Похоже, у меня появляется замечательный соавтор, доктор И. (если она даст разрешение, я опубликую ее полное имя). Доктор прислала интересный материал о Сикстинской капелле. Как всегда, читая его, удивлялась необычной версии, касаемой одного из величайших творений мирового искусства.
Привожу письмо без купюр, полностью…
Для начала немного истории… В 1475 году недалеко от Флоренции, в маленьком городке Капрезе, в семье Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони родился 2ой сын, получивший имя Микеланджело. В этом же году во время понтификата папы Сикста IV было начато строительство Сикстинской капеллы в Риме. Теперь имяя Микеланджело известно всем и неразрывно связано с Сикстинской капеллой. Зная детали жизненного пути гениального скульптора, художника, архитектора и поэта, нельзя не поразиться тому, какая титаническая сила была заключена в этом невысоком, худощавом человеке. Именно она позволила ему выстоять перед неудачами, непреодолимыми, казалось бы, преградами, а порой и просто издевательствами судьбы, которыми изобиловал жизненный путь мастера.
Великий Микеланджело Буонарроти расписывал Сикстинскую капеллу в 2 этапа. Вначале он, выполняя заказ папы Юлия II (который был племянником Сикста IV), с 1508 по 1512 год покрыл фресками плафон капеллы. Через 20 лет папа КлиментVII приказал мастеру расписать алтарную стену. Но работа началась только при следующем понтифике – Павле III. Художник в 1536-1541 годах создаёт здесь огромную фреску “Страшный суд”. Микеланджело прославил Сикстинскую капеллу, а капелла сделала бессмертным имя художника.
Однако, многие обстоятельства, связанные с созданием этого шедевра эпохи Возрождения, до сих пор окутаны тайной. На некоторые вопросы профессор Ефетов попытался найти ответы.
Вопрос первый. Почему шедевр создавался без свидетелей?
В 1505 году папа Римский Юлий II задумал воздвигнуть себе грандиозную гробницу в Риме. Он вызвал Микеланджело и поручил ему осуществить этот проект. Идея захватила скульптора, за плечами которого были уже такие шедевры, как “Пьета”(1498-1499) и “Давид”(1501-1504). Более 8-ми месяцев Микеланджело провёл а Карраре, заготавливая необходимые для гробницы мраморные блоки. Однако, когда мрамор был уже доставлен в Рим, враг Микеланджело, архитектор Донато Браманте (1444-1514), уговорил папу прекратить работу над гробницей. Юлий II был суеверен, и Браманте ловко воспользовался этим, напомнив понтифику, что гото
вить себе могилу при жизни – очень дурная примета. Почему архитектор так ненавидел Микеланджело? На это были объективные причины. Скульптор обвинил Браманте в воровстве при строительных работах в Риме. Скорее всего, это было правдой, а правду, как известно, не прощают.
Приказ прекратить работы над гробницей унизил Микеланджело. Но когда он, проявив чрезмерную настойчивость, попросился на приём к папе, чтобы объясниться, тот просто отказался принять его и приказал конюшему выгнать скульптора. Второго унижения Микеланджело не снёс. Он собрал вещи и, не спросив высочайшего дозволения, уехал во Флоренцию. На это была ещё одна важная причина: Микеланджело боялся, что Браманте задумал его убить.
Теперь был взбешён папа, он послал вдогонку Микеланджело приказ вернуться в Рим, но скульптор не повиновался. А в это время,по наущению Браманте, мрамор, заготовленный для гробницы Юлия II, был украден.
Примирение папы и Микеланджело состоялось в 1506 году, во время их встречи в Болонье.
А в 1508 году папа вновь вызывает прославленного ваятеля в Рим. Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Но нет. По наущению всё того же Браманте, который покровительствовал своему земляку, молодому Рафаэлю Санти(1483-1520), и хотел убрать с его пути конкурента, папа предлагает Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Замысел врагов был прост. Во-первых, отвлечь мастера от его главного дела – скульптуры. Во-вторых, навлечь на него – в случае отказа – гнев папы Римского. Ну, а если Микеланджело всё-таки согласится, то, скорее всего, скульптор не сможет создать ничего путного, и преимущество Рафаэля станет неоспоримым. Если учесть, что Буонаротти до этого момента почти не занимался фресковой живописью (за исключением ученичества в мастерской флорентийского живописца Доменико Гирландайо в 1488-1489 годах), то легко понять, почему скульптор вначале сам просил папу перепоручить этот заказ Рафаэлю. Но, встретив жёсткую настойчивость Юлия II, Микеланджело вынужден был согласиться.
А ведь задание папы было не таким уж невыполнимым. Он просил Микеланджело изобразить 12 апостолов, а оставшуюся площадь потолка украсить орнаментом. При этом, помимо хорошего вознаграждения самому художнику, папа соглашался оплатить труд еще 5-ти помощников, которых на своё усмотрение выберет сам мастер. И Микеланджело взялся за эту работу, подготовил со своими друзьями картоны и даже успел расписать часть потолка. Но тут происходит непонятное. Неожиданно он отказывается от помощи, отпускает художников и решает делать всю работу сам. Более того, он уничтожает то, что уже было написано! Микеланджело невероятно усложняет себе задачу. Теперь он совсем один, а вместо орнамента собирается покрыть весь плафон (а это почти 600кв.м) картинами, иллюстрирующими Ветхий Завет.
О том, что произошло дальше, пожалуй, лучше Стендаля не скажешь:
“Случай единственный в истории человеческого духа: заставляют художника в расцвете его сил оставить тот род искусства, которому он всегда отдавал свои силы, принуждают его работатьв другой области, требуют от него в качестве первого опыта труднейшей и обширнейшей по размерам работы, какую только можно себе представить в этом роде искусства, и он разрешает свою задачу в столь краткий срок, никому не подражая, создав сам нечто навеки неподражаемое и заняв первое место в той области искусства, которую он отнюдь не выбирал!
Не было с тех пор начего, что хотя бы отдалённо напоминало этот подвиг Микеланджело. Стоит только представить себе, что должно было происходить в душе человека, столь бережно относившегося к своей славе и столь строгого к самому себе, когда он взялся, не зная даже технических приёмов фресковой живописи, за огромное это произведение, чтобы признать в нем силу характера, равную,если это возможно, грандиозности его гения”.
Свой подвиг художник совершил всего за 26 месяцев (работая с перерывами с 10 мая 1508года по 31 октября 1512 года). Он расписывал потолок, лёжа на спине или сидя, запрокидывая голову назад. При этом глаза ему заливала краска, капающая с кисти, тело от неудобного положения разрывала нестерпимая боль. Кондиви свидетельствует: так как во время работы Микеланджело всё время смотрел вверх, он перестал что-либо видеть, когда держал голову прямо. Если ему нужно было читать письма или разглядывать предметы, он должен былподнимать их высоко над головой. О своём состоянии в то время художник сочинил такие строки:
Живот подполз вплотную к подбородку,
Задралась к небу борода. Затылок
Прилип к спине, а на лицо от кисти
За каплей капля краски сверху льются
И в пёструю его палитру превращают.
В живот воткнулись бёдра, зад свисает
Между ногами, глаз шагов не видит.
Натянута вся спереди, а сзади
Собралась в складки кожа. От сгибанья
Я в лук кривой сирийский обратился.
Мутится, судит криво
Рассудок мой. Ещё бы! Можно ль верно
Попасть по цели из ружья кривого?
Но не смотря на все трудности, Микеланджело создал творение, по грандиозности, содержательности и совершенству занявшее центральное место в искусстве Высокого Возрождения. Гёте писал:” Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек”.
Но почему художнику понадобилось рисовать в одиночку? Видимо, у него был какой-то секрет, который он не мог раскрыть даже самым близким друзьям. Этому есть еще одно подтверждение. Когда Микеланджело узнал, что ночью в капеллу прокрались Браманте и Рафаэль посмотреть на его работу, он пришёл в ярость и попросил папу отнять у них ключи. Что и было сделано.
Даже от самого папы Микеланджело скрывал (на сколько ему удавалось) предварительные этапы своей работы. Когда папа приходил в капеллу, мастер, трудившийся на лесах, начинал, как бы по неосторожности, скидывать сверху доски, что заставляло престарелого понтифика поскорей убираться восвояси. Чтобы не допустить присутствия посторонних, Микеланджело почти не покидал капеллу: он приходил работать рано утром и уходил поздно ночью.
(продолжение следует)