Про Церковь, церковь и бритву Оккама

Признаюсь, иногда почитываю журнал “Сноб” – есть такая слабость. Наткнулась вот на материал, прочла и решила отписаться.

http://www.snob.ru/profile/25344/blog/57983

Молодой человек по имени Тихон Дзядко, журналист радиостанции “Эхо Москвы” – совершает перед читателями прямо-таки душевный стриптиз, рассказывая о наболевшем. Как рос-рос себе мальчик, в церковь ходил, алтарникам помогал, в Бога веровал, а тут пришли злые “представители РПЦ” – и все, спекся мальчик. Решил, что есть у него теперь церковь с маленькой буквы – РПЦ МП, которая даже недостойна соответствовать определению: “некая по сути общественная организация, чья основная функция — помогать и оказывать поддержку людям, которые веруют; присутствовать, но быть в то же время неназойливой, практически незаметной“, и есть своя личная церковь, “В которой только ты и Господь Бог“.

Претензии к русской церкви у Тихона все те же: отношение к тетькам из идиотской группы с набившим уже оскомину названием, которых все либерально настроенные товарищи ласково называют “девочками”, “слияние в экстазе с государством”, “нежелание говорить на понятном для населения языке” и стать “духовной скрепой”, как того пожелал Владимир Путин. Ну и все то же “мракобесие”…

Особенно не угодил журналисту фильм “Не верю”, настолько не угодил, что он при декларируемом “не интересно” – удостоил кино первого абзаца в своем тексте. Причем более того – абзаца, тематически совершенно не связанного с самим текстом. То ли надо так было – пройтись по фильму, то ли завидки у человека, что кино “Не верю” посмотрели тысячи людей, а имя великолепного журналиста “Эха Москвы” – широко известно только в узких кругах, да и тексты он ваяет так… на троечку… скучные, безликие даже при попытках душевно постриптизировать на страницах “Сноба”.

А самое главное – ну хорошо, прозвучала декларация о том, что посещалась воскресная школа, что доводилось даже алтарничать. Семья тоже для церкви поработала. А знание матчасти где? Обычных азов православной веры?

И вот тут – тишина… и мертвые с косами стоят

А ведь есть Евангелие, где еще две тысячи лет назад были переданы слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18). Мне вот интересно: об этой ли церкви говорит Тихон Дзядко: «Церковь с большой буквы, которая не находится нигде и одновременно находится повсюду. В которой только ты и Господь Бог». И каким тогда образом в этой “Церкви”, которая нигде – и где тем не менее присутствует журналист Дзядко и его личный господь бог – может совершаться таинство, которое совершил впервые Сам Христос: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук.22:19,20).

Более того: “Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». (Иоан.6:53,54).

В каком же месте, по мнению журналиста Дзядко, может совершаться это Таинство? В месте, которое находится нигде? И КТО должен совершать это таинство – из тех двоих, которые находятся в “Церкви” по версии журналиста?

Ах, эти милые товарищи, выполняющие спецзаказ на “критику церкви изнутри православия”, как стараются они доказать, что они – в церкви, что они – свои, не засланные казачки. Как мило пишут они о своем алтарничанье, о церковном детстве, об умилении и восторге – и жестоком последующем разочаровании. Как стенает и плачет их душа, что были бы они в церкви, были бы – но по насередке злых попов на ренджроверах, злыдней-бабок, а также “девочек-пуссирайот”, мотающих срок из-за злодеев в рясах, сливающихся в экстазе с госвластью – теперь они в храм ни ногой, потому что у них уже есть свой храм, где они лично общаются с Господом-Богом Саваофом… И как смешно все это читать, если читает их писанину не захожанин-заношанин, а среднестатистический воцерковленный человек, который хоть раз в жизни открывал Евангелие.

Потому что нет на свете “Церкви, которая нигде и везде” и “церкви, которая РПЦ” – на свете есть единая мать-церковь, которую основал Сам Христос. На свете есть люди, которые принадлежат этой церкви – и которые объединены не национальностью, не общими политическими взглядами, не любовью к определенной культуре, музыке, живописи или языку. Нас объединяет то, что все мы верим что Христос – Бог. Мы верим тому, что сказал Он два тысячелетия назад. И собираемся мы – не вокруг священников, матушек, монастырей, монахов, старцев, приходов… Мы – не клуб по интересам. Мы объединены Чашей, в которой Тело и Кровь Бога – и именно эта чаша приобщает нас Вечной Жизни.

По сути нам все равно, какой на дворе год и век, кто у нас Патриарх и кто – президент, какие грехи у священника и что там сказали свечные старушки в прошлую пятницу, потому что то, что нас объединяет – лежит вне времени и даже вне пространства, потому что Чаша с причастием содержит в себе Кровь и Тело нашего Бога вне зависимости от географических координат храма: хоть в Токио, хоть в Москве, хоть в Торонто, хоть в Сиднее; в Чаше Кровь и Тело Христа – вне зависимости от национальности служащего священника и вне зависимости от того, Греческая ли это, Коптская, Русская или Американская православная церковь.

Тот же, кто решает, что церковь себя дискредитировала – а посему она “недостойна”, “погрязла” и “сколько ж можно, людоньки, это терпеть”, нарушает базовый методологический принцип, названием которого любят щеголять околовсяческие интеллектуалы, но почему то называя его имя, почитают его за японца, а не за монаха-францисканца родом из Англии. Это принцип Окама: не следует приумножать сущее без необходимости. Если на свете есть церковь, основанная Христом, то она – единственная реальная, древнейшая, если хотите – аутентичная церковь на свете. Преемственность священников в этой церкви – может быть прослежена до апостолов – и любой священник православной церкви может назвать цепочку рукоположений, возведя ее к одному из апостолов, которым было дано право рукополагать во священники этой церкви. Все – доказательства исчерпаны: эта церковь – единственная, она – Тело Христово, она – имеет право совершать оставленное людям главное Таинство – таинство соединения человека и Бога, Творца и твари. Церковь эта состоит из церкви земной, и Церкви Небесной, мы все – одно, потому что у Бога нет живых и мертвых, потому что Тело Христово – неделимо на “земное” и “небесное”. Таинство Причастия вообще рвет ткань пространства и времени – делая нас всех причастными той Чаше, которая стояла перед Христом и апостолами в Сионской Горнице. Все мы перед той самой Чашей – в любой точке земного шара, в любой временной зоне – если мы пришли в православную церковь на литургию.

А посему – не нужно приумножать сущностей – другой церкви, реальной церкви которая “нигде”, и в которой присутствует говорящий и Бог, – нет. Вернее, она есть в голове говорящего, которая работает против правил логики на топливе иногда – гордыни, а иногда – обычной жадности, когда за “правильно” высказанные на просторах “тырнетов” слова, будет вознаграждение разной степени щедрости и открывающиеся перспективы входа в правильные двери.

В принципе, объяснить себе такую схему поведения – с учетом всех прелестей нашей славной жизни – можно. Объяснить – да, но не оправдать. Потому что человек, который хоть раз задумался о том, во что же он верит, и назвал себе объектом веры не материю, а Бога – это человек, который по идее допускает существование Бога, а значит, иной жизни. А если этот человек допускает существование иной жизни, он ведь должен хоть раз спросить себя: “А каково мне помирать будет?” Неужели же ни разу, ни секундочки – перед тем, как соглашаться обслуживать определенные сегменты интернета, распространяющие тщательно отобранную с учетом определенных интересов информацию о “РПЦ МП” – не мелькнет эта мыслишка про то, что деньги будут проедены, и что останется? И не стыдно ли будет поднять глаза даже на того бога, который в том самом храме, который “нигде”? Или тот самый бог – будет только рад увидеть такой текст.

Но тогда еще один вопрос: да полноте, Бог ли это?

Leave a Comment