Петербурженка Нина — студентка, жена молодого красавца-профессора, который знает китайский язык и учения Поднебесной, похоже, лучше, чем окружающую российскую действительность. Нина убеждена, что супружеская верность и смирение и есть любовь. Но всё меняется, когда в её жизни появляется банкир Сергей…
Режиссер: Владимир Бортко
В ролях: Анна Чиповская, Алексей Чадов, Мария Миронова, Александр Лыков, Дмитрий Певцов, Светлана Хомич, Ольга Павлюкова, Клавдия Белова
Еле дождалась появления этого фильма в хорошем качестве, потому что не удержалась и почитала пару рецензий. С одной стороны, вроде бы Бортко, режиссер отличный. С другой стороны – какие-то мутные рецензии с разговорами о том, что это “Анна Каренина” наоборот, что на экране куча пошлости, море разливанное скуки и прочие весьма неоднозначные определения.
И вот что я вам доложу, люби малята. В топку рецензии. Потому что Бортко снял отличный фильм – наверное, первый российский фильм, где все показанное на экране ню играет свою роль и без этих сцен ни характера героини, ни характера взаимоотношений персонажей не понять.
Итак, что у нас есть в анамнезе.
Есть молодая пара – студентка Анна Чиповская и преподаватель китайского языка в исполнении Алексея Чадова. Студентка – вся в учебе и жутких растянутых свитерах, преподаватель – весь в диссертации и попытках заработать и ухватить денег то там, то сям. Есть коммуналка, полуфабрикаты, ипотека и прочие прелести проживания молодой семьи в достаточно печальных условиях, где секс становится не источником радости, а источником расслабления и временного ухода от серости бытия.
И есть банкир Дмитрий Певцов, одной жены муж, одного сына отец, рефлексирующий персонаж в возрасте беса в ребро и не считающего съем шлюх изменой. Есть увядающая жена Мария Миронова, все еще красивая, но уже с дрябнущим телом, любящая поготовить, покушать и уставшая от бытия приложением к супругу. Смирившаяся со шлюхами, но не смиряющаяся с тем, что она – приложение к статусу вроде бабочки и начищенных лаковых туфлей.
Все начинается как “Пятьдесят оттенков серости” – вместо супруга-переводчика к банкиру является юная свежая красавица вся в “Богеме” Пуччини, неискушенная и со старомодными представлениями о чести. Демон-искуситель Александр Лыков подбивает босса на интрижку с кое-чем новым вместо постылых профессионалок полового труда. Короткая борьба с собой, подстегиваемая тем, что платеж по ипотеке просрочен и юной деве нужно как-то с подачи супруга попросить большого босса разрулить ситуацию.
И вдруг – после бурной постельной сцены юная дева открывает в себе женщину. Вместо нудного профессора, возбуждающего себя перед коитусом цитатами из книжек китайской мудрости – дева оказывается в постели с чутким и опытным любовником, открывающим ей совершенно иной мир, мир женской чувственности.
Тут, казалось бы, и начнется главная тягомотина для дам бальзаковского возраста, ан нет. Бортко ведет историю в совсем иные дебри. Рефлексирующая дева, в самом деле влюбляющаяся в своего любовника, ревнующий муж, заклятая подруга, благородная стареющая жена… И мечущийся банкир, который на самом деле ничего не хочет менять в своей жизни – и новая интрижка с очень красивой и очень глубокой девушкой отягощает его гораздо хуже тех самых профессионалок. Вы увидите историю людей, максимально несчастных в заданных обстоятельствах вроде бы максимально же возможного счастья. Парадоксальный, тяжелый и очень жизненный набор обстоятельств, который ломает судьбы вопреки тому, что в дамском романе все давно уже были бы на седьмом небе.
Все заканчивается именно так, как должно было закончиться – не буду раскрывать интриги.
Скажу только, что актеры сыграли просто отменно. Лишний раз убеждаюсь, что актер – лишь пустой сосуд. Степень его одаренности заключается именно в том, насколько сосуд пуст и его можно заполнить неким содержанием. Хороший режиссер заполняет сосуд хорошим содержанием, плохой – плохим.
Нелюбимая мной Анна Чиповская в этот раз очень даже неплохо сыграла жительницу Питера, зашуганную учебой и скоропалительным браком, раскрывающуюся в процессе действия как женщина и теряющую все свои чувства в финале. Это был прогресс – действительно прогресс, и финал кино, где Анна произносит: “В офис” – это действительно финал, где героиня не имеет практически ничего общего с той, которая робко ставила фишки на зеро в начале. Бортко удалось даже заставить Анну поменять пластику – а это очень даже сильный прогресс для барышни, которая во всех фильмах до этого слонялась с тремя выражениями лица. Ну и респект актрисе за участие в очень откровенных сценах – кажется, дело обходилось без дублеров.
Певцов тоже сыграл замечательно – привычный в ролях бандитов и ментов, тут актер разорвал мой личный шаблон, сыграв рефлексирующего (даже слишком для банкира, выжившего в 90-х) персонажа, сходного с Басилашвили в “Осеннем марафоне”.
Чадов мне не очень понравился, физическая форма актера не слишком хороша, он явно поплыл – поэтому в некоторых сценах просто не верилось, что этот тюфячок способен раскидать трех отморозков. Ему не хватило карандышевского надрыва и в общем и целом его персонаж понравился менее всего.
Отлично провел роль Александр Лыков – она у него была небольшая, но один из монологов прямо в самую душу запал.
Мария Миронова большая умничка, не побоявшаяся показать тело с недостатками. Для женщины – это больной героизм, тем более, что она красивая женщина. Роль сыграла отлично – загнанная, но все еще красивая женщина, тоже растерявшая чувства. Без нее трансформация Чиповской выглядела бы недостаточно ясной.
В общем и целом – смотрите фильм. Это отличное кино со смыслом и эротическими сценами, которые должны быть там, где они есть. Поэтому без детей у экрана.