У меня есть подруга, еще со школьных времен. На долгое время мы потеряли друг друга, теперь вот нашлись и с тех пор дня не проходит, чтобы мы не обмолвились словечком. Хотя бы виртуальным. Зовут подругу Лена, она врач по профессии и философ по сути. Однажды она написала мне письмо, которое поразило меня настолько, что я хочу его опубликовать… Потому что в нем содержатся очень интересные мысли.
Вот это письмо…
Один из Отцов Церкви, Августин Блаженный, говорил: “Если бы Бог назначил женщине быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы – рабою, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра”. В Ветхом Завете дословно написано следующее: “И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью”. Поэтому долгое время считалось, что у мужчины должно быть на одно ребро меньше, чем у женщины. Опроверг это мнение родоначальник научной анатомии Андрей Везалий только в XVI веке.
Опустим подробности его изысканий и той цены, что пришлось заплатить за научную истину, подаренную неблагодарному человечеству. Но что же имелось в виду в Ветхом Завете, если не ребро? Вот тут надо вспомнить, чем же отличается женщина от мужчины. Нет, речь пока не о морфологии. Сначала о гормонах… Половые гормоны, как ты знаешь, -это вещества стероидной природы, производные ….фенантрена (полное название не привожу, т.к. может быть воспринято как ругательство или издевательство над над органом слуха). В общем, чтобы не было путаницы, ученые разработали нумерацию атомов углерода в этих веществах. В синтезе половых гормонов есть две особенности, которые, на первый взгляд, кажутся парадоксами. 1-й заключается в том, что и мужчины, и женщины синтезируют и мужские, и женские половые гормоны. А то, какие вторичные половые признаки возобладают, зависит лишь от шаткого количественного соотношения этих веществ. Половые гормоны синтезируются не только в половых железах, но и в коре надпочечников. Причем во всех этих железах образуются и мужские, и женские половые гормоны. Просто в семенниках у мужчин синтезируется больше мужских, а в яичниках у женщин – больше женских. В отношении половых гормонов наша жизнь- это как игра в футбол. Вначале безоговорочно побеждает одна команда, но затем с поля удалили несколько игроков сильной команды – и успех игры начинает смещаться в сторону другой. Когда с возрастом увядает функция половых желез, и они синтезируют всё меньше гормонов, характерных для своего пола, кора надпочечников продолжает синтезировать и андрогены, и эстрогены. При этом удельный вес гормонов противоположного пола начинает возрастать. Поэтому в старости у мужчин могут появиться вторичные женские половые признаки, а у женщин – мужские. (“Посмотри на того мужика. Если бы не усы, вылитая моя теща”. “Но у него же нет усов”. “Так у моей тещи есть!”
2-ой парадокс заключается в пути метаболизма (превращении) половых гормонов.
Мы синтезируем половые гормоны из холестерина, того самого, которого так боятся люди. Атеросклероз атеросклерозом, но без холестерина ни один человек не состоится ни как мужчина, ни как женщина. Короче говоря, из него образуется универсальный предшественник всех стероидных гормонов- прегненолон. Из него могут образовываться или гормоны коры надпочечников (глюкокортикоиды и минералокортикоиды), или половые гормоны. Так вот, и мужчины, и женщины вначале синтезируют мужские половые гормоны с числом атомов 19, а затем, отрывая метильную группу в десятом положении, превращают андрогены в женские половые гормоны, содержащие только 18 атомов углерода. Вот так, любая женщина творит свое женское начало из мужского, “не покладая рук” отрывая метильные группы от андрогенов. Вот оно “ребро Адама”, оторванное в 10-м положении. Если сфокусировать внимание не на химии процесса, а на трактовке мифа о создании Евы из Адама, то речь идет о клонировании, но не простом, а с модификацией клона. У Адама взята всего одна клетка, а не целый орган, в ней модифицирована ДНК, так как это необходимо для синтеза дополнительных ферментов, которые и занимаются отрывом метельной группы в половых гормонах. И когда правильный каскад реакций запущен, эта клетка использована для формирования женского организма. Именно поэтому число ребер у обоих – 12, и ни о каком удаленном ребре речь не идет. Это может показаться богохульством, но в действительности не преследует такую цель. На мой взгляд (и не только мой) Библию нельзя понимать буквально, она полна символов. Это зашифрованная информация, до понимания которой человечество должно дорасти…
Но вернемся к нашим баранам. Пол человека определяется хромосомным набором (ты это без меня знаешь). Но! Для появления признаков, соответствующих своему полу, иметь правильный набор хромосом оказывается мало. Нужно еще, чтобы генетическая программа была верно реализована. Вот для этого и существуют вещества, регулирующие биосинтез белка,- половые гормоны. А что будет, если они не смогут выполнять свою функцию? Ясный ответ можно получить, рассмотрев одну очень интересную болезнь. Она называется “тестикулярная феминизация”, или “синдром Морриса”. Она была описана впервые в 1817 г., но термин ввел Дж.Моррис только в 1953г. Если очень кратко,- это мужчины, у которых нет матки (что неудивительно), но есть влагалище. Это наследственное заболевание вызвано наличием дефектного рецессивногогена в Х хромосоме. Поэтому заболевание сцеплено с полом и передается, как и гемофилия, от матери к сыну.
Причина симптомов – отсутствие в тканях рецепторов, узнающих мужские половые гормоны. Это приводит к нечувствительности периферических тканей организма к действию андрогенов. В результате особь с мужскими половыми железами (яичками, или семенниками) имеет фенотип женщины. Так как в клетках набор хромосом мужской, то синдром Морриса можно охарактеризовать как наследственный вариант мужского псевдогермафродитизма. Люди с этим синдромом – это высокие, стройные, физически сильные, очень красивые женщины с сильной волей и высоким интеллектом. Без преувеличения можно сказать, что это сверхженщины. У них нет матки, но есть укороченное, слепозаканчивающееся влагалище. При полном синдроме Морриса наружные половые органы имеют типично женское строение. Поэтому при рождении ребенок идентифицируется как девочка, так и воспитывается родителями. Семенники могут находиться в брюшной полости, и тогда при осмотре обнаружить их невозможно. Но в некоторых случаях они могут располагаться в больших половых губах или прощупываться как небольшие паховые “грыжи”. При половом созревании формируются хорошо развитые молочные железы. И растет такая девочка родителям на радость: красавица, умница, отличница. Повзрослев, она испытывает нормальное для женщин влечение к противоположному полу, а так как половые органы женские, она способна к полноценному сексу с мужчинами. Настораживает только отсутствие месячных. Девушка выходит замуж, но забеременеть не может, и семейная пара рано или поздно по причине бесплодия попадает на прием в генетическую консультацию. Поскребли за щечкой… Вердикт супругу: “Извините, но детей у вас не будет, так как вы женаты на мужчине…”. А дальше немая сцена.
А теперь о другом. Откуда у больных синдромом Морриса высокий интеллект и сильная воля? На этот вопрос ответил выдающийся генетик В.П.Эфроимсон (наш человек). Он доказал, что мужские половые гормоны оказывают стимулирующее влияние на нервную систему. А уровень андрогенов данных людей выше, чем у обычных мужчин…
Очень интересная информация. Спасибо, что опубликовали ее. Так был первый человек мужчиной или двуполым существом? А если мужчиной, то со всем набором мужских гормонов выглядел ли он так, как современные мужчины? Ведь сказано, что он был сотворен по образу и подобию Божьему. Но у Бога ведь нет полового члена, как у мужчины. Что Ваша подруга может на это сказать?
И в организме мужчины тоже есть женские половые гормоны. Какую роль они там играют? Если женщины была “клонирована” из мужчины, как в нем оказались женские гормоны?
Спасибо.
Ольга, а Вам спасибо за вопросы 🙂
Если позволите я отвечу Вас в специально заведенной теме, потому что вопросы предполагают обширные ответы.