Царь

1565 год. Темные времена. Правление Ивана Грозного. Русь, растерзана голодом и ливонской войной. Во всем мерещатся правителю измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них — царь. Единственный, кто пошел против царской воли и опричных злодейств — митрополит Филипп, верный друг детства Ивана Грозного. Он возвысил голос свой и принес себя в жертву. Это противостояние расскажет о том, на что была способна Русь и в падении и в величии духа.

Почитать о митрополите Филиппе можно здесь:

После выхода фильма “Царь” могу, наконец, сказать, что нашла для себя режиссера, равного Тарковскому. Это П. Лунгин.

Я не боюсь назвать “Царя” гениальным фильмом, равного ему по воздействию я даже не могу припомнить. Последний фильм, который произвел на меня глубочайшее впечатление, был лунгинский же “Остров”. До этого – “Зеркало” Тарковского.

Описывать это кино совершенно не имеет смысла. Его надо видеть, причем не один раз. Потрясает буквально все: от атмосферы фильма до игры актеров. Петр Мамонов не играл эту роль, он ЖИЛ в ней. Он изобразил царя Иоанна Грозного в момент тяжелейшей внутренней борьбы – от света к тьме, от Бога к дьяволу. Что видно было на его лице – в каждом движении глаз, повоторе головы, жесте – не передать.
Кстати, поскольку у меня вторые сутки отшибает словарный запас, можете себе представить, что я испытываю на самом деле. Это не восторг, не потрясение… Это просто реальное переживание того, что молчание говорит лучше любых слов.

Но я все равно хочу говорить. Потому что не могу держать в себе то, что мы увидели на экране за 2 часа. Мы увидели путь человека, облеченного неограниченной властью, разлагающегося под бременем этой власти, раздираемого на части внутренней борьбой остатков света в душе и наползающей тьмы… Мы видим, что происходит с человеком, в котором тьма побеждает свет, финальная сцена фильма – это созерцание живого мертвеца, все еще облаченного властью.

Пожалуй, я не видела еще исполнения, подобного Мамоновскому.

Покойный Янковский сыграл митрополита Филиппа, друга Грозного, который попадает в опалу и гибнет, убиваемый по приказу царя. Во взоре Янковского уже читается пустота, предшествующая переходу в иной мир, поэтому о роли митрополита тоже нельзя сказать, что она сыграна. Она тоже прожита. И говорить об этой роли у меня тоже получается плохо. Лучше один раз увидеть.

Удивил о. Иоанн Охлобыстин, сыгравший роль юродивого. Роль также страшная, потому не очень вписывающаяся в сознании с саном отца Иоанна. Но сыграно страшно, смотреть на юродивого жутко. Иногда казалось, что он – альтер-эго царя, воплощение его мечущейся души.

Лунгину удалось до мельчайших подробностией воспроизвести эпоху. Где он брал реквизит, костюмы, где находил натуру – ума не приложу. Но все это было настолько естественным, что иногда казалось, что у сьемочной группы была машина времени, которая и вывозила все эти одежды, украшения, сбрую, орудия пыток и прочее прочее.

Роли второго плана были ничуть не бледнее главных. При всей моей нелюбви к Домогарову – очень хорошо сыграл. Малюта Скуратов в исполнении Юрия Кузнецова – вообще вне оценок. Это тоже гениально проведенная роль. Алексей Макаров приятно удивил – я никогда не встречала его в серьезных ролях.

Фильм очень тяжелый, разумеется, никаких детей у экрана быть не должно. Но я однозначно склонна оценивать “Царя” как кинособытие последних лет.

Leave a Comment