Режиссер: Сергей Герасимов
Страна: СССР
Производство: Киностудия им. М. Горького
Год: 1967
Актеры: Жанна Болотова, Татьяна Мясина, Юрий Кузьменков, Надежда Федосова, Светлана Балашова, Инга Будкевич, Сергей Никоненко, Галина Григорьева, Сергей Герасимов, Юсуп Даниялов, Мирей Матьё, Тамара Макарова, Иван Лапиков, Ольга Маркина, Анни Жирардо, Илона Каллаи, Люсьена Овчинникова, Т. Крикливцева, Валерий Малышев, Анатолий Крыжанский
Двухсерийный фильм о жизни признанного московского журналиста Юрия Алябьева, его несостоящейся любви, поездке в Париж, встречей с европейскими звёздами кино и музыки. Но ту что живёт в его сердце не заменит ни одна европейская красавица.
Продолжаю смотреть старые советские фильмы, вчера вот отсмотрела две серии фильма Сергея Герасимова “Журналист”. Нужно сказать, я об этом фильме даже не слышала, поэтому с большим удивлением узрела достаточно смелую историю любви московского мгимошного выпускника и уральской формовщицы (Юрий Васильев и Галина Польских). В фильме вообще почти все роли играют герасимовские выпускники, поэтому в кадре вы увидите огромное количество очень известных людей, невероятно талантливо играющих свои роли.
Что удивило. Смелые по советским временам рассуждения и нравы (в фильме вообще много разговоров, их нужно слушать – и некоторые просто вышибают мозги, ибо – рвут шаблоны мифологии об СССР). Ну вот, скажем, рассуждения честной девушки, отшившей поначалу столичного пижона: “Выйти замуж без любви и изменять, как все. Нет, не хочу как все”. То есть нормально в стране, где “нет секса” – слышать такие рассуждения от девицы из глубинки, берегущей честь смолоду. Вот и страна без секса: девушка в фильме совершенно честно говорит, как живет большинство, и никто режиссера с этими рассуждениями не заворачивает, все проходит на экран.
Что оказалось интересным: каким образом Герасимов добился того, что главный герой в первой серии оказывается в провинциальном уральском городе, где видит совершенно обычную советскую жизнь: покосившиеся старые дома, хрущевские новостройки, рабочий люд, художественную самодеятельность (Герасимов снимал настоящие самодеятельные ансамбли и на экране видно, как робеют сниматься в “настоящем кино” их участники). А во второй серии – герой уже в Европе: Женева, Париж, высшее общество, достопримечательности, красивые женщины. Но при этом – герой тоскует по России и по ее неяркой и в общем-то совершенно неблестящей жизни. Мне очень понравилось отлавливать по ходу фильма все эти методы “акцентируемся на тоске по родине”.
Что оказалось поразительным: Я все же немыслимо советский человек 🙂 Сидела смотрела фильм и поймала себя на мысленном счетчике: так, фонтан на Женевском озере не изменился, ой, а вот тут же был филиал нашего канадского банка, где мы в Женеве открыли счет перед эмиграцией, ой, а вот тут у меня тоже фоточка имеется. Ой, на Эйфелевой башне еще нет сеток от самоубийц, ой, как Париж в наше время застроился, ой, а че это там одни белые. И вот поймала себя на счетчике – и тут же поразилась. Как я могу смотреть кино 67-го года и вообще иметь этот счетчик 🙂 Это что, У МЕНЯ ЭТОТ СЧЕТЧИК ВОЗМОЖЕН? Какая-то моя часть все же навечно осталась свердловской девочкой, которой в страшном сне привидеться не могло, что она может вообще на Эйфелеву башню попасть.
Ну и жена Герасимова… Все же Макарова – чудесна, даже в возрасте. Даже в черно-белой картинке. Она совершенно невероятная женщина. Равно как и Юрий Васильев. Поразительно красивый мужчина.
В общем, советское кино продолжает удивлять своим разнообразием.