Автор сценария: Юрий Нагибин
Режиссёр-постановщик: Владимир Шредель
Алексей Баталов — Сергей Иванович Гущин
Маргарита Володина — Маша, жена Гущина
Лариса Луппиан — Наташа Проскурова
Татьяна Догилева — Таня Гущина, дочь
Приехав в командировку из Свердловска на «Ленфильм», инженер по катапультам Сергей Иванович Гущин знакомится с молодой актрисой Наташей. Она предлагает ему показать Ленинград, но Гущин и сам прекрасно знает этот город — он служил здесь во время войны. Они ищут повод для дальнейших встреч, но Гущин всегда находит причину, чтобы не встречаться с женщиной, которая на много лет моложе и которую он полюбил. В конце концов Гущин уедет и вернется только через 9 лет — только тогда он попытается найти Наташу…
Алексея Баталова я нежно люблю, и в этом фильме он открылся с еще одной стороны. Я не понимаю, как он находил в себе силы и внутренние средства изображать своих героев. Сильных мужчин. Но они всегда разные. От Бориса в “Летят журавли” до Гоги, он же Жора, он же Юра, он же Гора в “Москва слезам не верит”. Вот и еще один герой Баталова – бывший военный летчик, ставший инженером. Живущий в странном несчастном браке и встречающий в Питере молодую женщину, актрису, с которой он проводит всего один день и одну ночь.
Потрясающий фильм, спокойный, неспешный, повествующий о странных встречах, сильных чувствах, парадоксах любви…
Но знаете, что меня больше всего потрясло? 1979 год, глубокий застой. Но никто не воет о безнравственности женщины, проводящей с женатым мужчиной ночь в первые часы знакомства, не воет о том, что это – герой войны, изменяющий жене. Ну то есть лишний раз убеждаешься, что все эти душители гениев в виде худсоветов были не так страшны, как нам рассказывают “угнетенные властью режиссеры”. Да, многое попадало на полку, судьбы многих были искалечены, но и тотального удушения, как я погляжу, тоже не наблюдалось. Равно как и “секс в СССР был”.
Ладно, не об этом речь.
Меня потряс психологизм фильма. Ведь на самом деле мало кто знает, что те самые сильные мужчины, о которых грезят женщины, – они на самом деле такие, как герой Баталова. Без игры мышцой, без показных истерик “ща я тут покажу всем, кто тут смелый”, без бросаний на амбразуры и без влезаний в окна девятого этажа с букетами наперевес. Просто если гибнет летчик-испытатель, они молча садятся за штурвал и доказывают, что гибель была не из-за новой катапульты, тем самым спасая работу целого отдела (а вполне вероятно – и головы коллег). Катапульта исправна и ее можно выводить в производство. Если нужно выручить девушку сына, попавшую в беду в чужом городе, они молча садятся в поезд и едут на помощь, как в другом фильме “Пока не выпал снег”. Они тихо и без излишней помпы совершают свои подвиги, которые не воспринимаются подвигами ни ими самими, ни их женщинами.
Кстати, у этих сильных мужчин есть еще одна особенность – они глубоко привязываются к своей женщине. Так привязываются, что зачастую не могут ее оставить, даже если она откровенно охренела и обнаглела (в фильме, кстати, это очень мастерски показано), даже если в браке они чувствуют себя несчастными. Им очень везет, если им попадается жена, понимающая, что такое настоящая сила в мужчине, и умеющая это ценить. Или которая умеет это разглядеть в процессе жизни (снова отсылаю к “Пока не выпал снег”). Тогда у таких браков существуют все шансы “жить долго и счастливо”. Но зачастую – женщина понимает под силой совсем иное. Истеричность, показушность и болтовню – то есть внешние проявления без привязки к тому, что мужчина ДЕЛАЕТ, а не ГОВОРИТ. Вот тогда – и возникает ситуация из кино “Поздняя встреча”: пока муж тихо и молча совершает свои подвиги, жена шарахается по всяким пижонам, считая, что слабак-муж – рохля и все равно ничего ей не будет.
В принципе – львиная доля зрителей и согласится, что герой тряпка… Ну еще бы, взять и вернуться к опостылевшей офигевшей жене, а не уехать в Ленинград к влюбленной молодухе с собственной квартирой. Но вот только сколько мужчин найдет в себе силы обернуться и увидеть полные слез глаза женщины, отдавшей тебе свою молодость, и пожалеть ее? Просто – пожалеть. Забыть свои мечты, надежду на счастье, ждущую молодую женщину из второй столицы страны, – чтобы остаться с женой и дочкой. Взрослой дочкой, которая тоже все понимает, желает отцу счастья – но беспомощно сидит на тахте, видя, как отец собирает чемодан, чтобы навсегда уйти из дома.
Кто-то скажет – слабак. Но мне почему-то кажется – что напротив, силач. Именно потому, что мало кто окажется на такое способным.
Ну что сказать об актерских работах. Баталов непревзойден, глядя на него, становится понятным, почему молодая девушка, актриса, втрескивается в него чуть ли не в первый час и оказывается готовой ждать его сколько угодно времени. В роли этой девушки-актрисы – Лариса Луппиан, супруга Боярского и мать Лизаветы Боярской. Ну тут очень странное впечатление – во-первых, у нее специфическое лицо с очень тяжелым гримом и идиотской прической, поэтому было как-то странно воспринимать ее, во-первых, как молодую женщину (грим реально очень тяжелый и то ли оператор Ларису не любил, то ли у нее действительно одутловатое отечное лицо), но в некоторых сценах она выглядела на хорошую тридцатку с гаком, от этого разница в возрасте с Баталовым совершенно не воспринималась как большая. А во-вторых, ну как-то не лепился этот образ с малоудачливой актрисой на второстепенных ролях, которая, тем не менее, оказалась тонкой, мудрой и смелой. В общем, я никогда Луппиан в других ролях не видела, поэтому не могу сказать, это конкретная неудача – или она вообще играть не умеет.
Зато Маргарита Володина, сыгравшая небольшую роль супруги Баталова, – была нереально хороша. Это была феерия – те по совокупности десять-пятнадцать минут, которые она появлялась в кадре, показали всю жизнь этой несчастной женщины, так и не понявшей, что ей за супруг достался. Дочку играет Татьяна Догилева, которая в этом фильме еще очень молодая и брюнетистая.
Ну что хочу сказать. Классный и сложный фильм. Сейчас таких не снимают, увы…