Продолжаем говорить о так называемых заимствованиях христианства у языческих и других верований.
Жертвы собой ради человека. Античный миф о Прометее не раз приводился в качестве довода о том, что, дескать, жертвенность ради людей присутствовала в дохристианских мифах. Но если посмотреть на историю Прометея с точки зрения исследователя, то обнаружится много несоответствий. Прометей, во-первых, был титаном, то есть вторым поколением богов, рожденных Ураном и Геей. Он был одним из четырех потомков шестерых титанов и титанид, сочетавшихся между собой браком. То есть ни о какой полубожественности речь не идет, более того, Прометея можно назвать дедушкой Зевса, верховного божества античности.
Далее, Прометей похищает у Зевса божественный огонь и приносит его людям. Разгневанный Зевс подвешивает Прометея в горах Кавказа, где каждые два дня к нему прилетает орел клевать несчастному печень, отраставшую вновь. Потом страдальца освободил проходящий мимо Геракл, убив орла стрелой из лука.
Сразу оговорюсь: греческие мифы имеют множество вариаций. В частности Дурид писал, что Прометея наказали за любовь к Афине…
А вот факт о том, что миф о страдании за любовь к людям вышел из-под пера Эсхила, известен не каждому.
В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: Прометей научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.
То есть тут вообще имеет место быть литература – и поэтому сравнивать смерть Христа и мучения Прометея – просто невозможно из-за несравнимости этих двух историй.
Далее вглядимся в рассуждения о заимствовании идеи троичности. Что у нас есть в арсенале.
Индуистская Тримурти.
Тримурти как идея появилась в середине первого тысячелетия нашей эры. И есть мнение, что под влиянием христианства. Более того, это искуственная попытка соединить разные течения в брахманизме. Тримурти составляют Брахма, Шива и Вишну. Брахма является верховным божеством лишь в паре индийских деревень, в основном спор идет о главенстве Шивы и Вишну. У каждого есть жена, возлюбленные, в общем, кроме всего прочего в идее присутствуют очень сложные матримониальные отношения, так что сравнивать Тримурти с Троицей абсолютно некорректно.
Далее – троичные боги и богини кельтской и восточной мифологии. Распространенная идея о троичности японской Аматерасу – заблуждение, потому что в синтоизме верховная богиня солнца Аматерасу рождена богом-прародителем Идзанаги из капель воды, которой он омыл свой левый глаз во время очищения. Она же – прародительница императорского рода и всех японцев. Ни о каком ее триединстве в синтоизме речи не ведется.
Триединые и двуединые богини кельтов и греков (потому что Артемида имела еще и проявление как Геката и Кратейя (ночная Геката) – нечто совершенно иное, чем Бог-Троица.
Объясняю: христианский догмат Троицы – Бог отец ПОРОЖДАЕТ Слово, Логос, и от Него ИСХОДИТ Святой Дух, передаваемый людям через Сына.
Языческие троичные богини – напоминают индуистские аватары, то есть просто проявления. Ночью Геката – Кратейя, на охоте – Артемида, в магических обрядах – Геката. Никто никого не порождает, если провести грубую аналогию, днем любая дама – мать, ночью – жена, утром – менеджер в бюро.
Мне кажется, разница очевидна.
А неоплатонистские идеи являются настолько более поздними по отношению к христианству, что их брать в расчет не приходится. Скорее, они были заимствованы, а не наоборот.
То есть, на сновании даже поверхностного ознакомления с мировыми мифами и идеями, которые в них заложены, можно смело сделать вывод об абсолютной новизне и незаимствованности идей, принесенных христианством. Триединство Бога, двуединство Христа, суть жертвы ради людей – всего этого не существовало в области человеческого разума и фантазий бессознательного. Все это стало абсолютно новым для человеческого разума и души.
Христианство принесло совершенно новое, не похожее на ранее существовавшие, учение о Боге-Троице. Сложное, очень тяжко воспринимаемое сознанием современников (знаменитое, “верую – потому что абсурдно”). И лишь 20 век с его абсурдными с точки зрения обычной логики идеями (как Оппенгеймеровское описание свойств атома) – парадоксально! – помог сознанию человека понять лучше и идею Троичности и единства Бога.
Мне кажется, я достаточно написала о новизне по сравнению с уже существовавшими идеями. Добавив профессию понявших и записавших учение апостолов – отбрасываем сомнения. Качественно новое учение, сложнейшее для восприятия, переданное миру простыми, не книжными людьми, несмотря на сложность принятое людьми – и выжившее, повлиявшее на мировые религии самим своим существованием.