Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Кристиан Бэйл, Джоэл Эдгертон, Джон Туртурро, Аарон Пол, Бен Мендельсон, Мария Вальверде, Сигурни Уивер, Бен Кингсли, Хиам Аббасс, Исаак Эндрюс
Ветхозаветная история о великом пророке Моисее и освобождении еврейского народа из египетского плена. Моисей появился на свет в те времена, когда фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков еврейского происхождения. Чтобы спасти его, мать положила малыша в корзину из тростника и отправила вниз по Нилу. Ребенка нашла дочь фараона, которая усыновила его и растила рядом с Рамзесом — будущим фараоном. Много лет спустя, став мужчиной, Моисей бежит из Египта, а затем возвращается туда по велению Господа, чтобы избавить свой народ от оков рабства…
Официально предупреждаю, данная рецензия говорит только и исключительно и персонажах фильма и ни коим образом не о реальных прообразах!
Начну очень и очень издалека. Прямо-таки из-за угла. Итак, представим себе фильм об эпохе царя Иоанна Грозного. Прямо посредине Красной Площади стоит красный кремль, с увенчанными рубиновыми звездами башнями. На черной “Чайке” мимо мавзолея Ленина проезжает Иоанн Васильевич в кримпленовом костюме и лихо заломленной на один бок великой императорской короне Александры Феодоровны, царь галдит по Нокии с Рюриком. На той стороне провода Рюрик недоволен урожаем картофеля в Казани и всходами генно-модифицированной кукурузы, поставленной Великим Инкой в город Сталинабад. Батальон “Азов”, служащий личной гвардией царя, салютует самодержцу выстрелами из калашниковых, украшенных сканью и смарагдами, а царица Марфа Васильевна, выходя из ЦУМа в розовой плюшевой спортивне, помахивает сумкой Биркин, тревожа свиту половецких невольниц сверканием последней моды из Нью-Йорка – люрексовых гольфов, надеваемых непосредственно на кроссовки на манке…
Представили? Так вот, кинцо Ридли Скотта – еще более завлекательное по факту охоты на ляпы. И это при том, что на каждом углу выли и докладывали, что профессиональные египтологи днем и ночью консультировали, не покладая папирусов и Розеттских камней.
Вообще-то, Ридли Скотт продолжает размышлять о вере, и если пару лет назад он ограничился “Прометеем”, то теперь мы замахнулись на Ветхий Завет. Так замахнулись, что два с половиной часа мы сидели и икали от смеха, не успевая проникаться пафосом происходящего.
В общем, короче, Египет. Только не такой:
А скорее такой:
Везде мужики с подведенным глазами ходят, Сигурни Вивер египтянку жгучую изображает… Чуваки в средневековых доспехах шарахаются – нуаче…
Фараон рассуждает об “экономической целесообразности” (с) рабства, а Моисей проповедует “веру в себя” заместо веры в богов. Повсеместно распространено гадание на птичьих потрохах, которые в реальном мире были распространены в Вавилоне и Риме, но никак не в Египте. Везде распространены эротические игры с переодеванием в женскую одежду – а иначе нафигища фараону выходить на бой в головном уборе великой царской супруги?
Фараон Рамзес мало того, что мамкину шапку в бою таскает, так еще и вообще все время жрет. Вообще все время – даже над папкиным смертным одром. В этом очень сильно он напоминает одного первого черного президента, который тоже все время жует, но глаза пока не красит.
В области войнушки кино вообще красиво и замечательно: скажем, по всему Египту распространены фризские жеребцы под ковбойскими седлами.
Говорим голосом Веры Сердючки: “Лохи ездят на мулах, а мы – гарцуем на фризских”.
А где вы тут увидели азиатские флажки? Не увидели? А они были.
Но, может быть, тогда вы примете как данность и наличие у египтян металлических стремян, которые появились через два тысячелетия для облегчения стрельбы из лука вооруженного человека и джигитовки? Да на раз, гулять так гулять.
Лошадники так вообще заметили хомуты образца двадцатого века.
А СТРОЯЩИЕСЯ евреями пирамиды!!!!! Хаотично разбросанные по Мордору!!!! А южноафриканские цветы в горшках!!!! А шапка с ДРЕДАМИ на коррумпированном чиновнике!!!! Изобилие скал там, где должна быть ровная, как стол, пустыня. А КУДРЯВАЯ фараонская жена с явными арабскими чертами!!!
А афигенная демократия царского помещения, где вповалку спят кони, люди, а царь сам, без стражи, околачивается по окрестностям и сам зажигает светильники. А сцены, условно называемые “партизанен – капут”, где злобный царизм фараонизм вешает еврейских рабов на виселицах пачками по принципу “будем вешать, пока партизаны на сдадутся”. А массовая запись евреев в сепаратисты-террористы, метаемые юркими партизанами коктейли Молотова, ячейки, выстроенные по конспиративному принципу… А попытки ученых Египта объяснить казни с “научной точки зрения”… Граждане, драгоценные мои, не могу даже передать словами, сколько чудес вы увидите в земле египетской.
А уж сцены с самими казнями и руганью Мойши с Господом Богом Яхве, представленным лысым мальчиком буддистского пошиба. Сколько чудес вы увидите в эти моменты, когда грязный зачуханный Моисей орет на лысого мальчика, представившегося просто “Я – Сущий”… В фильме вообще евреи – это такие покрытые коростой и грязным тряпьем люди, а египтяне – накрашенные чуваки в золотых доспехах.
Сколько бы вы ни пытались понять целей всех персонажей – у вас этого не получится, потому что режиссерыч никак не мог понять одного: если ты хочешь примерно представить, что там в том Египте могло быть с “научной точки зрения”, тогда займись ликбезом и не пори антиисторичной херни с металлическими седлами и бабскими шапками в бою. Если ты хочешь снять фентези – так будь добр, наполни мир фантастикой, а не виселицами и заскорузлыми чуваками с унылым выражением лица. Ну а если вдруг ты человек верующий, да еще и оснащенный знанием как первоисточников, так и хроник, то попытайся представить себе жизнь в мире, в котором магия была сильно круче любых изысков Гарри Поттера. Это был молодой мир, где люди жили бок о бок с массой “богов”, где чудеса не были чем-то совершенно из ряда вон выходящим, где жрецы творили такое, что Ветхозаветным пророкам только с Божьей помощью можно было их победить. Где Богу нужно было создать себе народ, который бы смог воспринять единобожие – потому что “богами” был полон мир, абсолютно закрытый, изолированный князьями злобы поднебесной, где посланному Богом ангелу нужно было несколько дней добираться до цели.
Это был совершенно иной, удивительный, странный и страшный для нас мир – и попробовать показать его, показать, что значит быть избранником Бога, что значит стать свидетелем непостижимого произволения Бога – это великое дело для режиссера. Это мог быть бриллиант в режиссерской короне действительно когда-то талантливого новатора Ридли Скотта, который мучительно из фильма в фильм рассуждает о вере, и – смотря с течением времени на его попытки – понимаешь, кто все больше и больше инспирирует эти размышления. Если Бог “Прометея” – пусть незримый, но упоминаемый не всуе – еще мог бы быть Богом, то в “Исходе” Скотт показывает нам вместо Бога – “играющего ребенка” (была такая идея у греческих философов, что мир – это песочница играющего ребенка, которому нет дела до страдающего человека, одной из его игрушек). Скоттовскому богу-ребенку вообще нет дела до людей, до их слез и страданий, любви и страхов. У него есть свои планы, и все должны этим планам соответствовать, хоть сдохни. Он является агностику Моисею на фоне вяловато горящего синим пламенем куста, и это явление ломает человека, вынуждая его совершать поступки, противные его естеству.
Ну если говорить о том, что мне понравилось, – так это только волны Черного Красного моря. Да и то, смерчи там при чем были… Грандиозно так вышло, особенно, наверное, на большом экране хорошо смотрелось. Но – увы, пять минут спецэффектов не спасло это громоздкое пафосное и идиотское кино ни о чем. И провал в прокате – главная оценка более чем странного проекта Ридли Скотта по осмыслению роли Бога в жизни человека. Двоечку за осмысление, кол за проект… Идите работать дальше, мил человек…
ИНТЕРСТЕЛЛАР НЕ СМОТРЕЛИ? Я ПРОСЛЕЗИЛАСЬ. ДАВНО ТАКОЙ БРЕДЯТИНЫ НЕ ВИДЕЛА, СТАРАЛАСЬ ИЗБЕГАТЬ НО ВОТ ВЛЯПАЛАСЬ.
Ой, даже смотреть не собираюсь. Трейлера за глаза хватило.
Ох это был кошмар 2-х часовой для меня, после трейлера еще сомнения закрались, что муть галимая ждет нас, но мои размамкались давай-давай… Хорошо хоть в интернете, а не в кино, я жмотка мне на такое ужасть как денег жалко…