Сегодня мы в последний раз поговорим о сотворении человека – это будет окончанием цикла бесед о Шестодневе.
Так совершены небо и земля и все воинство их.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
Итак, седьмой день творения – это день Покоя Бога от дел. Это не значит, что Бог отстранился от мира – покой в Шестодневе, по толкованию святых отцов, означает, что Господь больше не БАРА, то есть не творит нечто из ничего. «Бог почил, – говорит блаженный Августин, – от создания новых видов твари, потому что Он уже не творил больше какого-либо нового рода ее». «Почил, – говорит святой Иоанн Златоуст, – значит перестал творить и производить из небытия в бытие». Но, прекратив творчество, Бог никогда не оставлял Своей промыслительной деятельности по отношению к миру и человеку
«И создал Господь Бог человека из праха земного…» – о сотворении человека говорится в первой главе Книги Бытия и более подробно говорится во второй главе. В создании тела человека из земной персти заключена идея о сродстве человека со всей видимой природой, ближайшим образом с животным царством, возникшим по творческому мановению из той же самой земли. Некоторые толкования видят в сродстве наших тел земному праху нашу двойственную потенцию: мы не сотворены ни смертными, ни бессмертными, но обладающими потенцией и к первому, и ко второму.
«и вдунул в лице его дыхание жизни…» – Или, «вдунул в ноздри его дыхание жизней». Как предшествующее образование тела человека из земли, так и настоящее одухотворение его Богом нельзя понимать в грубо чувственном смысле: в том виде, что скачала будто бы Бог вылепил из глины фигуру человека, а затем взял ее в руки и дунул на нее. Это место толкуется в соответствии с тем, что Бог мыслится как великий Творец: внешний облик человека возник из земли по творческому глаголу Всемогущего. Идея, лежащая в основе всего библейского рассказа о творении человека, состоит в намерении выставить человека как связь двух миров – мира видимого, физического и невидимого, духовного, и представить его как царя природы и образ самого Бога на земле, и утвердить истину бессмертия человеческой души.
Важно помнить, что сотворение человека св. отцы понимали не хронологически, а онтологически – то есть не вначале была бездвижимая и бездумная болванка, а потом – из нее развился человек. Нет – скорее нужно понимать, что до “вдыхания жизней” человек был сродни животным, сотворенным из земли по повелению Бога. И только после того, как Господь вдохнул в него “жизни” – человек стал вполне человеком.
Но при отрицании эволюционирования человека из обезьян, православие не отрицает самого факта эволюции. Именно поэтому православная вера никогда не знала “обезьяньих процессов” протестантизма, когда суд был обязан отменить преподавание учения Дарвина в школах (на этих судах присутствовали православные и католические священники в качестве экспертов от своих конфессий и они выступали ЗА эволюционизм как возможный способ развития живых существ). Разумеется, с оговорками, в которых мы уже говорили в предыдущих беседах.
Да живое существо действительно может эволюционировать – но в пределах своего вида. И до того, как Господь вдохнул в человека дыхание жизней, наши предки, обладавшие схожей с нами физиологией, но еще не вышедшие из царства животных, вполне могли себе меняться внутри своего вида.
И мысль о том, что Бог мог взять это существо, порожденное землей по Его слову – и дать этому существу “дыхание жизней” – не противоречит тому, что говорит Писание о нашем сотворении.
Итак, спокойное отношение к эволюционизму – это традиция православного академического богословия. Протестанты (и даже некоторые православные проповедники, разделяющие их убеждения) вот что пишут о неприятии идей эволюционизма.
1. Эволюция предполагает смену поколений. Смена поколений предполагает смерть. Суть проблемы в том, что если были поколения сменяющихся животных до появления и падения человека – то придется сказать, что смерть была в мире до человеческого греха. Но смерть есть следствие греха, причем греха человеческого. Поскольку в дочеловеческом мире не было греха, то богословски невозможно предполагать в нем наличие смерти. Если же смерть была в мире до грехопадения человека, значит – вопреки библейской вере – не через человека растлилась вселенная. Так была ли смерть в дочеловеческом мире или она появилась лишь с человеком?
Для начала – разберемся в терминологии. Что такое СМЕРТЬ И ГРЕХ?
Смерть – это определение человеческое, именно человек осознает свою смертность и ужасается ее приходу. Для человека смерть – это вопиющая несправедливость, трагедия недолжности происходящего. И именно то, что человек испытывает ужас перед смертью – говорит о его неотмирности. Смерть для нас неестественна. На земле есть разные народы, у некоторых нет денежной системы, у других – нет числительных и они вообще не знают понятия количества и счета. Третьи никогда не подходят к воде и не знают не просто плавания, но и рыбной ловли. В общем, разные обычаи и разные традиции есть у народов. Но на земле нет и не было ни одного народа, у которого бы не было двух особенностей. Это ритуалы, сопровождающие смерть, и методы ухода из реальности (при помощи ли физиологических способов, например, регулировки дыхания, или химических – наркотизирующих средств). То есть выход или уход из этого мира – страх или стремление к этому – есть у всех народов. Что косвенно подтверждает нашу неотмирность, принадлежность к иному миру.
Мы можем говорить “смерть звезды”, но даже это грандиозное событие не равно “смерти человека” или “смерти оленя”. Трагедия – это только смерть человека. Смерть объекта природы или животного воспринимается нами как нечто естественное.
Поэтому можно предположить, что смена поколений животных была естественной и заложенной Творцом как закон жизни. Ведь Причастие Вечности, Евхаристия – она для людей, а не для всего живого. Библия никогда не обещала вечности этому миру, вечность обещана только человеку. “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Мф. 25,34). Это ведь обращено к людям, а не к оленям… Мир сгорит, и будет новое небо и новая земля. Каковы они будут – нам неведомо. Но если так будет угодно Богу – в новом мире будут животные. Но – тоже другие… Новая жизнь в новом мире.
Мы в наше время слишком уж привыкли отождествлять себя с животными – то и дело читаешь, как некто оправдывает свою “полигамность” поведением львов, или то, что собственный ребенок растет без отца тем, что самцы редко заботятся о потомстве. А то и все самые прекрасные чувства начинают приписывать инстинктам или химии организма.
И нам неплохо было бы вспомнить, что мы – не животные. И если мы знаем понятие греха (преступления), то уже одно это выделяет нас из их царства.
Библия говорит, что грех пришел в мир через человека, животные не грешат. Значит, в мире животных нет зла, и смерть животных не есть зло, если она причиняется не человеком. Убийства в мире животных не есть некое зло, ибо не имеют за собой свободы.Другое дело, что именно такое положение дел – хищность, необходимость есть мясо – могло произойти с грехопадением человека, когда весь мир изменился через привнесенный в него грех.
2. Этот аргумент строится на тех святоотеческих текстах, которые отрицают наличие страданий и смерти в Эдемском саду. Согласно святоотеческой интуиции не только человек, но и животные были в блаженном состоянии. И потому никакие страдания и смерти, неизбежно связанные с эволюцией, богословски непредставимы.
Но тут есть кое-что, о чем нужно упомянуть. Во-первых, Библия явно говорит, что человек не был сотворен в Эдеме. “И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал”
Русское слово “рай” – это еврейское “сад”, и “парадиз” греческого текста (которое, в свою очередь, является эллинизированным персидским словом пардес – парк). Эдем – мир радости. Сад по-еврейски – ГАН. Еврейское “ган” происходит от глагола “ганон” – защищать. В других языках связь сада и ограждения, защиты также присутствует: французское jardin связано с глаголом garder (охранять); английское Garden, как и немецкое Garten также восходят к тому же романскому корню. Так что на русский язык ган скорее стоит перевести словом “огород”: огражденное и защищенное место.
И это защищенное место человек должен возделывать. Другое дело, что возникает вопрос: человек должен был быть охранен Эдемом от мира, или мир – от человека? Наверное, и то, и другое.
Только что созданный человек вводится в огражденное место. От сатаны, как мы знаем, эдемская ограда не защищала. Значит, существовала какая-то иная угроза человеку? Четыре райские реки создавали как бы “манеж”, который защищал новорожденного человека от того, что существовало за стенами сада.
Вполне возможно, что за пределами эдемской ограды все законы борьбы за существование уже были. Бог предупреждал человека: “вкусишь – смертию умрешь” (Быт. 2,17). А если Бог сказал именно так – значит, людям был и ранее знаком опыт смерти (точнее – наблюдение за смертью других). И тогда это значит, что смерть была в нечеловеческом мире, в мире животных.
Но человек до поры до времени был от этого защищен. И только своим грехом человек сломал ограду Эдемского сада, и законы внешнего мира, законы дарвиновской биологии хлынули в мир человека. Грех пришел через человека. Через человеческий грех смерть перешла на человеков. Но это еще не значит, что животные были бессмертны.
3. Этот аргумент основывается на том месте Писания, где говорится о том, что Бог всем животным дал зелень травную в пищу. Но эти слова были сказаны Богом уже после сотворения человека – и тут вопрос в том, КОГДА сказал это Господь. До или после помещения человека в Эдем. О животных ли Эдема это сказано – или о всех животных земли. Если сказано о всех животных – тогда можно говорить о том, что грехопадение Адама изменило весь мир. Если же лишь о животных Эдема – тогда эдемский опыт для нас совершенно недоступен и наука ничего не может сказать о нем.
Таким образом, можно сказать, что эволюционизм не противоречит православному пониманию Писания, православный может быть эволюционистом, отметая лишь самые радикальные и малонаучные утверждения дарвинизма, которые противоречат палеонтологическим, генетическим и биохимическим данным той же науки.
_________________________________________________________________________
Итак, мы очень коротко ознакомились с толкованием на Шестоднев – и его соответствием данным современной науки. Выясняется крайне любопытная вещь. Несмотря на то, что на самом деле Библия приводит картину сотворения нашего мира и жизни в нем, не претендуя на научность, все же ее тексты содержат в себе данные, которые ни коим образом не противоречат тому, что изыскивает наука. Более того, мне все больше кажется, что если бы ученые побольше обращали внимания на библейские тексты и поменьше бы занимались фантазиями на тему их опровержения – наука двинулась бы гораздо дальше, чем нынешнее положение вещей.
Список использованной литературы:
http://www.pravoslavie.uz/Osnovi/Efrem/EfremSir/Efr6Byt.htm – ТОЛКОВАНИЕ НА ПЕРВУЮ КНИГУ, ТО ЕСТЬ НА КНИГУ БЫТИЯ
http://creatio.orthodoxy.ru/rouz_genesis – толкование о. Серафима (Роуза)
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=588 – А. Кураев МОЖЕТ ЛИ ПРАВОСЛАВНЫЙ БЫТЬ ЭВОЛЮЦИОНИСТОМ?
http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/tolkovanie/lopuhin/LOP/GEN
Священник Александр Тимофеев (палеонтолог) – Креационизм или эволюция?
http://www.pravmir.ru/kesarevo-%E2%80%93-kesaryu-a-bozhie-%E2%80%93-bogu-evolyucionizm-i-kreacionizm-v-nauke-i-religii/ – Кесарево – кесарю, а Божие – Богу. Эволюционизм и креационизм в науке и религии
Владимир Щелкачев: Путь ученого к глубокой вере через 20 век.
Протоиерей Стефан Ляшевский – Библия и наука о сотворении мира
Лекции А. И. Осипова и отца Андрея Кураева