На фоне потрясений, которые испытывает мир через столетие после Первой Мировой – новости жизни религиозной касаются людей вообще походя, еле-еле. А между тем новости – интересные. Я бы даже сказала, весьма интересные.
Ни для кого не секрет, что европейская цивилизация разорвала отношения с христианством уже на официальном уровне: в Евроконституции нет ни слова о христианском наследии континента, Европа с ее ценностями и вообще историей, согласно основному закону, возникла из небытия, видимо непосредственно из Неолита. Из жизненного пространства людей ушли религиозные ценности, современные европейские жизненные стандарты строятся вообще вопреки главным заповедям всех мировых религий. Грубо говоря, между церковью и европейским обществом произошел глобальный мировозрренческий конфликт.
На своем ежегодном выступлении перед Европейскими правителями, папа Франциск говорил об исчезновении христианства на континенте, где оно некогда набрало силы и устанавливало свои законы и нравы. “Европа стала отступницей, то есть тем, кто отрекся от своей изначальной веры», – вот что сказал Папа в лицо еврочиновникам. Вы знаете, европарламент с его дебильными толерастическими тараканами успел достать даже греков, которых умудряется заставлять запрещать вывешивать государственные флаги с крестами в непраздничные дни, потому что это противоречит толерантности (а то вдруг крест кого-то может оскорбить). Нормально? ГРЕКАМ! Запрещать флаги на окна вешать… Кого может оскорбить крест – мы с вами прекрасно знаем… не маленькие… Шведы-то это дело скушали – у них тоже крест на флаге, вишь, тоже оскорбить боятся. Но грекам такие вещи заявлять – стране с соединенной с государством церковью… Это полный швах!
А теперь хотите еще новость? Святой Престол активизировал диалог с Южной Кореей, Филиппинами и Шри-Ланкой, а также аккуратно начал переговоры с Китаем. Кроме Китая – это страны последних успешных миссий католиков в мире. Нетрудно догадаться, что Святой Престол ищет место, куда он может прийти из окончательно осатаневшей Европы. И проведя кое-какие свои собственные разговоры тут, в Канаде, могу сказать, что корейцы и филлипинцы с восторгом говорят о том, что могут оказаться странами, куда придет Престол и Папа.
А вот еще новость: и русская православная церковь, и католики начали интенсивный диалог с мусульманским миром. Ну как бы проследите, куда последние годы часто ездят и патриарх Кирилл и папа Франциск…
То-то же, малята.
Когда-то агонизирующий Рим и агонизирующий Константинополь были оставлены светочами веры – и свет мира переместился туда, где сердца были готовы гореть ради Христа. В эти страшные годы мы наблюдаем тот же самый исход…
Но одно дает мне надежду: да, по Европе закрываются католические и протестантские храмы, в год где-то 20-40 храмов в разных странах становятся чем угодно – жилыми домами, дискотеками, супермаркетами, ресторанами… А между прочим исступленно пинаемые Штаты при этом остаются светочами веры, особенно на фоне Европы, где все больше людей верят в толерантность и феминизм, но не в Христа и Его жертву. Но православные-то приходы растут! И растут не только за счет эмигрантов, но и за счет тех, кто как раз и покидает католичество/протестантизм. Я это даже на нашем приходе вижу – он растет, растет количество канадцев, которые приходят к нам ни слова не говоря по-русски, при том, что практически вся служба – на славянском, лишь только главные молитвы и ектеньи могут повторяться на английском. Но идут – и уже даже нашу небольшую церковь надо расширять, потому что здание не справляется с наплывом людей, особенно на двунадесятые праздники.
На наших глазах, похоже, произойдет новый исход – на этот раз католичества. Когда-то православие было спасено молодым народом, который и стал-то народом только благодаря этой вере. С католичеством произойдет другая штука – оно обновит кровь древнего народа, оно вдохнет в него новую жизнь, новые силы, и этот народ может стать новым великим планетарным этносом, которому, я надеюсь, хватит сил и терпения мирно сосуществовать с великим русским народом. А что ждет отступников? Ну что ж, тут не нужно даже быть профессиональным историком… То же, что произошло с римлянами и ромеями… Медленно, но верно этот народ растворится в свежей молодой крови горячих носителей молодой религии, которая еще не прошла период конкисты, инквизиции и религиозных войн…