Я ж-таки не угомонилась, я ж-таки задалась целью узнать, откуда у рогулей, живущих в реалиях “Пивблялука”, идеал европеизированности и самоимиджа западных интеллектуалов. Процесс занял несколько месяцев и ответ был найден совершенно случайно.
Испытывающая дикий голод по хорошей беллетристике, разгружающей мозги, ваша покорная слуга уже который год подряд шерстит электронные библиотеки в поисках качественного легкого чтива. Попавшая на глаза книга “Бедный маленький мир” Марины Козловой – дал ответ, откуда же рогули черпают свои образы эуропэйськойи культурнойи нацийи. Марина Козлова родилась во Львове, росла в Чернигове, образование получила в Московском Литинституте. Неплохо разбирается в философии и лингвистике (для меня вообще люди, которые испытывают к языку мистические чувства – уже продвинутые пользователи :)). Неплохо плетет словесные кружева…
Сама книга о бедном маленьком мире – это качественная беллетристика, где лихо закрученное действие сдобрено хорошим русским языком и не самыми погаными рассуждениями о мире и человеке. Концовочка такая у книжки… неожиданная. В общем, я на несколько дней погрузилась в удовольствие следить за сюжетом, в которым ты никогда не знаешь, что будет на следующей странице.
Параллельно я все время ловила себя на мысли, что читаю книгу представительницы той самой львовской интеллигенции, о которой мне рассказывал мой кореш, с кем мы так любим трепаться о литературе. Пока я обливала помоями свидомых рогулей, кореш мой не уставал говорить, что не все так запущено, есть другой Запад Украины, другие люди, другая интеллигенция, которая действительно может быть сравнена, наверное, только с питерцами. Я, если честно, не верила, пока сама не увидела, вернее, не прочитала, что это такое. Это действительно книга женщины, родившейся в советском Львове, том самом, наводненном спецами с высокотехнологичных предприятий, выстроенных советской властью, в городе, сохранившем интеллигенцию с европейским мышлением, но крестьянской любовью к природе, образованную, культурную прослойку, мультилингвистическую, разносторонне развитую, выросшую среди барокко и невероятной красоты пейзажей, среди красоты природной и рукотворной. Эта интеллигенция, оказывается, действительно похожа на питерскую по мироощущению и мироотношению и она – исчезающее явление в нынешней Украине. Кореш мой, встречавший этот вымирающий вид по работе, говорил, что еще в 90-х годах эти люди стали уезжать из страны, а уж сейчас, во времена рогулизации всей страны – осталось их, как амурских тигров… мягко говоря, мало.
Отрицательная селекция, друзья моя, отрицательная селекция… “Эуропэйськи нтылыгэнты”, пишущие книжки про Пивблялука, – не просто так онанируют на собственный самоимидж интеллектуальных европейских культуртрегеров – они просто видели со своих рогульских помоек этих самых людей, может быть, где-то там ошивались в коридорах, по которым ходили настоящие львовские интеллигенты, служили у них секретарями или младшими подавальщиками стаканчиков с водой… Эти люди не могли не вызывать у них дикой зависти и самой черной злобы, основанной на подсознательном понимании, что до этого Эвереста не дотянуться в самых приятных снах… И когда рогульство стало продвигаться как главная и настоящая культура страны, понимая, что происходит и к чему это ведет, эти настоящие интеллигенты постарались максимально от всего этого дела дистанцироваться. Но свято место пусто не бывает – и воинствующая серость решила примерить на себя эту маску… Как прыщавая толстуха, закидывающаяся на ночь пончиками, примеряет на себя образ блистательной фитнес-няшки. Как бездарный графоман прикидывает на себя образ нобелианта по литературе. Как затюканный кифозный импотент в мечтах стяжает лавры Казановы… А фитнес-няшка, нобелиант и Казанова при этом – просто исчезли из поля зрения… и тогда примеряющие маску решают, что за неимением тех, с кем сравнивать, они в этой маске и сойдут и за няшку, и за нобелианта, и за казанову. Типа все остальные не догадаются… А ведь ни сто кило с прыщами, ни унылые тексты, ни вялый микропенис – никуда не деваются, они туточки, отсвечивают своей неприкрытой правдой… И вопрос лишь в том, кто вокруг этих сирых и убогих – такие же сирые и убогие, которые сами в масках, или люди со стопроцентным зрением, безжалостно понимающие, что маски из папье-маше, нацепленные на уродство, никогда не станут ничем иным, кроме масок из папье-маше.
Впрочем, оставим этот балаган уродов в покое.
О самой книге я писать не буду, ее нужно читать, причем приготовьтесь к тому, что сначала рваное действие заставит мозг напрягаться, чтобы удерживать бесконечные сюжетные линии, прерывающие друг друга, вместе. Потом все встанет на свои места и вы поймете, что там к чему. Не могу сказать, что это стопроцентно моя книжка, что я в свинском восторге, но это хорошая беллетристика, которая разгружает мозг и не раздражает провисающими действиями и корявым языком. Думаю, вы явно не потеряете время, если решитесь прочитать эту книгу только ради того, чтобы понять, что такое настоящая львовская интеллигенция…