Из любимой Книги… Рецепт счастья.

Если не говорить о Новом Завете – то моя любимая книга Ветхого Завета – Екклесиаст. Перечитываю ее часто, потому что в ней собрана квинтэссенция человеческой мудрости, хоть и называют ее пессимистичной. Никакого особенного пессимизма я там не увидела – писавший ее (а авторство приписывают то царю Соломону, то человеку, правившему Иерусалимом много позже) – кажется мне очень трезвым реалистом. Кроме того, книга кажется мне образчиком высочайшей поэзии, едва ли не самым красивым тектом Библии.

И вот взявшись в очередной раз перечитывать эту книгу – вдруг обращаю внимание на слова, которые ни разу не останавливали взгляда (а регулярно читающие священные тексты знают, что всякий раз Книга открывается с совершенно новой стороны и складывается впечатление, что ты ее читаешь впервые).

Так вот, цитата:

Еккл 2, 24 Еккл 8, 15 12 Познал я, что нет для них (имеется в виду – людей. И.А.) ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.

Еккл 3, 12 Еккл 5, 18 22 Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?

Цитаты из Екклесиаста вообще активно употребляются в повседневной речи: о времени разбрасывать и собирать камни, о том, что все на свете есть суета сует и всяческая суета; что все есть только томление духа…

Но сколько бы я ни перечитывала, казалось бы, знакомый текст, я никогда не обращала внимания на этот по сути простейший рецепт счастья. Веселись, делай добро и наслаждайся своими делами. Как это по сути просто – и как глубокомысленно… и как труднодостижимо.

Веселиться… Вы никогда не задумывались, что с возрастом мы теряем способность к настоящему веселью? Такому светлому, беззаботному, беспримесному – как в детстве. Вспомните, когда вы по-настоящему смеялись? Не улыбались, не коротко посмеивались, не хохотали, может быть, чуток приняв на грудь, а именно смеялись так, как в детстве? Если вы вспомнили – и это было недавно, вы счастливый человек. Способность радоваться – это действительно одна из составляющих счастья. Я знаю огромное количество людей, разучившихся веселиться. Это умение не зависит от наличия денег, здоровья, семейного счастья, оно – исходит от самого человека, либо способного находить в жизни повод для радости, либо утрачивающего эту возможность чаще всего безвозвратно. Помните, что такое принцип Поллианны? Вот то-то же… Находить радость там, где ее трудно найти, – это настоящий подвиг – или дар Небес. Мы все умеем делать это в детстве, даже самом трудном и несчастном. Ребенок радуется, потому что он просто не может иначе. Но затем эта способность куда-то уходит – и сохранивший ее может называть себя счастливчиком.

Когда христиан называют вечными нытиками, посыпающими голову пеплом над своими грехами, неплохо было бы вспомнить, что Библия – радостная книга. Она призывает радоваться чаще, чем оплакивать грехи. Наша вера – вера радости. Однако, чего греха таить: в современном христианстве есть и другая позиция. Надеть платок в нахмурку, сурово сдвинуть брови, выбросить все яркие платья и платки, отрастить бороду до пупа – и напоминать всем о том, что все грешные, скоро придет Антихрист и мы все умрем. Однако, чтобы понять, насколько эта позиция близка к Христу, просто вспомните глаза Иоанна Кронштадтского, Оптинских старцев, афонских монахов… Есть ли в их глазах та самая “духовитость”, выраженная в полной невозможности улыбнуться, а то и – ишь, чего захотели – засмеяться… Есть ли в них способность найти в жизни повод порадоваться – и та самая радость…

Способность радоваться – действительно делает человека счастливым. Сколько мы знаем тех, кто утрачивают эту прекрасную возможность и ищут ее суррогатов: в алкоголе, наркотиках, беспорядочных половых связях, бессмысленном риске. Для обозначения этого суррогата есть арабское искаженное “кейф” – однако, если положить руку на сердце, то кайф не идет ни в какое сравнение с настоящей радостью. Никакие прыжки с парашютом и граммы героина, никакие умелые любовники или спирты высокой очистки не способны на самом деле подарить человеку возможность сердечного и радостного смеха, способности смотреть на звездное небо или закат, на горы или луга – и испытывать детскую радость просто потому, что иначе никак нельзя. Ну скажите мне, какие вещества подарят нам счастье бегать в новых теннисных туфлях, как у Рэя Бредбери в “Вине из одуванчиков”? Какие новые любовники дадут нам способность суметь порадоваться костылям вместо куклы просто потому, что костыли-то тебе и не нужны. Какие восхождения и прыжки заставят нас улыбнуться солнечному зайчику, прыгающему по нашему носу?

Мы стремимся к радости и настоящему веселью, мы помним их, как помним мамину ласку – потому что это было с нами, с каждым из нас. И утратившие эту способность стремятся всеми силами вернуть ее, не понимая, что обращаясь “не к той инстанции” за суррогатом, ты теряешь все, и самую жизнь в том числе.

Второй ингредиент счастья – это делание добра. Бог мой, сколько же людей забыло, что в этом и есть счастье! Сколько их, сидящих на рублях, долларах, гривнах, песо, лирах, юанях – не понимающих, что счастье не в том, сколько у тебя денег в банке, а скольким людям ты помог. Об этом отнюдь не секретном ингредиенте знают все мировые религии: даже самые кровавые. “Помоги нуждающемуся” – так или иначе говорится в каждой. Я склонна доверять тем ученым-богословам, которые считают, что человечество не развилось до единобожия, а сначала утратило единобожие, а потом, путем блужданий среди языческих культов, снова возвратилось к нему. И вот та память о религии единого Бога и Его заповедях – сохранилась в течение тысячелетий. Люди могли блуждать сколь угодно долго в лабиринтах богов, героев и чудовищ, но они помнили, что если ты хочешь быть счастлив, делись и помогай тому, кто нуждается в твоей помощи.

Именно помощь ближнему является работающим рецептом выхода из любых депрессий и попыток самоубийства. Сколько самоубийц было остановлено обычным: “Погодите, не прыгайте, вам ведь уже не нужны деньги? Ну тогда пойдите в бедный квартал, отдайте их – и приходите уж прыгать в свое удовольствие”. Сколько самоубийц не вернулось – потому что поняли, что радость отдавать – это высшая радость, несравнимая с радостью принимать. Сколько тех, кто собирались покончить с собой, передумали после посещения хосписов, домов престарелых, больниц? Много, очень много.

Именно счастье отдавания – способно доставить нам ту самую радость и веселье, о которой говорится в Екклесиасте. Жаль только, что многие люди забыли этот рецепт и, маясь от того, что “жизнь – дерьмо, люди – скоты”, они забывают о том, что каждый в жизни находит то, что на самом деле ищет.

Ну и наслаждение своими делами, то есть своим трудом. Как раз эта составляющая рецепта счастья – знакома всем. Сколько людей страдают в жизни просто от того, что не нашли себя, не нашли любимого дела. Сколько ходят на работу как на каторгу – отбирая у себя годы жизни. И сколько счастливы тем, что делают любимое дело. Я знаю парня, который кайфует от кодов и программирования, он работает – и программирует, и приходит домой – и тоже программирует, потому что видит в этом занятии источник удовольствия. Я помню, как нравилось мне учить студентов: в монотонном повторении стопятисотый раз правил, исправлении тысячной одинаковой ошибки произношения – я находила свою прелесть. Ведь по сути к тебе приходил человек, не умеющий даже читать, а уходил – сносно изъясняющийся и понимающий чужой язык. В этом была радость творчества. Я даже знаю барышню, которая трудится в морге и любит свою работу, любит делать так, чтобы даже самый разложившийся покойник выглядел хорошо и позволил родным запомнить себя и попрощаться с ним в открытом гробу. Люди, нашедшие радость в своем труде – счастливчики, за свой труд они еще и получают деньги 🙂 Это, правда, больше относится к Западному обществу, но знаете что? Даже на Украине, получая за свой труд позорнейшие сто долларов в месяц, я радовалась труду и его результатам. Потому что это было любимым делом.

Как видите, рецепт счастья – довольно прост, в нем по сути всего три ингредиента. Но на самом деле, как сложно их сочетать и как мало на свете людей, способных стать просто и обыденно счастливыми. Ведь нам надо все больше и больше, а потом еще чуток – и снова побольше. Извечная тысячелетняя мудрость того, кто познал, что жизнь – это суета сует и вывел рецепт, как эту суету презреть и стать назло ей счастливым, – как-то мало востребована современным человеком. Нам бы все сложные радости и сложные гадости… Мы ведь называем себя “сложными натурами”, чеуш…

2 thoughts on “Из любимой Книги… Рецепт счастья.”

  1. Спасибо! Вы, наверное, вообще лёгкий и радостный человек… Я вот про себя знаю, что уже много лет “свечу отражённым светом”, а непосредственную радость бытия получаю только через кого-то из близких, большей частью через дочь (через учеников), т.е. всё равно опосредованно. Ветхий завет всегда считала и считаю обычной историей обычной жизни обычных людей. Всё правдиво. Новый завет – другое… Мощнейшая и жизнелюбивая личность в центре – это необычно… и тоже правда.

    Reply
    • Нет, Далила, легкой и радостной я была лет в 20, очень скучаю по той невыразимой легкости бытия. Сейчас – я бы охарактеризовала себя как интроверта, которому приходится работать экстравертом 🙂 Со всеми вытекающими последствиями. Вы заставили меня задуматься, откуда я черпаю радость бытия… надо бы обмозговать… Спасибо за пинок к размышлениям 🙂

      Reply

Leave a Comment