Легенда о Коловрате

kinopoisk.ru

Режиссер: Джаник Файзиев, Иван Шурховецкий
В ролях: Илья Малаков, Полина Чернышова, Алексей Серебряков, Александр Ильин мл., Игорь Савочкин, Тимофей Трибунцев, Александр Цой, Юлия Хлынина, Андрей Бурковский, Виктор Проскурин

XIII век. Русь раздроблена и вот-вот падет на колени перед ханом Золотой Орды Батыем. Испепеляя города и заливая русские земли кровью, захватчики не встречают серьезного сопротивления, и лишь один воин бросает им вызов. Молодой рязанский витязь Евпатий Коловрат возглавляет отряд смельчаков, чтобы отомстить за свою любовь и за свою родину. Его отвага поразит даже Батыя, а его имя навсегда останется в памяти народа. Воин, ставший легендой. Подвиг, сохранившийся в веках.

Вообще-то, если верить летописям, Евпатий Коловрат был воеводой, сильным мужчиной и талантливым командиром партизанского отряда, изрядно помучившего товарища Батыя и всю орду своими набегами. Но то ж летописи, а то – опус Джаника Файзиева, решившего, что если снять помесь из трехсот спартанцев, властелина колец и, прости Господи, защитников – то получится гораздо завлекательней и патриотичнее.

Итак, в анамнезе у нас имеется пряничная Рязань, сошедшая с ведических картинок В. Иванова – развеселые домики, посредине – церква. Ни тебе посадов, ни тебе окрестных деревень… Нене, пряничные домики, церква, стена. Все.

Жители Рязани – очень гламурны. У них есть модные прикиды, стильная обстановка в домах и травники, знающие секреты изготовления неоновых красителей и краски олифы, которой они потом будут травить монголо-татарское иго посредством выливания оной в реку.

Но никакие прикиды и красители не сравнятся с макияжем и прикидами самого Батыя, сошедшего с подиумов Поднебесной в образах, от которых сама Вера Вонг бы покрылась коростой от зависти.

Короче, есть и что посмотреть, и что у себя показать. НО вместо обмена выкройками и формулами теней для смоки-айсов, орда ото пошла на Рязань и в метель сожгла городишко к хренам собачьим до головешек за одну ночь. И команда народных мстителей под управлением раненного на всю башку Евпатия с мелировкой, ретроградной амнезией и тонкой шейкой направляется исполнять танго смерти под названием “Матрица атакуЭ”. Танго смерти включало в себя пугания орды, отравления орды, натравливание на орду боевого медведя ростом со слона, служащего Гендальфу Серому некоему чернецу, прописанному по адресу Пещера со сталагмитами, Рязанская область, Русь. Зачем чернец перед решающим чукаловом отпустил боевого мишку – остается на совести Джаника Файзиева, однако, это был очень логичный поступок.

Кстати, в команде Евпатия был еще и Семен Лобанов с прической Джигурды. Его отправили спасать полные сани детей, которых он вывез по реке на санях под алыми парусами. А затем, когда Семен Лобанов чуток повзрослел, он сменил прическу на а ля Трамп и пошел мочить дойчей на Чудском Озере, оставив князя Александра Невского где-то в шатрах.

И вы понимаете, в принципе в кино, как ни странно, упоминаются факты из летописи. Но при этом – я так и не поняла, чего хотели добиться авторы этого опуса. Исторического правдоподобия? Ну не, там его и не ночевало. Комиксовой героичности? Тогда зачем столько натурализма? Сказочно-былинной эпопеи? Но зачем тогда натаскано столько… хорошо, назовем это “цитированием” из голливудских блокбастеров – от “Матрицы” до “Властелина колец”? Хотели создать микс? Ну так и не получилось… Потому что сочетание российского пафоса и голливудских приемов в результате дает такой адский трэшак, что досматриваешь уже на одном голом энтузиазме.

Особенное непонимание вызывали сцены “с нами Бог”. Все эти сцены с крещением упитанного младенца оп непонятно какому обряду, эти девичьи молитвы посредине лепоты со снегом и рябинушками, монахи с медведями… Ну не встраивается все это в жанр, не встраивается. Помните фильм “Клетка”, где в финале Дженнифер Лопес в наряде монахини, а то и Мадонны, убивает детскую часть личности маньяка, ласково топя ее в бассейне? Вот это – полностью встроилось в жанр, потому что не претендовало на серьезность. А в “Евпатии” – все как раз претендовало на полную серьезность. Но понимаете, в чем потрясающий интерес жанра фэнтези? Что Толкин, что Льюис, что Честертон – будучи христианами – не помещали в свои миры Бога со святыми и ангелами напрямую, открыто. Мир Горний был и присутствовал несомненно, но в сказочном мире – это присутствие иное. Есть Лев Аслан и его отец в далекой стране. Есть Илуватар и его создания в Средиземье.

В “Евпатии” с одной стороны – ты явно видишь фэнтези, настраиваешься на сказку. А с другой стороны – вот стоит девушка с явно отросшими прокрашенными волосами, вот камера с дрона мягенько спускается, вот белый снег, вот алые рябины… Да ладно, сами смотрите,

И вот посреди этой чрезмерной неестественной красивости – звучит молитва Богородице. Я не знаю, как для вас – но для меня либо глянцевые красивости, не имеющие ничего общего с красотой, либо – молитва, крик души в Небо.

Плохо объясняю, надеюсь, вы все-таки меня поняли.

В общем и целом, ребята, я все же очень надеюсь, что когда-нибудь российский кинематограф вспомнит, что у него есть своя история – и найдутся режиссеры, операторы, художники по костюмам, которые сумеют нащупать свой жанр, свои методы передачи художественных смыслов. И мы, наконец, прекратим смотреть на лубочные сюжеты, обвернутые в голливудские штампы. Ну и слоу-моушен, когда ж это кончится? 21 век на дворе, 20-е годы на пороге. Слоу-моушен… Давайте еще братьев Люмьер вспомним, нуаче…

Leave a Comment