С тех пор, как я посмотрела “Аватар” мне не дает покоя одна мысль: предала бы я человечество вслед за главным героем фильма или нет…
Фильмы Кэмерона лишь на первый взгляд кажутся лишенными идеи и напичканными спецэффектами, все совсем не так. Кэмерон может раздать всем сестрам по серьгам: тем, кому нужны спецэффекты и зрелищность, он подарит этого дела в избытке, кто заинтересован поразмять мозги – тоже не останется без дела. Даже “Терминаторы” несут в себе заряд идей. Просто нужно достать их из-под спецэффектовой оболочки. И вот тут уже найдется над чем подумать любителю погонять идеи в голове. Поскольку я отношусь к классу любителей рыбок с лошадками – чтобы и спецэффекты, и идеи – то Кэмерон является одним из моих любимых режиссеров. Поэтому его нового фильма я ждала с особенным нетерпением.
И снова не осталась разочарованной. Кроме иного мира, представшего перед глазами с неповторимой реалистичностью, в фильме нашлись и идеи, которые затаились к голове, и пока каждый день эта голова решала всяческие насущные проблемы, идеи тихо зрели, чтобы под конец заявить голове, что если она их срочно не выпустит наружу, они эту голову могут и взорвать изнутри 🙂
И поскольку за известного типа головой пальцам покоя нет, то я решила сесть и идеи от греха подальше выпустить. Пусть гуляют…
Так вот, собственно, главная идея, которая долго крутилась в голове, заключалась в том, готова ли была я предать человечество на месте главного героя фильма.
В начале и в конце фильма говорилось, что человечество убило свою мать-землю и готово заняться тем же на родной планете Нави Пандоре. Кстати, странное такое название у планеты. Почему именно Пандора? Как известно, Пандора – героиня греческого мифа, которая преподнесла страшноватый подарок человечеству: открыв ящик, подаренный богами, она выпустила в мир болезни и саму смерть. Почему же планету нави назвали ее именем?
Какой такой страшный подарок уготовила она людям? Мне кажется, подарок этот будет пострашнее, чем подарок мифической Пандоры. Пандора нави преподнесла людям повод для зависти.
Дело в том, что Пандора и нави имеют связь бОльшую, чем люди с родной Землей. Нави просто не могут убить свою планету, потому что они связаны с ней как клетки связаны с организмом. Нави – часть планеты, причем часть органичная, неотделимая. Нави словно здоровые клетки сложного планетарного организма. Они будут живы и здоровы только тогда, когда будут жить в дружбе и согласии с организмом-носителем, то бишь с их родной планетой. Если они будут уподобляться людям, они станут раковыми клетками, то есть клетками организма, которые словно бы сошли с ума и начали жить своей собственной, несогласованной, оторванной от целостности жизнью. Нави стали бы подобными людям, которые во многом похожи на рак, поразивший планету, их дом, данный им свыше.
Думаю, открытие планеты Пандоры стало страшным подарком людям, которые, смотря на нави, являющихся частью жизни планеты, могли еще глубже постичь свою гадкую суть. Суть убийц своей матери-земли, суть тех, кто отквернил и растоптал свою родину.
И как преступник смотрит на чистых и невинных людей, которые вызывают у него злобу именно своей невинностью и безгрешностью, так и люди, глядя на нави, которые просто НЕ МОГУТ стать тем, кем стали люди для своей планеты, могли только исходить злобой и искать повода уничтожить то, чем не могли стать.
Люди не все таковы, есть в фильме и герои, которые – как ученые – пытались защитить планету от дельцов и военных, готовых растерзать то, что не могли поработить. Но ПОЛЮБИЛ этот мир только один человек: главный герой фильма, простой солдат-десантник. Как выразилась шаманша племени: “Нельзя наполнить полный сосуд”, то есть ученые оказались неспособными воспринять смысл и суть жизни нави. Слишком чуждым стал их разум за годы занятий наукой. И лишь неразбуженный разум солдата, того, кто прошел страдания, боль и смерть, смог принять нечто совершенно новое и неизведанное – стать нави по сути своей. Посмотреть на мир глазами другого существа, понять суть теснейших уз, связывающих всех жителей этой планеты, живых и уже умерших с друг другом. Не измерить, как это делали ученые, а прочувствовать сердцем и душой.
Ведь что удивительно: в лагере было много аватаров нави, героиня Сигурни Уивер была любима и уважаема племенем нави, но она не стала там своей, она не смогла соединить себя с животными или священным деревом. Этот вопрос: почему, не давал мне покоя несколько дней, пока я не вспомнила момент, когда шаманка говорила, что человеческий разум похож за безумие. От него необходимо исцеление. Наверное, ученые – это те, кто наизлечим, с точки зрения нави, они полный сосуд, который нельзя наполнить ничем.
Знания оказались по плечу “нищему разумом” солдату, который оказался способным не только убивать на войне, но и защищать от себе подобных. “Положить душу за други своя”, хотя эти друзья на самом деле не были “ближним” в полном понимании этого слова. Эти были “дальние”, которые стали ближними, более того, по-настоящему ближними они стали позже, когда солдат еще не стал настоящим нави. Когда он шел в бой, зная, что его могут по-настоящему убить свои же собратья, люди.
Кстати, еще один вопрос занимает меня: почему у Кэмерона люди разделены на два лагеря: хорошие и плохие, а вот нави “вылеплены” более многогранно. Скажем, ни один человек не изменился: даже главный герой был человечным и добрым – пока он был в забуждении, он был готов на все ради людей, когда он понял, что происходит на планете, он перешел на сторону нави и стал защищать их мир. Остальные люди – ученые или солдаты – тоже разделены по “цветам”, черные были и остались черными, белые – белыми. А вот нави очень разные: ведь даже главная героиня была сначала готова убить незнакомца. Убить не попытавшись узнать, что это за пришелец, почему он попал в лес, ее остановило только то, что ей на стрелу село семя священного дерева. Молодые нави были довольно жестоки с новичком, а жених героини набросился на соперника, когда узнал, что они полюбили друг друга. У нави есть и ревность, и злость, и жестокость – но они не доходят до безумной, крайней жестокости людей. В природе нави есть все негативные качества, присущие и людям, но все эти черты могут развиваться только до определенной степени. До той невидимой черты, за которой следует разрушение собственной жизни, и, следовательно, жизни планеты. Клетка может действовать самостоятельно только до тех пор, пока она не угрожает самой жизни. Дойдя до предельной черты, нави должен остановиться – потому что иначе он нарушит принцип жизни, станет той самой раковой клеткой, угрожающей всему организму. В этом коренное отличие нави от людей. Человек в своем зле остановится не может, пока не дойдет до крайней черты, нави же не могут творить зло беспредельно и бесконечно. Нави выше и совершеннее людей, потому что они дошли в своей жизни до принципа, который называется в христианстве “совпадением свободы воли человека с желанием Бога”, когда человек не грешит потому, что такова его свободная воля, когда он не грешит и эта безгрешность совпадает с тем, чего хочет от человека Бог.
Люди же, погрязшие во зле, считают нави дикими и неразвитыми только на том основании, что у них нет чипсов, автодорог и общеобразовательных школ. Люди готовы дать нави этот хлам, заразить их своим безумием забывая, что принцип “незаполнения полного сосуда” работает и в обратную сторону. Нави тоже полный сосуд – и заполнить его человеческим мусором людям не под силу.
Те, кто понимают – хотя бы интуитивно – сколь наполненна и органична жизнь нави, не могут избавиться от зависти или (если человек не зол) от трепетной грусти от того, что перед ним находится нечто гораздо более совершенное и прекрасное, чем он знает.
Те, кто хотят это разрушить, вызывают у него справедливый гнев и желание защитить разрушаемую гармонию, пусть даже от своих собратьев.
И вот тут я и прихожу к мысли, готова бы я была предать людей или нет… Готова была бы я стать нави, подобно главному герою.
В своей кинорецензии я написала, что была бы готова… Сейчас мне очень трудно сказать нечто определенное. Совершенно точно – я бы защищала нави от людей. Обязательно бы защищала – но я не знаю, готова ли я была бы стать нави… Ведь мой сосуд тоже полон… И заполнить меня невозможно.
Может, так бы и осталась – не нужной соотечественникам и не способной стать чужаком… Вот уж и правда, страшный дар Пандоры 🙂
“человеческий разум похож за безумие. От него необходимо исцеление” – хорошо сказано! Дзен чистой воды…
как улучшить нынешний мир, в том мире всё прекрасно – климат, растения, существует связь со всем этим, этот фильм зделает людей пессимистами которые не захотят просыпаться в этом мире или появятся предложения по изменению …, может в небольших сообществах начать жить по другому
На сегодня у меня был запланирован званый вечер по поводу “обмытия” новоприобретённого автомобиля. Авто хоть и б/у, но не менее долгожданный. И вот, когда до момента X оставалось совсем немного, а именно регистрация оного в ГАИ, всё дело и затормозилось. В нашем ГАИ (центральном, областном ГАИ!!!) просто-напросто взяли и закончились бланки ПТС!!! А новых нет как нет!!! Вот взяли и исчезли, как блин, инопланетяне их украли. На все мои вопросы, когда же они появятся, меня вежливо послали – бланков НЕТ, знать ничего не знаем, когда появятся, тогда и появятся. Я в дипрессии – казалось бы такая мелочь, а теперь из-за этой мелочи неизвестно когда я теперь сяду за руль моего нового автомобиля!
Я вообще не понимаю, какого фига мы должны страдать из-за того, что у них там нет какой-то бумажки. Заменитель бы давали временный в конце концов! Вся наша бюрократическая система во всей красе…
Мне тут пришла в голову мысль, что нави похожи на людей до грехопадения. Ведь написано же, что Адам и Ева жили в гармонии с природой, а после люди изменились и мир изменился тоже. Поэтому сейчас люди не смогут стать такими, как нави. Даже если очень бы хотели. А вот у святых получалось. Пророк Даниил приручил львов. К о. Сергию и о. Серафиму приходили медведи. Человек преображается в святости и природа становится к нему благосклонной.
Я читала, что животные узнают в человеке образ Божий, как в Адаме до грехопадения, и не атакуют его. Именно поэтому некоторых святых не убивали львы и другие хищники, когда их пытались казнить на потеху публики во времена гонений.