Вчера посмотрела, наконец, запредельное кино под названием “Строгий Юноша”, о котором уже немного писала. Но кино стоило того, чтобы посмотреть его целиком.
Итак, не забывайте, на дворе – 1935 год со всеми вытекающими сталинско-ежовскими нюансами.
Зачин: солнечное утро, в водоеме купается совершенно голая гражданка, целомудренно показанная со спины. Но показанная – со всеми аппетитными выпуклостями. Ну как, вам уже интересно?
Вот и мне стало интересно и я не пожалела, что потратила полтора часа своего времени.
Во-первых, с удивлением узнала, что снимал картину Абрам Роом, тот самый, который снял “Гранатовый браслет” 1964 года. Во-вторых, с не меньшим удивлением узнала, что сценарий писал Юрий Карлович Олеша, автор “Трех толстяков”. В-третьих, посмотрев весь фильм, так и не поняла, почему всю съемочную группу тут же не расстреляли за аморалку (но об этом чуть позже). Видимо, не всех мрачный гений эпохи с усами и усохшей конечностью удостаивал чести быть приговоренными к высшей мере наказания.
Но вернемся к сюжету. Мы с вами остановились на голой гражданке, моющейся в водоеме. Гражданку играет Ольга Жизнева, узнаете эту милую старушку?
Но в фильме она выглядела совсем по-другому:
И признаюсь честно: такой царственной осанки, как у нее – я вообще никогда не видела. Равно как и походки – сногсшибательная женщина.
Жизнева играла Машу – молодую жену престарелого гения медицины, который (ни много ни мало) – научился воскрешать людей (так !!! – И.А.) Гения медицины советская власть окружила почетом, уважением, огромным дворцом с парком, собакой догом и мерзкого вида приживалом, до невероятности похожего на светоча моды Александра Васильева (только с усишками и зловещим выражением лица). В дом вхож парубок по имени Гриша, который волочится за профессорской женой на глазах у супруга, приживала и собаки дога. Невероятные диалоги, которые произносятся по ходу этого волочения – способны вогнать в онемение и так и оставить там до титра “Конец Фильма”. Кстати, реакции профессора – тоже достойны того, чтобы глянуть кинцо, уж поверьте.
Играл Гришу – сын настоящей императорской фрейлины, Дмитрий Дорлиак (оцените дань эпохи и легкое изменение фамилии).
Наверное, стоит сказать, что у Дмитрия Дорлиака судьба сложилась трагически. Через два года после съемок в “Строгом юноше” он заболевает на гастролях театра Вахтангова брюшным тифом и умирает 26-ти лет от роду. Хотя… С поправкой на эпоху – зловещий 37 год, страшную войну – еще не известно, от какого кошмара уберег Господь этого человека.
В фильме снялась и семнадцатилетняя Валентина Серова, еще одна актриса страшной судьбы. Признаться, я ее опознала далеко не сразу, потому что в моем сознании Серова – вечная блондинка из “Сердец четырех”.
Запомнилась роль тем, что актрисе пришлось раз двадцать сказать фразу “Неужели ты не понимаешь?” – и она ее сказала все разы с разными интонациями. Впрочем, когда она эту фразу не говорила, она говорила о фрейдизме. Не называя, разумеется, источника информации о том, что если желания подавлять, то в жизни случится кака.
Вы еще помните, что по сюжету – за зрелой красавицей волочится вьюноша комсомольского разлива? Товарищи, и ЭТО случается! Дама становится его любовницей – на фоне рассуждений о комсомоле, коммунизме, светлом будущем, моральных нормах ГТО, воскресении людей и гордости всех и вся. Причем дама становится любовницей строгого вьюноши, но при этом остается с мужем, целуя его в десна в финальных кадрах.
Ну а если я вам скажу, что в кино бегает мужик в стрингах – вы мне поверите? Нет, говорите? А вот верьте – потому что он там – бегает! Да-да, не в спортивных трусах, не в плавках, не в шортах – а в СТРИНГАХ – то есть ягодицы у человека на полном виду.
Это актер Георгий Сочевко, он пережил то страшное время и умер в 1967 году.
Надо сказать, что такое изобилие обнаженного и полуобнаженного тела (а его там, конечно, будет достаточно) – случается в фильме не просто так. Это – гимн молодежи, которая должна строить новое общество, а стройки новых обществ вообще должны проводиться людьми идеальной физической и моральной формы и содержания (правда, с моралью в фильме – странновато, как по мне), на фоне идеальной погоды, идеальных строительных сооружений в стиле сталинского ампира – с отчетливо прослеживающимися везде книксенами в сторону античности: от гонок на квадригах до дискометания, которое потом будет слизано Лени Рифеншталь в ее воспевании другого культа в другой отдельно взятой стране, лидером которой был закомплексованный карлик с усишками под неарийским носом.
Но все эти мои словесные пируэты – это одно, а вот другое – форма фильма. Помните советские истерики по поводу формализма в искусстве? Так вот, этот фильм – образец формализма, его квинтэссенция. Его делали определенно талантливые люди, поэтому невзирая на весь словесный понос героев, его будет интересно смотреть. Особенно если вы интересуетесь эпохой и хотя бы немного о ней читали.
Все эти теории воскрешения, с которыми носились врачи 30-х годов – носились на полном серьезе, с выделениями государственных лабораторий, персонала и денег из бюджета (кремлевские правители отчетливо представляли себе, как выгодно стать бессмертными). Эти фрейдистские штучки, которые свели мир с ума и даже дошли до страны с железным занавесом по периметру всей границы. Эти культы тела и мечты о будущем – которое напоминает то ли жуткие миры Рерихов, то ли солнечные кошмары Дали. А уж вставка со сновидением Гриши – ребята, это ода формализму. И не только формализму – а тому самому Серебряному Веку русской поэзии, с корифеями которого создатели если не общались (таки общались на самом деле, если почитать их биографии), то принадлежали к одному поколению.
Я никогда такого не видела – когда ты смотришь фильм из 21 века, кое-чему ухмыляешься, кое-чему – удивляешься как ребенок, но тем не менее – фильм завораживает. Это выстраивание кадров, этот странный темп речи персонажей, эти позы и движения камеры (хотела бы я, чтобы операторы сегодня творили такие вещи), эти повторы фраз и странные смысловые акценты…
Определенно – меня не оставляет ощущение, что передо мной – какая-то парящая глыба, напоминающая летучие острова из фильма “Аватар”, эта глыба медленно летит, поворачиваясь к тебе разными сторонами, а ты сидишь и не понимаешь, как все увиденное собрать воедино и как к нему, несмотря на все ерничанье, относится. Потому что это совершенно точно не бездарная времянка – это что-то талантливое и странное.
В общем, кремлевские любители простого и безыскусного искусства, вроде пырьевских агиток или солнечных александровских комедий, фильм забраковали и он надолго лег на полку, потому что не соответствовал введенному Горьким стилю соцреализма. В 60-х годах фильм с полки достали – и попытались показывать не широкому зрителю, а студентам ВГИКа – после разыгравшегося по его поводу скандала (ах, кремлевские обитатели не стали более разборчивы в искусстве) – фильм снова лег на полку, откуда его достали только в 1994 году.
Так что – вот такая история. Если вдруг захотите поглядеть – о чем я тут рассказываю, вот вам ссылка.
http://www.youtube.com/watch?v=aB6Bk_wfZgo
Спасибо большущее за статью, за фильм!
Только-только, позавчера, закончила читать книгу Юрия Елагина “Укрощения искусств”, в которой несколько страниц посвящены актёру театра им. Вахтангова Дмитрию Дорлиаку.