Вернулась в соцсети после недельного отсутствия. Сижу слегка подафигевшая – и это мало сказать.
Лента приносит два вида сообщений – поздравления, добрые пожелания друг другу от верующих. И совершенно дикое глумление со стороны “атеистов и прочих свободомыслящих”. В прошлом году я такого не припомню. Хотела запринтскринить пару особенно выдающихся воплей и стонов души, но стало настолько противно, что решила не марать страницы блога. Скажу только, что помимо всего прочего пишущие о “задрали своими поздравлениями, стадо уродов” – искреннейшим образом относят себя к интеллигенции. Все! Без исключения!
Картинки – отдельная история, там все еще печальнее.
Все никак не могу взять в толк, откуда ж столько злости и ненависти? Все эти стенающие об обидевших их церковных бабках и жестоких попах на меринах – они-то сами что, образчики терпимости и доброты? Вот так, походя, в самый светлый христианских праздник, извергать из себя потоки самой площадной брани и самых плоских шуток. Интеллигенция, ум-честь-совесть, белая кость нации.
Что-то очень нехорошее происходит с людьми – если у них не получается промолчать и они не анонимно, а открыто, под своими именами и фамилиями, способны говорить гадости тем, кто явно прочтет их слова. Странно – но они ведь не придут на свадьбу, чтобы объявить, что невеста – жирная кобыла, жених – сифилитик, а вся родня – умственно отсталые. Они не придут на новоселье, чтобы объявить, что квартира – дрянь, и соседи алкаши, и район гопнический. И на крестинах не пожелают младенцу сдохнуть от передоза во цвете отрочества.
Или все же придут?
Вы не забывайте, что в соцсетях вообще хамят по любому поводу. В реальной жизни те же самые люди ведут себя сдержаннее. И не только потому, что можно схлопотать по морде. Когда общаешься с человеком вживую, то видишь его целиком, а не только какую-то одну сторону его личности, которая вызывает либо раздражение, либо солидарность – “он из нашей стаи”. Даже у самого завзятого атеиста его верующие родственники, знакомые, соседи и т.п. обычно не вызывают такой ярости, как абстрактные “мракобесы”, “бабки” или пресловутые “попы на мерседесах”.
У меня самого любимая тётушка позиционирует себя как пламенная атеистка. И просто корчится от злости, когда речь идёт о патриархе или каком-нибудь православном деятеле, которого заклеймила позором какая-нибудь очередная Латынина. Но она же недавно очень трогательно рассказывала мне о своей недавно умершей православной подруге, человеке удивительной доброты и кротости (по тётушкиным же словам). И даже сказала, что после смерти подруги, она в какой-то момент ощутила рядом с собой её присутствие.
Всё-таки в жизни люди лучше, чем в соцсетях.
Антон, да, вживую люди добрее и терпимее. Но знаете, что меня выбивает? Что если это внутри есть, значит, это вообще есть. А значит – если обстоятельства сложатся в определенный пасьянс, то ничем не сдерживаемое, это все вылезет наружу. В тридцатых годах 20 века мы все видели, во что могла превратиться жизнь верующих. Собственно, и надежды для нас особенно нет никакой – конец мира будет проходить отнюдь не в розовых тонах. В Апокалипсисе было ясно и четко сказано, что будут гонения.
Просто грустно осознавать, что в любое время они не просто могут начаться, а в роли гонящих выступят обычные люди рядом. Мило улыбающиеся тебе – и затем так же мило готовые донести и обречь на муки.
Конечно, как говорится, всяк человек ложь и я то ж. Так и в более благочестивые времена люди, стремившиеся к духовной жизни, часто наталкивались на непонимание, насмешки и даже издевательства окружающих, иногда даже в собственной семье. Мало того, некоторых святых подвергали гонениям свои же иерархи – так было с кем-то из оптинских старцев, кажется с отцом Варсонофием.
Человек – существо ненадёжное, кто угодно может в трудный момент предать или неправильно понять и осудить, или причинить зло в минутном порыве какой-нибудь страсти, или просто по недомыслию. С другой стороны, тот от кого уже не ждёшь ничего хорошего, может вдруг проявить себя с самой лучшей стороны, гонитель может превратиться в спасителя.
В общем, как поётся в песне, “все измены знает море, всё оно одна измена”. Житейское море тоже.
Ну только и надежды, что Савл может стать Павлом 🙂