Талантливых людей, гениев тем паче,всегда окружают заклятые друзья и тянется шлейф доброжелателей.
У Микеланджело их хватало с лихвой. Один из них, Пьетро Аретино, составил донос, в котором обвинил мастера в ереси, “ибо меньшее преступление самому не верить, нежели столь дерзко посягать на веру других” (Речь о фреске “Страшный суд”). Это письмо Микеланджело оставил без ответа. “Стоит ли с ними бороться, не велика честь от такой победы!”, – говорил он о некоторых своих врагах. Что мог Микеланджело? Только ответить своим искусством. Он зашифровал в”Страшном суде” в образе святого Варфоломея еще один символ. Об этом искусствовед А.А.Грубер рассказывает следующее: “…На коже, которую держит в левой руке Варфоломей, нашли автопортрет самого Микеланджело, а в Варфоломее – сходство с Пьетро Аретино. Если это так, то можно только подивиться смелости Микеланджело: на одном из самых видных мест алтарной стены он изобразил под видом святого мученика своего главного врага с ножом в руке, содравшего кожу с него самого”.
Великий мастер постоянно балансировал на лезвии бритвы. Но его всё-таки не тронули. От костра, яда, петли и ножа Микеланджело спасла только гениальность. Ведь папам нужно было возводить соборы и собственные гробницы, украшать великими фресками стены и потолки дворцов и капелл. Но если бы они узнали смысл главного зашифрованного послания, то Микеланджело ничего бы не помогло. Поэтому он вынужден был унести тайну с собой, надеясь только на потомков.
Таким образом, в творчестве великого мастера мы обнаружили 2 приема, которые в настоящее время хорошо известны и часто используются художниками-сюрреалистами. Первый получил название “двойное изображение” (по-английски известен как “double vision”), или “двусмысленное изображение”, – когда всмотревшись в картину, наблюдатель вдруг различает второй, часто скрытый смысл. У Микеланджело это скрытое изображение человеческого мозга. Другой прием более сложный: чтобы увидеть второй план, картину нужно повернуть на 180*, реже на 90* или другой угол. Эти картины получили название “изображения – перевёртыши”. По всей видимости, Микеланджело является создателем этого нового метода в мировом искусстве, поскольку более раннего использования перевернутых двойных изображений не известно (как уже было сказано, фреска “Сотворение светил и растений” датируется 1511 годом).
А можно ли найти закодированную информацию в других произведениях Микеланджело? Трудно предположить, что только в Сикстинской капелле мастер поместил тайные символы. Анализируя творчество гениального флорентийца, понимаешь, что почти в каждом его произведении есть свой секрет. Причем многое уже хорошо известно искусствоведам. Рассмотрим скульптуру “Пьета”. Богоматерь держит на коленях тело 33-летнего Иисуса. Но если взглянуть на лицо Мадонны, нельзя не заметить, что Микеланджело изобразил мать, которая моложе своего сына! Когда скульптора спросили: “Как это может быть?”, – он ответил: “Девственность дарует свежесть и вечную молодость”. Молодость Богоматери – это символ победы над временем и смертью.
В идеально пропорциональном Давиде взгляд наблюдателя приковывает кисть правой руки, сжимающая камень, который через мгновение сразит Голиафа. Дело в том, что Микеланджело специально изобразил правую кисть в большем масштабе по сравнению с другими частями тела. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена! Кроме того, имеется еще одна манипуляция с возрастом. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Он настолько мал, что ему приходится сражаться с врагом без одежды, так как для него оказались велики доспехи царя Саула. Именно таким изображют Давида предшественники Микеланджело. Достаточно взглянуть хотя бы на скульптуру Донателло, герой которого – юнец с довольно слабым телосложением, причем своей шляпой, длинными волосами и детской фигуркой он больше напоминает девочку. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Он больше похож на Геракла или Аполлона. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4,54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики.
Еще один секрет есть в скульптуре, изображающей герцога Джулиано Медичи, установленой в капелле Медичи во Флоренции. Правил он совсем недолго, а “прославился” участием в кровавой реставрации власти Медичи. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Мастер данным приемом продемонстрировал своё полное безразличие к реальному облику изображаемого человека, выразив таким образом равнодушие к нему как к персонажу истории. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: “Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять”.
И, наконец, возьмём первую скульптурную работу Микеланджело – рельеф “Мадонна у лестницы”. На переднем плане сидит Богоматерь с младенцем Иисусом. Позади неё видна лестница, на которой стоит, опершись о перила мальчик Иоанн (которому в будущем предстоит стать Иоанном Крестителем). Композиция построена так, что брус перил, напоминающий основание креста, на котором будет распят Иисус, упирается в ладонь Марии. Правая рука Иоанна, расположенная перпендикулярно перилам, усиливает сходство всей конструкции с крестом. Идея символа такова: Мария приняла на себя всю тяжесть креста, который будет (и она это знает) орудием убийства её единственного Сына. Эта работа была создана в 1490 году. Начинающему скульптору было всего 15 лет!
А последними словами 89-летнего Микеланджело на смертном одре были: “Как жаль, что я должен умереть, когда только начал читать по слогам в своей профессии”.
Можно только с грустью добавить: “Как жаль, что только через 500 лет мы учимся читать по слогам то, что подарил нам великий Мастер”.
(Взято из книги К.А.Ефетова “Шокирующая тайна Сикстинской капеллы”)