Режиссер: Сергей Соловьев
В ролях: Татьяна Друбич, Ярослав Бойко, Олег Янковский, Сергей Гармаш, Александр Абдулов, Елена Дробышева, Мария Аниканова, Людмила Савельева, Эдуард Марцевич, Вячеслав Манучаров, Анна Вартанян, Тимур Глазков, Сергей Кагаков, Людмила Максакова, Дмитрий Персин, Александр Руснак, Михаил Крылов (Шулейкин), Екатерина Бестужева, Екатерина Васильева, Полина Невзорова, Светлана Тормахова, Александр Удалов, Владимир Фёдоров, Евгения Крюкова
Экранизация известного романа Льва Николаевича Толстого.
История незаконной и трагичной любви замужней дамы Анны Карениной к блестящему офицеру Вронскому.
Что могу сказать, посмотрев телеверсию романа Толстого… Если одним словом – то геронтология.
Я очень люблю российских актеров, которые играли в этом сериале – но товарищи, есть же текст. Авторский текст, в котором Лев Николаевич четко и ясно дал понять, сколько лет героям. Стиве Облонскому – 34. Долли на год его моложе. Анне – в начале романа 27 лет. Вронскому – 34 года. Муж Анны – старше ее, ему около 50. Левину – 33, Кити – 18. Но что у Соловьева? Да редкая женщина в его фильме не имеет уколов ботокса, а пара дам (не будем называть имен) – исколоты им так, что у них напрочь отсутствует вообще всякая мимика. В принципе своем.
Явно больной Абдулов, играющий цветущего Стиву с холеным телом и румяным лицом. Явно больной Янковский, который просто не может играть некрасивого и нелюбимого мужа, слишком много в нем харизмы даже несмотря на болезнь. Невменяемый, вопиющий мискастинг – Бойко-Вронский, в пластике которого все время проскакивают бесчисленные сыгранные им менты, и ни разу не проскальзывает блестящая выправка офицера царской армии, которого невозможно было не узнать даже в партикулярном платье. Очень любимый мной Сергей Гармаш, чей голос за кадром очень украсил фильм, но в роли тридцатилетнего Левина он смотрелся все с тем же геронтологическим подтекстом. Мария Аниканова (Кити) – милейшая дама, но она на год старше меня, и восемнадцать ей было ой как давно.
Но Анна! Анна, которая у Толстого пышет жизнью, брызжет ею, одаривая окружающих солнечными зайчиками своего веселья, своего очарования. Анна, которая с первого взгляда внушает Вронскому страсть, детям Долли – сильнейшую привязанность, Кити – влюбленность юной девушки во взрослую женщину… Блестящую женщину, внешность которой, кстати, выписана со старшей дочери Пушкина… Кого мы видим на экране? Унылую Татьяну Друбич, которая может играть только один тип героинь – надломленных девушек с малым количеством произносимого текста.
Ну много лет уже актрисе, много… Да, она неплохо выглядит для своего возраста – но не 27 ей лет. И нет той легкости, целомудренности, праздничности, которая позволяла Янине Жеймо играть в 38 лет шестнадцатилетнюю Золушку так, что лучше ее Золушке в мировом кинематографе не сыщешь.
Видя Анну-Друбич – понимаешь, что вот это вот замученная жизнью тетька, которая уже никого не может соблазнить, а может только вызвать приступ острой жалости своими опущенными книзу уголками рта, глазами раненого олененка и не по возрасту голоском с придыханием. И с чего вдруг Вронскому было бросать молоденькую Кити и волочиться за этой усталой дамой – ума не приложить. Вот что Друбич удалось – так это сыграть Анну на стадии наркомании – но и то, кажется, актриса тоже переборщила с ботоксом, а от этого лицо у нее практически перестало шевелиться. Для обычных женщин ботокс, может, и спасение от старости, но для актрис, которые лицом должны играть – это все, конец настоящей карьеры.
В романе у Толстого “мысль семейная” – главная мысль. И писатель создавал модели развития семейных (или квазисемейных) отношений, противопоставляя их друг другу. У Соловьева все пары – не просто не противопоставлены… И дом Облонских, и дом Карениных, и дом Левиных – живут своей жизнью, более того, жизнь эта во всех случаях тускла и уныла (хоть и с богатыми интерьерами). Даже счастливая любовь Левина и Кити – ну не впечатлили актеры. Гармаш жил на экране своей жизнью, Аниканова – своей. И в любовь этих двоих не просто не верилось – а даже странно было видеть их вместе, настолько оба актера не смотрелись рядом с друг другом. И пусть объятия, пусть тексты о любви – ну не было между этими двумя искры. Она была между Вертинской-Голдаевым в фильме с Татьяной Самойловой – но не в этом случае. А жаль, потому что повторю – мне очень нравится Сергей Гармаш.
И я сама удивилась, но единственная актриса, которая меня не раздражала – была Евгения Крюкова в роли Бетси Тверской. Мне казалось, после Плисецкой эту роль вообще никто не сыграет – ан нет. Крюкова весьма преуспела в роли светской змеи с холодной кровью и гнилым сердцем.
Единственное, к чему не придерешься (почти) – это костюмы и интерьеры. Если в голливудской Карениной с Кирой Найтли – костюмы были роскошными, но не соответствующими тому времени и той моде, то в соловьевском фильме художники по костюмам постарались. Все сделано просто отлично.
А вообще – фильм разочаровывает. Именно потому, что режиссер взял на роли прекрасных артистов, которые старше своих героев на десятилетия. И от этого – чувствуется фальшь происходящего. Не веришь всему, что происходит – именно потому, что старость, ботокс, круговые подтяжки лица и иногда – совершенно вопиющее несоответствие актера персонажу.
Ну и последнее – расчлененка в финале, как мне кажется, не несла совершенно никакой смысловой нагрузки. И катарсис под ливнем – это уже так затаскано, так заштамповано, что право же – можно было и не педалировать на нем…