Странный у меня состоялся разговор намедни. Не сказать, что новый-удививший… Хотя нет, вру: все же удививший тем, что мне периодически приходится выслушивать одно и то же от совершенно разных людей в разное время.
Суть разговора свелась к тому, что мне пришлось в очередной раз выслушивать рассказ одной весьма самоуверенной особы, которая сейчас наслаждается свежеотвоеванным “у старухи-жены” мужиком, выцарапанным из “когтей” семьи и несовершеннолетних отпрысков, коих свежеиспеченный молодожен “не бросил, а оставил им квартиру”. Ну и рефрен: “Надо ковать свое счастье”, “только полностью конченные считают, что надо быть добреньким слабаком, в наше время так не выживешь” и прочее-прочее, что даже повторять не хочется, потому что все вы такого наслушиваетесь в разных вариациях по сто раз на дню.
Но для Жени (назовем особу так) в этот раз звезды сложились в особенную дзигу-дрыгу, поэтому я не выдержала роли немого свидетеля и решила задать несколько вопросов, которые уже когда-то практиковала на подобных же акулах-каракулах “возьми от жизни фсе”. Я спросила у Жени, считает ли она свой поступок моральным – влезть в брак с тремя детьми и вытащить оттуда отца-кормильца. (Я скромно умолчу о том, что считаю, что мужик не телок и увести его со двора можно только с его доброго на то согласия, но мне было интересно послушать и мнение Евгении тоже). Так вот, ответ полностью соответствовал моим ожиданиям: “О какой морали может идти речь? В наше время мораль – устаревшее понятие! Каждый должен бороться за свое счастье сам”. И тогда я-таки нанесла немилосердный удар, задав следующий вопрос: “Скажи-ка, Женя, твой муж хоть и начальник, но все же коллектива, так вот, ответь мне, милая, каких бы женщин ты бы хотела видеть в подчиненных у супруга: таких, как ты, которые борются за свое счастье сами и за ценой не постоят, или отягощенных моралью идиоток, для которых чужой муж – табу?”
Реакция Жени тоже не отличалась оригинальностью – Женя вспылила, наговорила мне странных вещей о том, что я фиг знает, что спрашиваю и вообще, пристаю с дурацкими вопросами. Оно и немудрено, Женя все же не была полной идиоткой – она сумела понять, что ее загнали в тупик. Сказать, что лучше с моральными идиотками – придется признать, что мораль является добром, а ее поступок, противоречащий морали – злом. Сказать, что с охотницами, – окажется, что счастье Женечки очень хлипко и зависит от появления на горизонте более коварной и красивой соперницы. Опять-таки получается как-то грустно. Кроме того, Женя – явно из тех, кто проживает жизнь не приходя в сознание, от этого честно сказать самой себе, что она – дерьмо, раз полезла рушить семью, у нее не хватает ни ясности сознания, ни смелости. Потому что из этого тут же последует мысль о законе бумеранга со всеми вытекающими – все же Женя (вернемся к нашим баранам) не окончательно тупая, поэтому слово “карма” выучила давно.
А я оставила барышню наедине со своим дОбытым неправедными усилиями счастьем и пошла писать эту статью. Потому что в общем и целом – ничего нового для себя не увидела. Люди всегда злятся, если их заставить задуматься о добре и зле творимых их собственными руками.
Что меня всякий раз печалит – это та самая странность осмысления жизни, когда человек предпочитает закрыть глаза на то, что сам творит зло, но ему хочется жить среди тех, кто лично ему зла не сотворит. Он может сам обманывать наемников, не платя им заработанного, но страшно скорбит, если не заплатили ему. Он может наставлять рога любимому человеку, и безумно возмущаться, когда изменили ему самому. Творить глупости – и возмущаться пребыванием среди глупцов. Словесно или физически унижать окружающих – и рыдать над поставленным под собственным глазом синяком.
Все эти воспеватели силы и ненужности морали “в наше время” – предпочитают не поднимать вопроса о том, на чем же держится наш мир. А мир, по моему глубокому убеждению, держится именно на тех, кто постиг смысл жизни (вернее, один из смыслов). Он на самом деле прост – не пускать зло дальше себя. Останавливать его и не множить самому.
Да, это безумно сложно, да, это порой невозможно, да, это проще сказать, чем сделать. Но увы – невеселая правда мира заключается в том, что он не превращается в бассейн с пираньями, где выживает сильнейший и наглейший, только потому, что существует малое количество “сих”, кто ценой усилий воли, напряжения разума и рвущегося сердца останавливает зло на себе. Хотя по-человечески было бы ответить на пощечину, не подставляя другой щеки, отнять рубаху у слабого, вместо того, чтобы отдать свою, бросить умирать раненного, вместо того, чтобы отдать за лечение свои деньги. Именно – по-человечески. Ведь времена всегда были одинаковые – и мораль всегда была не в особенной цене, ведь она на самом деле никогда не приносила ни прибыли, ни власти – любимых погремушек человечества.
Мы всегда стоим перед выбором – зло посеять или добро. И в том, и в ином случае – оно преумножится.
Когда-то я очень обиделась на молодого человека (который по зрелом размышлении вообще ни в чем не был передо мной виноват) и запредельно логично решила наказать всех мужиков, попавших в мое поле зрения. Хотите цепочку только мной посеянного зла? Я уже рассказывала, что когда-то влюбила в себя на спор молодого человека. Когда он мне надоел, я начала творить хрен знает что на его глазах, однажды он психанул и на волне этого психа избил родную сестру-подростка, до швов в хирургии. Оба были сиротами, недавно схоронившими родителей. Параллельно он разругался с начальством и едва не потерял работу, и так же разругался со своей женой, с которой жил раздельно и которая всеми силами пыталась с ним помириться. Это только то, что я была в состоянии проследить сама – по его рассказам (мы имели возможность объясниться через десять лет и я искренне просила прощения). А теперь продлите эту цепочку – какую травму получила сестра, как она повлияла на ее жизнь. Сколько боли пережила супруга, пытавшаяся вернуть его. Как это повлияло на его работу – конфликт с начальником (а он все же потом уволился с нее). Дальше – не отследишь даже косвенно, но предположить можно.
Так же можно проследить и добро – да, его в сотни раз меньше, чем творимого зла, но именно эти слабые огоньки и держат наш мир, я уверена в этом. Ради Ноя и его семьи, единственных праведников, человечество получило шанс продолжить свою историю. Ради тех, кто вопреки духу времени, пытается останавливать зло и отпускать дальше добро, – мы еще и существуем.
И знаете, не важно, что мы исповедуем, не важно, какие смыслы дарует нам наша вера, одно объединяет всех людей – останавливают ли они зло на себе или преумножают его, пуская дальше.
Те, кто останавливают, и есть настоящая соль земли. Как соль придает вкус – так и они придают этому миру целостность и форму. Исчезнут они – и все станет пресным, поглощенным темной и вязкой субстанцией единого зла, которое некоторые люди считают “нормой нашего времени”. Все будут жрать друг друга – пока не полезет изо всех щелей. Невеселая перспектива, ребята.
Так что давайте по возможности стараться быть слабаками и лузерами, которые удерживают этот мир от провала в пропасть. Тяжко, понятно. Но разве что-то хорошее в этой жизни не рождается в муках?