Режиссер: Антон Мегердичев
В ролях: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Иван Колесников, Кирилл Зайцев, Джон Сэвэдж, Марат Башаров, Александра Ревенко, Виктория Толстоганова, Сергей Гармаш, Джеймс Тратас
Есть победы, которые меняют ход истории. Победы духа, победы страны, победы всего мира. Таким триумфом стали легендарные «три секунды» — выигрыш сборной СССР по баскетболу на роковой мюнхенской Олимпиаде 1972г. Впервые за 36 лет была повержена «непобедимая» команда США. Никто даже помыслить не мог о том, что это возможно — обыграть великолепных непогрешимых американцев на Олимпийских играх! Никто, кроме советских баскетболистов (русских и грузин, украинцев и казахов, белорусов и литовцев).
Самый кассовый фильм года в России, насколько я поняла, – это “Движение вверх”. Посмотрели мы тут его на досуге. Что имеем, так сказать, в анамнезе. Историю победы советской сборной по баскетболу на Мюнхенской олимпиаде 1972 года. В фильме рассказана альтернативная история – и я хочу для начала коснуться ее, чтобы потом написать о реальных событиях.
Итак, спортивные драмы становятся модными в российском кинематографе – мы уже глянули о легенде 17, вот уже и о баскетболе сняли фильм, на подходе – что-то футбольное с вездесущим Даней Козловским… В “Движении” у нас есть суровый, но добрый тренер Машков, которому досталась талантливая, но крезанутая команда баскетболистов со сложными характерами, которых тренер железной рукой привел к золотой медали на олимпиаде. В команде имелись в наличии жуткий прибалт-антисоветчик, добрые грузины, смурные украинцы, миролюбивые русские, а рядом с командой паслись трусливые и наглые чиновники – короче, блеск и нищета куртизанок советского спорта.
Фильм Мегердичева, спродюсированный барином российского кинематографа Н. Михалковым, построен по всем канонам и лекалам голливудского блокбастера, в жертву которому принесли и здравый смысл, и мало-мальскую правдоподобность. Можно, сказать, из чистой правды в нем остался Мюнхен и 3 секунды. Ну оно конечно – и литовские антисоветские сепаратистские разговорчики вслух в 70-е годы были распространены, и в ФРГ на лечение простые школьники за деньги летали, ежели рублей деревянных по курсу насобираешь, и без сопровождающего по городу контрастов можно было, сбежавши, прогуляться в гетто и с афроамерами чисто в баскетбольчик сбацать на банки черной икры. Впрочем, сами поглядите, подивитесь новым и неизведанным страницам советской жизни.
Я же пока расскажу, как все было на самом деле.
Сборная СССР по баскетболу в 70-е была на пике своей формы, серебро и бронза – были обычным делом для наших баскетболистов. Сборная же США – была вроде олимпийских богов, ни одного олимпийского поражения с 30-х годов, победы часто с головокружительным отрывом от второго и третьего мест. Но это если говорить об олимпиадах – на других соревнованиях наши показывали высокий класс игры и часто забирали у Штатов победу, но вот главные соревнования мира были для наших словно заколдованными – серебро и никуда выше. Собственно, этот казус и послужил причиной ухода легендарного тренера Александра Гомельского со своего поста, он попал в больницу с сердечным приступом после того, как наши спортсмены в очередной раз привезли с олимпиады серебро.
На его место взяли Владимира Кондрашина, ленинградца, который должен был изменить стиль игры команды и привести их к победе. Вдова Кондрашина, с которой работали сценаристы, запретила использовать в фильме настоящую фамилию мужа – настолько ее возмутили мелодраматические подробности с болезнью сына и тот факт, что киношный тренер не имел ничего общего с характером ее супруга. На самом деле сыну Кондрашиных в 1972 году было 20 лет, он был здоров и не нуждался ни в каких лечениях в немецких клиниках. Кроме того, никаких денег на лечение игрока Белова Кондрашин не платил, это тоже выдумка сценаристов. Поэтому персонажа Машкова зовут Гаранжин.
Кондрашин, став тренером сборной СССР, полностью пересмотрел тактику игры, изучив методы работы американцев, и постоянно устраивал своей команде “репетиции” перед главной игрой: сборная постоянно играла с сильными соперниками, в том числе американцами, на всех больших мировых соревнованиях. Универсиада-70, куда американцы прислали свой самый сильный состав, стала генеральной репетицией для нашей сборной – команды играли в полную силу и наши вырвали победу, что стало для них очень вдохновляющим моментом. Они поняли, что могут переломить ситуацию в свою пользу.
Владимир Петрович Кондрашин умер в 1999 году и его имя вписано в зал славы ФИБА.
Теперь об игроках и их персонажах в фильме.
Вдова Александра Белова тоже осталась недовольна фильмом, потому что биография ее мужа была сильно переврана. Да, он действительно первым ушел из жизни, всего через 4 года после Мюнхена. Но никакой болезни сердца у Александра не было, вернее, не так. На сухумской базе по вине нашего родного расп… йства игрок получил сальмонеллез, был неправильно диагностирован, неправильно терапирован, измотан травлей – и получил осложнение на сердце, отчего через четыре года его не стало. История романа двух спортсменов в реальности – гораздо интересней клишированной голливудской версией по мотивам мыльнооперных страданий. Александр встречался с девушкой, она забеременела и сделала аборт, пока тот был на соревнованиях. Спортсмен не смог простить ей этого поступка и расстался с ней. Тут возник Михаил Коркия, который явился к давно сохнущей по Белову молодой баскетболистке Саше Овчинниковой и спросил, хочет ли она встречаться с парнем. Та согласилась и у ребят начался роман. Пара быстро поженилась, но прожила вместе всего год.
Близорукий Журмухамедов, которому в фильме Гаранжин покупает линзы, действительно плохо видел, но это было минус 2.5, а не 4. Линзы Журмухамедов получил уже после олимпиады, их вытачивали из оргстекла и они жутко раздражали глаза спортсмена. Часто линзы выпадали, игра останавливалась и тогда обе команды начинали ползать по полу в поисках контактной линзы советского игрока. Однажды Журмухамедов вдел треснутую линзу (видно, на нее все же кто-то наступил) и серьезно поранил глаз. Зрение стремительно стало падать, и когда близорукость достигла минус 10, ему пришлось перенести операцию.
“Антисоветчик” Модестас Паулаускас тоже имеет все основания оскорбиться за своего персонажа – он был капитаном и, разумеется, не мог себе позволить никаких сомнительных высказываний в адрес страны, за которую играл. Я уже молчу о планировании побега с “лесными братьями” и прочей джеймсбондовщине этого странного фильма о советском спорте. Паулаускас ушел их спорта через 4 года после Мюнхена, ему была устроена прощальная игра, половину которой он сыграл в форме “Жальгириса”, половину – в форме сборной СССР. Модест часто приезжает в Россию “услышать второй родной язык”, тренирует детские команды, и мне действительно интересно, какие чувства он испытывает, увидев такую гадкую киноверсию самого себя.
Сборная СССР – олимпийские чемпионы Мюнхена-1972 года
1. Анатолий Поливода. После ухода из большого спорта стал тренером. Сейчас пенсионер, живет в Миргороде, на Украине. Имеет двух дочерей.
2. Сергей Коваленко, умер в 2004 году, после завершения карьеры тренировал, потом был владельцем фирмы по продаже сройматериалов.
3. Модестас Паулаускас, капитан сборной СССР (1969-1974), тренер профессиональных клубов, сейчас работает с детьми. Женат, сын тоже стал баскетболистом ЦСКА.
4. Зураб Саканделидзе, «Динамо», Тбилиси. Умер в 2004. После завершения карьеры работал тренером.
5. Михаил Коркия, умер в 2004. Работал тренером, занимался бизнесом, был совладельцем кутаисского «Торпедо». Умер через месяц после смерти Саканделидзе.
6. Алжан Жармухамедов, кстати, не имел двух фаланг пальцев. После завершения карьеры игрока работал тренером.
7. Сергей Белов, умер в 2013. Один из лучших баскетболистов 20 века, знаменитый тренер, был президентом Российской федерации баскетбола, главным тренером сборной России. Зажигал огонь Олимпийских Игр-1980 года. Первый неамериканец, вошедший в баскетбольный зал славы США.
8. Иван Едешко. Автор той самой знаменитой передачи, после которой Александр Белов забил победный мяч. Заслуженный тренер СССР и России.
9. Александр Болошев, умер в 2010. После окончания игровой карьеры тренировал, работал зам. Гендиректора БК «Химки».
10. Геннадий Вольнов, умер в 2008. После окончания карьеры преподавал.
11. Иван Дворный, умер в 2015. Прервал карьеру из-за судебного приговора. Продолжил играть, но на прежний уровень не вышел. Занимался пчеловодством. Работал слесарем, потом в пожарной части.
12. Александр Белов, умер в 1978 (с Сергеем Беловым они были однофамильцы, не родственники). Один из самых выдающихся баскетболистов в истории СССР.
Но самое печальное – это травля сборной после олимпиады. Не знаю, зачем это нужно было чиновникам от спорта, но те самые показанные в фильме досмотры – были, но были уже после победы. И унизительное дело против Белова, который вез, как и все в стране спортсмены, артисты, дипломаты, вещи на продажу, чтобы хоть как-то заработать. Эти вещи и иконы нашли – и то, что он знаменитый спортсмен, победитель олимпиады, не помогло. Белова лишили звания заслуженного мастера спорта, исключили из сборной и лишили стипендии, запретили не только играть за “Спартак”, но и тренироваться вместе с ним. Финал этой истории вам уже известен. На сборную посыпались какие-то фельетоны, обвинения в головокружении от успехов. В результате спортсмены быстро ушли из спорта кто куда – кто на тренерскую работу, кто нашел себя в других занятиях.
В общем, история вполне типичная для реалий того времени: выработать человека до дна, а потом – хоть трава не расти, “бабы новых нарожают”.
Что хочу сказать в итоге. Если смотреть фильм в отрыве от реальности – вы увидите совершенно голливудскую поделку со всеми клише, необходимым для удерживания внимания зрителя. Как блокбастер фильм смотрится вполне нормально – да под попкорн, да под пивко.
Если же говорить о том, хорошее ли это кино – то я скажу, что плохое. Именно потому, что изругавшись на американские киноподелки, авторы русского фильма не нашли ничего лучшего, как собрать самые заюзанные, затертые до дыр киноштампы с бледными мальчиками на колясках, суровыми желваками суровых щек суровых мужчин, оленьими глазами любящих женщин, патриотическом патриотизме, пожаренном на патриотическом масле с патриотическим гарниром, да чтоб под мажорную музыку, да чтоб глаз горел и слоумоушн нервы напрягал… А ведь могла бы получиться история, классная история – о дружбе народов, о сплоченности команды, о мастерстве тренера и игроков, о любви и дружбе. Могла бы – но не получилась. Ибо – нужно блюсти народные патриотические чувства, но почему-то использовать для этого – наработки идеологических противников, всячески ругаемых изо всех чайников… Очаровательная шизофрения, ничего не скажешь.