Немоляевой. Остальные персонажи не важны.
И вот если вы снова не внушите себе, что советские актеры не имеют никакого отношения к тому, что происходит сейчас на экране, – тогда вы тоже не потратите килограмм нервных клеток на один час времени. В общем, помните: главное – самовнушение.
А теперь собственно о героях, сюжете и отношениях.
Мы уже говорили о том, какая примерная биография может быть у Калугиной, Новосельцева, Верочки и Самохвалова во время действия рязановского фильма. Что любовь Новосельцева и Калугиной – это любовь узнающих друг друга среди совка “иных”, отягощенных биографией и темными пятнами совкового образца людей. Благородных и интеллигентных, вынужденных мимикрировать под пролетарское советское время пятилеток и плановой экономики. Они с полслова понимают, что читают одних поэтов, любят одну музыку и считают одинаковые вещи относящимися к добру или злу. Когда слетает пыль, шелуха, нанесенная мимикрией, обнаруживаются две родственные души, слепленные из одного материала, задуманные для одного и того же… И все эти преображения, выщипанные брови, появившаяся осанка и мужественность – это лишь следствие раскрытия душ навстречу друг другу.
Что у нас с современностью… Да, есть нео-Калугина, которая вместо Пастернака знает слова рэпа про “Ё… насос, Жора, где ты был”, вызывает профессиональных… гм… проституток мужского пола для десятиминутной личной жизни, считает подчиненных дерьмом и посещает аутотренинги, где человек с лицом Ивана Охлобыстина учит ее быть акулой и жрать всех, кто попадет ей на зуб. Есть нео-Новосельцев, который называет себя офисным планктоном, но при этом имеющий довольно дорогое хобби – байки, очень прилично обставленную московскую двушку, детей, учащихся в частной школе.
Ни о каком “втором пласте” и мимикрии говорить совершенно не приходится, потому что второго пласта просто не предполагается. Более того, я не увидела, что Калугина, собственно, мучается одиночеством и создавшимся вокруг нее вакуумом, а Новосельцев мучается от безденежья. Ну согласитесь, странно члену байкерского клуба перехватывать пять тысяч до зарплаты, потому что у детей в школе ремонт…
Ну да ладно, это и правда мелочи. Но как же насчет преображения? Так сказать, окукливания и вылупления бабочки – когда из сушеной гусеницы-начальницы получается нежная, трогательная женщина, которая примеряет на себя образ мамы, жены, подчиняющейся своему мужчине?
Помните, как Фрейндлих “оттаивала”, когда вдруг за каменной маской вначале проснулась теряющаяся от хамства, а затем отпускающая себя постепенно женщина, которая преобразилась сначала слезами, а потом – любовью? В нео-Калугиной вначале проснулась грубиянка (сцена у бассейна была весьма показательной), потом – рыдающая от ПМС тетька, которая почему-то произносит фрейндлиховский текст про одиночество, потом – зажатая комсомолка, которой вдруг предложили заняться сексом (собственно, сцена соблазнения), а потом – модель, шагающая от бедра по офису с развевающимися кудрями.
О квн-щике Новосельцеве говорить вообще сложно, потому что его актерская игра находится на уровне деревянного буратино – и понять Калугину ни как женщина, ни как зрительница я не в состоянии. Как по мне, выпивающий байкер с пластикой каучуковой подошвы – это не самая радужная партия в перспективе отношений. И если профессиональную актрису Ходченкову (которая, кстати, в одном из интервью обмолвилась, что ей не страшно, что ее будут сравнивать с Фрейндлих) можно сравнивать с профессиональной актрисой Фрейндлих, то квн-щика Зеленского и Мягкова сравнивать нельзя, как нельзя сравнивать пластилинового человечка, вылепленного трехлетним ребенком, с мыслителем Родена. Может, кому-то этот пластилиновый человечек и дороже всех скульптур мира – но это субъективная оценка любви. Все остальные даже не попытаются взяться за сравнение – масштабы не те.
То есть линия раскрытия душ навстречу друг другу как бы намечалась, но чтобы нечто раскрывать, за душой нужно хоть что-то иметь… У героев нового фильма с этим очень большие напряги… Ну не любовь же к байкам или рэпу предлагать друг другу в качестве топлива для большой любви… И не одиночество в обмен на безденежье… С тем, что за душой, у героев фильма оказалось все очень плохо, очень примитивно. Потому то стало главным в их романе – внешнее преображение. Поэтому и уделилось ему так много экранного времени… Собственно, новый фильм – это история о том, как Новосельцев соблазнил Калугину и спас ей карьеру… Это история любви в интерьерах нашего убогого и дешевого времени, когда любовь всегда на побегушках у главных идолов – денег и карьеры.
Вот что, собственно, навело уныние после просмотра… Фильм-то задумывался о любви, а получилась финансовая сказка со счастливым дебет-кредитом…
Коротко добавлю, что Башаров вообще-то мне иногда в других фильмах нравится. Тут ему просто нечего было играть – хотя его персонаж и выводил в фильм его основной финт, о котором я писать не буду, чтобы не спойлить. Заворотнюк играла всю ту же няню Вику – с теми же интонациями, мимикой и ужимками. Видимо, звездная роль впечаталась намертво – каленым железом не вывести, дустом не вытравить.
Никаких общих моментов с классическими рязановскими героями в этих двух персонажах не намечалось.
Павел Воля против секретарши Верочки – единственное, что не раздражало. Видимо, потому что персонаж поменял пол и смотрелся больше как самостоятельная единица, чем повторение. В общем, Воля и Воля – в своем репертуаре.
Что скажу в общем: продакт-плейсмент зашкаливал как всегда; с юмором у фильма проблемы (ну, может, кому смешно хватание за ягодицы, падение в бассейн, ложная гомосексуальность, вторичные голливудские штампы с преображениями и хохмы Воли и Заворотнюк – тому будет смешно). Актерская игра находится на добротном тюзовском уровне, на выше – можно не ожидать. Фильм обладает финтом – и от этого финта его даже забавно смотреть (хотя все, что произойдет потом, будет отчетливой смесью всех мелодраматических голливудских фильмов и русских потуг на оригинальность). В любовь между главными персонажами не веришь в начале, не веришь в середине и не веришь в конце – Ходченкова и Зеленский удивительно не подходят друг другу с чисто внешней стороны, и не умеют добрать недостающее техникой игры. Музыка – это самый странный персонаж фильма. Заглавная тема старого “Служебного романа” смешана с “Океаном Эльзы”, милыми американскими песнями из западных фильмов (и мультфильмов) и современной русской попсой. Это такая дикая смесь, что если в старом фильме стихи и музыка играли одну из ключевых ролей, то здесь музыка разбивает то целостное, что еще можно найти в новом фильме как в самостоятельном кинопроизведении.
Знаете, кто мне понравился однозначно и бесповоротно? Алика Смехова, которая была на экране ровно пару минут.
В общем, это очередной винегрет, созданный нескромным и неталантливым человеком, который не побоялся быть сравненным с Рязановым (впрочем, наверное, только такие качества и дали внутреннее разрешение этому режиссеру задумать содеянное). Фильм бесспорно одноразового пользования – и то, досмотреть его до конца и не выключить можно лишь при известном терпении и решимости.
Кто куда – а я пересматривать “Служебный роман”, хотя и диалоги все выучены, и стихи, и музыка… Есть вещи, которые невозможно повторить, невозможно скопировать… А главное – не нужно… Они прекрасны сами по себе…
Ириш, а я только на этой неделе планировал поглазеть на фильму ) Он у нас сейчас активно “рекламится” афишами. Скажу сразу, Воля у меня никогда симпатии не вызывал, а вот 95 квартал смотрю с удовольствием. Да и няня Вика у меня тоже аллергии не вызывает. Теперь уже не пойду. Пасибки за своевременную рецензию )
Не, Слав, лучше не ходи… лучше купи на все билетные деньги мороженного и шоколада и заправься эндорфинчиками по полной.
согласна с вами полностью. но я так и не досмотрела. честно пыталась, но как услышала еще и музыку из старого любимого фильма, не смогла дальше. ужас-ужасный. и Ходченкова, действительно, только в “Благословите женщину” была хороша.
Что лишний раз доказывает, что у хорошего режиссера и бревно (настоящее, деревянное) выразительно о чем-нибудь расскажет 🙂 И средний актер порадует…
А когда в конце проекта маячат деньги, деньги и ничего, кроме денег (и славы) – получается вот такое…
И куда там Раневской с ее “Деньги я проем, а стыд останется”… подобные рефлексии ныне не в чести
О, Ириш, по мороженому с шоколадом – я последнее время “спец” ) Так что так и сделаю! Недавно заново открыл старый забытый рецепт – в обычный пломбир натереть черного шоколада на терке, и сверху пару ложек ликера, типа Бэйлиса или Шеридана. Мур-Мур-Мур, а не рецепт 🙂
Так, Слав, молчи… вот после Пасхи все рецепты про мороженное сольешь 🙂
А если обычное мороженое посыпать кедровыми орешками и полить лимонным соком с медом….)))
Это заговор! 🙂
Извините, статью Вашу даже не дочитала,т.к. имею свое собственное мнение по-поводу “новых” фильмов по старым протоптаным сюжетам Рязановских фильмов и воспринимаю все “повторно” происходящее как насмешка над людьми, которые влюблены в настоящий “Служебный роман”, “Иронию судьбы…” А пан Зеленский меня вооще начинает раздражать – на “интере” только он со своей командой (вот что значит кресло зама на канале). Ребята талантливые в своем амплуа, но все хорошо в меру.
Так у нас 50% “кассовых” фильмов по старым (украденным) сюжетам. На вскидку – “Любовь-морковь” и продолжение – та же “Кара небесная” (этот фильм не ругать – неприкосновенно!!!!))))), “Весь Я” (со Стивом Мартином, тоже считаю – отличным фильмом, люблю Стива), “Они поменялись телами”, “Мальчик в девочке”, и т.д. и т.п., слизали с Голливуда, где этот сюжет уж как только не снимался.
“Параграф-78”, чем Вам не “Обитель зла” с Милой Йовович??? Только Милка – хороша, даже в такой роли!!! Жаль Люк ей немного карьеру подпортил. Я не говорю, что она гениальная актриса, она – именно “хороша”. (хотя, я думаю даже “Обитель” повторение американских фильмов)
То, что снимается по советским фильмам (все эти “продолжения”, даже перечислять не хочу!!!!!!!
Мультфильм, который нравится многим “Маша и медведь” – посмотрите Пиксар. Хотя русские, конечно, сделали мультсериал (не хочу давать ему оценку), но так откровенно “слизывать”!!!
Наши сериалы = ремейк+перевод американских.
Мы что, разучились создавать что-то новое и СВОЕ???
Есть и неплохие сериалы и фильмы, но их нет по ТВ, их забивают проверенным плагиатом. Плагиат = успех. А успех=деньги.
Поэтому, я больше не смотрю НАШИ фильмы, боюсь наткнуться на очередной ремейк, а так бы мой список превысил сотню картин.
Ремейк всегда хуже – посмотрите французские комедии с Депардье и Ришаром и их американские ремейки. Вот и мы идем по тем же стопам((((
Главное – адаптация уже созданного, успешного фильма для общих масс.
То же самое происходит у нас и в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе, возможно и в музыке и пр. и пр.
Спасибо, что пока находятся те, кто этому, хоть как-то противостоит.
Дада! “Кару небесную” не трогать 🙂 Очень люблю этот фильм!
Вот как.. Любопытно все же будет просмотреть этот фильмец. Посмотрим что понравится а что нет 🙂