О хипстерском православии

Мне тут подруга слила дивное.

Поскольку я в Канадии существую ну вот и правда в конце ойкумены, подобные перлы доходят до меня сильно с опозданием.

Я не буду называть имен, уж простите меня, но при особенном желании найти во вконтактике персонажей будет несложно.

Для начала метну цитату:

Наступает в жизни православных такой момент, когда они резко перестают тусоваться и становятся веганами. Кстати, если ваш друг отказался идти на крутую тусу, то вполне возможно, что он стал православным.

Это вот этот человек сказал. А хотите знать, кто этот человек?

Это, ребятки, православный священник. Нет, у меня нет белой горячки и я не наелась мухоморов. Это православный священник московского патриархата – и ему 26 лет.

Я посмотрела несколько его видео – и если отшелушить весь этот сленг и словоблудие, то он говорит совершенно нормальные с точки зрения христианина вещи. Просто каким языком…

Понимаете, я ничуть не против того, чтобы церковь менялась и пыталась говорить на языке своих современников. Проповедь, проникавшая до самого сердца людей 18 века, повтори ее на современном русском языке, может не просто не найти никакого отклика в сердцах наших братьев по вере. Она может просто показаться каким-то странным и вымороченным набором слов, малопонятных и неактуальных. Каждому времени – свои слова и свои понятия. НО! В том-то и главное в нашей церкви – она меняется в деталях, оставаясь вечной по сути. Она не изменилась за 2000 лет в своей главной проповеди и главных идеях, предлагаемых человеку.

Корабль нашей церкви идет по волнам времени, но паруса его надувает ветер вечности – и направляется она в вечность. Те, кто желают взойти на этот корабль, должны приложить усилия, чтобы стать его матросами – как и на взаправдашнем корабле даже самые сухопутные лентяи должны научиться управляться не только со снастями и такелажем, но даже с собственным телом.

Я не претендую на истину в последней инстанции – но подобные заигрывания с молодежью от батьков (не поворачивается рука написать батюшка, уж простите) напоминает мне попытку заманить на судно людей, которые в общем-то не хотят испытывать качку, возможные шторма, необходимость трудиться, преодолевать себя… И вот тогда судно вытаскивают на берег и говорят: ну а теперь? Никакой качки, вообще никакой воды вокруг… Давай, залазь, попробуй так побыть матросом.

Но вот какая штука. Знаете, почему так много молодежи становится сейчас мусульманами? Да потому что ислам не предлагает никакой сладкой водички – он сразу говорит, что это религия воинов и обещает трудности и битвы. И молодежь бросается туда – потому что любой молодняк в любое время хочет испытаний, ветра в лицо и адреналина в крови.

А в случае с “веганами без крутых тус” – вам предлагается эдакий модненкий тренд “лайт”, где не нужно никаких подвигов, а можно типа оставаться крутым челом и даже отличаться от толпы тем, что ты типа не просто идейный веган, а еще и верующий в Бога.

Где тут борьба? Где преодоление? Где путь воина? Я думаю, прихожане этого трендового батька даже не догадываются, что это и есть путь любого христианина, просто бои нужно вести с самым страшным и опасным противником – самим собой, подверженным греху.

Но кабы это ж был бы один такой батек. Нет, оказывается, это целая тенденция – хипстеры “на вере”. Узрела я сегодня и еще одну деву – я бы даже сказала ВДД (высокодуховную деву). Дева – профессиональный филолог и миссионер. Опишу, так сказать, явление. Есть такие барышни с очень крупными чертами лица, которым категорически нельзя поправляться ни на килограмм. Как только они матереют, теряя милую юность черт, им нужно брать себя в руки, на которых надеты даже не ежовые, а ехиднины рукавицы, – и бдеть над каждым набранным граммом. Потому что они моментально превращаются в рыночных хабалок с мясного ряда. Лицо оплывает, становясь похожим на блин с бровями, исчезает шея, появляется второй подбородок, переходящий в грудь… В общем, лишний вес трансформирует этих женщин в очень нехорошую сторону. А лишний вес у них появляется после замужества и родов – когда они плюют на себя и не желают возвращаться в форму, считая, что роды оправдывают потерю внешней привлекательности. Потеря формы у них влечет за собой безумствование стиля в виде каких-то жуткого вида хламид, стрижки “актиния в поиске” и полного пренебрежения даже такими примитивными процедурами, как выщипывание монобровей или бритье подмышек.

Дамы эти чаще всего выходят замуж за тщедушных мелких ботанов, не пахнущих тестостероном, и открывают им мир дикого и необузданного секса. В общем, найдите мою статью про серых воробушков и прочувствуйте типаж по полной программе.

Так вот, когда данная категория дам решает, что после всех метаний и исканий они таперича будут православными, то наступает катарсис, генезис и синопсис в одном флаконе, потому что они начинают активно плести словесные кружева на тему “как круто верить в Христа” во всех местах скопления себе подобных, затем выходя на новый уровень раскрутки в ютубиках и вконтактиках, присваивая себе почетное звание “православного блогера”.

Опять и снова – сама суть их высказываний отнюдь не еретическая, они вполне себе грамотны на уровне знания детского Закона Божия, могут умело рассказать, во что верят, могут неплохо подискутировать со своими когдашними собратьями по вере агностицизма и атеизма (чаще всего до крещения они провозглашают себя именно приверженцами этих течений). Но когда ты начинаешь вдумчиво изучать их “вконтактики и ютубики”, лично у меня начинается когнитивный диссонанс.

Ну вот выскажусь по поводу высокодуховной девы. Вам когда-нибудь бывало стыдно смотреть на фотографии семейной пары? Нет, фото вполне себе тематически пристойные: свадебные или просто с прогулки. Но смотреть на них – невыносимо неловко, словно вы невольно подглядываете за супружеским соитием. А еще – их много, этих фото. В разных ракурсах и цветовых гаммах, вы видите пару, которая выставляет напоказ то, что люди, связанные глубокими чувствами стараются не афишировать. Я вообще заметила, что чем глубже у людей связь, чем крепче чувства, тем меньше фотосессий на тему “мы и наша любовь”.

А посчитать фотопортрЭты и селфички нашей девы – так терпения не хватит даже по косой просматривать на быстром скроллинге. То есть с одной стороны тексты извергают поток православных мыслей, картинки – показывают истошную любовь к себе и абсолютную нечувствительность к тому, что существуют на свете вещи, которые люди не должны вываливать на всеобщее обозрение. Да и сами тексты… ну есть же вещи, о которых лучше не говорить эдаким расслабленным развязным сленгом, с таким панибратским ухарством и залихватскими словесными мертвыми петлями. Потому что ну существует же у человечества испокон веков понятия сакрального и профанного – и смешение подобных вещей очень долгое время каралось мучительной смертью. И не потому, что человечество было тупым и темным, а потому, что вот таким вот жестоким образом люди пытались не допустить смешения небесного и земного.

Люди, которые рвутся “отмиссионерить окружающих”, должны очень четко понимать, что внешние – будут судить о церкви именно по ним. Им кажется, что если они мимикрируют под молодняк, начнут разговаривать эдаким “понятным молодежи языком”, всовывать сложные темы в стилек разлюли-малины, то они привлекут к церкви молодых людей, которые поймут, что там нет ничего страшного. Они ошибаются. Они привлекут к церкви таких же, как и они сами. Тех, кто ищет в ней “моды на инаковость”.

Все эти хипстерские “изюминки” с модой на винтаж, самобытность, оригинальность, несовпадение-перпендикулярность – как раз из этой оперы. Принять внешние атрибуты, научиться жонглировать терминами, добавить смехуечек-лулзов… и все, типа “портрет правильного нестрашного православного” готов. Но всем этим новомодным миссионерам невдомек, что православие – это менее всего внешние атрибуты. Недостаточно повесить на грудь крест и облачиться в серый духовитый балахон. Православие – это прежде всего практика, образ жизни.

Историю коротенькую расскажу. Один европейский программер, русский, но живущий зарубежом, решил найти себе хорошую жену. Сам он – практически невоцерковленный, крестился из интереса, в храм не ходит. Но что такое хорошая жена? Это женщина без особенно яркого прошлого. И решил он найти такую женщину на православном ресурсе. И нашел – прелестная дама, разведена, причем муж у нее был первым и единственным, история брака крайне трагичная, она долго даже помыслить о замужестве на могла. Но время залечило раны – и она решила найти себе супруга на православном сайте знакомств. В общем, списались, поскайпились – и он приехал к ней в город в гости (остановился у родни). Его хватило ровно на неделю – он в первые дни как-то держался, произвел очень хорошее впечатление на саму женщину и всех ее друзей, но когда он понял, что до брака с ним никто спать не собирается, и что об этом его предупреждали устно и письменно на протяжение всего общения, что он с радостью принимал и одобрял, – чувака прорвало. Наговорил он женщине многой всякой хрени, обидной и незаслуженной, и среди всего прочего был сакраментальный текст о том, что он – фанатичка и сектантка, что он думал, что все эти красивые слова – просто дань приличиям, что на самом деле любовь должна перекрыть все, что муж должен быть на первом месте, что без “пробы” не понять, как мы будем совмещаться. В общем, не буду вас утомлять пересказами – вы ж и сами примерно весь спич себе можете набросать.

Так вот: главной ошибкой этого мужчины явилось то, что он не понял, что у христианина слова и дела – должны сходиться. Да, мы все жуткие грешники и на исповеди рассказываем всякое. Но у любого “практикующего” (ненавижу слово, но оно наиболее хорошо передает смысл) православного есть ряд принципов, которые он никогда не предаст. Это не просто слова – это образ жизни, это те столпы, на которых существует его личность, убери один – и все рухнет, все придется отстраивать заново (и вот тут упавший начинает очень хорошо понимать, что такое покаяние, метанойя, перемена ума).

Так вот, наши хипстерские батьки и миссионеры – не понимают, что как раз у них слова и дела расходятся. Серьезность нашей веры не предполагает профанации уровня подворотен. Для меня идеальным миссионером является отец Андрей Кураев. Его речь – это совсем не речь сурового исихаста в надвинутом на брови клобуке. Он и сленгизмы может ввернуть, и словесно приложить огого как. Но отец Андрей очень хорошо чувствует, где можно чуть снизить “высокий штиль”, а где – этого делать категорически нельзя, даже если тебе очень хочется кого-то привлечь в храм. Сакральное должно оставаться сакральным, а профанное – можно и отварьировать. И самое главное – у него слова и дела не расходятся. Нет этого диссонанса между тем, ЧТО говорится – и ЧТО видится. И тогда эта миссия – срабатывает. Человек понимает, зачем идет в храм и что его там ждет.

Хипстеры – подобны такой комсомольской агитбригаде. Под яркие картинки и громкие песни они завлекают народ в храм – совершенно не осознавая, что пришедшему туда человеку придется столкнуться с иной реальностью. Там не будет “веганства и отказов от тусы”, там будет вдумчивая и серьезная работа над собой, там будет необходимость столкнуться не только с радостью, но и с несовершенством, со всем тем человеческим, которое привносится всеми нами, обычными грешниками, пришедшими в эту лечебню, чтобы исцелить душу.

Но увы… игры, в которые играют эти агитбригадовцы, обманчиво просты и даже не намекают на какие-то труды. Вот тут чуток поголодал, там чуток пересидел без вписок – и вуаля, ты хипстерее самых главных хипстеров. Ты – афигительно в тренде, трендее тебя на раене просто нет. Вот только где тут место Христу – вот в чем вопрос…

4 thoughts on “О хипстерском православии”

  1. Спасибо, Ирина, за эту реплику. Очень своевременно. Меня тоже ужасают все эти попытки опошлить христианскую веру, низвести её до уровня какой-то модной (и необременительной) субкультуры. Причины её появления очевидны: у нас появился обеспеченный современный средний класс, которому очень хочется пожить в своё удовольствие, по своим похотям и прихотям. Но память предков не даёт предаться этому приятному занятию вполне самозабвенно, глухо напоминая о Христе, о православной вере, и этим людям снятся “сны о чём-то большем”, их тянет к духовности. Что само по себе прекрасно. Но духовность в их понимании должна быть непременно приятной и весёлой. Отсюда модные разговоры о том, что “православие должно быть радостным”, нежелание соблюдать посты, призывы сократить и осовременить богослужения, принять более современные и непринуждённые взгляды на мораль в сексуальной сфере и многое, многое другое. А про то, что пасхальная радость приходит после Голгофы, говорить (и даже думать) у таких прогрессивных верующих считается неприличным.

    Увы, такие настроения охватывают и часть воцерковлённых людей, в том числе и некоторых священников, и даже монашествующих. И получаем мы таких вот раскомплексованных креаклов в рясах. Когда это молодые люди, есть надежда, что с возрастом и с опытом у них это пройдёт. Увы, проходит не у всех.

    Это явление может показаться смехотворным, но, на самом деле, это страшно. Происходит духовная подмена, вместо подлинной православной веры и православной жизни предлагается блестященький, но смертельно ядовитый эрзац.

    Если это явление будет развиваться, то, боюсь, единственным спасением от него станут тяжкие скорби, может быть, новые гонения, может быть, война или тяжёлый экономический кризис с массовой нищетой… И Господь вполне может их попустить, потому что физические страдания и смерть тела не так страшны как смерть души.

    Reply
    • Антон, ждала вашего комментария… Спасибо за ваши мысли, они совпадают с моим ощущением. Я не приемлю аргументов: зато они пришли в православие, а не куда-то в другую религию. Да в том-то и дело, что дай Бог им перейти от бирюлек к настоящей вере. Но подобное легкомысленное игривое отношение часто доказывает то, что человек как пришел, так и уйдет куда-нибудь в другое место, где ему станет интереснее. Но свою лепту в профанацию сакрального – все же внесет. И это не мелочи – мы уже видим версии с “нашим другом Христом” и “счетами в небесном банке”. Нет ничего более дрянного – чем такое вот запанибратское, с похлопыванием по плечу, отношением к Богу…

      Reply
  2. Эти беды, кара, расплата грядут. Ребята они уже на пороге и давно. Автокефалия – даст плоды

    Reply
  3. “Понимаете, я ничуть не против того, чтобы церковь менялась и пыталась говорить на языке своих современников. Проповедь, проникавшая до самого сердца людей 18 века, повтори ее на современном русском языке, может не просто не найти никакого отклика в сердцах наших братьев по вере. Она может просто показаться каким-то странным и вымороченным набором слов, малопонятных и неактуальных. Каждому времени – свои слова и свои понятия. НО! В том-то и главное в нашей церкви – она меняется в деталях, оставаясь вечной по сути. Она не изменилась за 2000 лет в своей главной проповеди и главных идеях, предлагаемых человеку”. Архимандрит Рафаил (Карелин) писал в “Основных признаках модернистов”: “Стремятся к языковой реформе — замене древнего богослужебного языка на современный, менее отвечающий динамике молитвы”. И Алла Тучкова о том же писала: https://avt1975.livejournal.com/83556.html?utm_source=3userpost

    Reply

Leave a Comment