Вы уже знаете, что это моя любимая картинка и, так сказать, портрЭт моей жизни, фас.
Поскольку каждую осень я плавно путешествую от пика “как я же я феерична” в яму страданий, то сейчас, сидя почти на дне, решила рассказать, как я вообще переживаю эти неотвратимые дни.
Осенняя депрессия для меня – давняя подружка, давно прошли те благословенные времена, когда я, подобно солнцу русской поэзии, декламировала о багреце и золоте, подчеркивая, что все бабы как бабы, а я вот осень люблю. Каждый октябрь, зарываясь носами ботинок в золотой ковер листьев на парковых дорожках, я чувствовала прилив сил и бодрость жизни. Нынче – “какое житие твое, хороняка”, вот и все замечания по поводу золотой осени.
Ванкувер еще и содействует осенней хандре – осень тут редко бывает распрекрасно-золотой, как в Европе. Чаще всего дожди мочат листву до такой степени, что она буреет и опадает с веток до того, как окрасится вожделенными цветами пушкинских строф. А для сползания в яму страданий нет ничего более подходящего, чем серое небо над головой и поливающий холодный дождь, который не дает даже искусственно взбодриться дозой эндорфинов от пробежки.
Для меня сползание начинается где-то в середине сентября, когда даже днем в солнечную погоду ветер то и дело тянет погребной сыростью, а небо выцветает с каждым днем на один оттенок. И вроде еще тепло, и носишь шорты с футболками, и бегаешь в парке в майке, но осыпающиеся первые желтые листья, прохладные утренники, покрывающие газон перед домом блеклой сединой, багровеющие закаты над внезапно похолодевшим океаном – все напоминает тебе о том, что скоро, друг, скоро начнется неотвратимое. Будет портиться настроение, тут и там проскальзывать раздраженные нотки, и все чаще начнут раздражать люди, все реже ты будешь искренне смеяться, а скорее растягивать губы в обязательной канадской улыбке.
Нет, категорически не правы те, кто начинают мне рассказывать, что я себя накручиваю, надумываю и вообще становлюсь токсичной, отравляя атмосферу вокруг себя. Ничего подобного – осенняя хандра является моей обязательной спутницей лет эдак с 25, и поэтому я встречаю ее как нежеланного, но в общем-то неизбежного гостя. За двадцать лет перепробовано все – и аутотренинги, и путешествия, и глицин, и “жучок, и червячок, и медведица”. Но по собственному опыту могу сказать, что чем яростнее ты пытаешься отрицать и откладывать встречу с депрессухой, тем больнее тебя щелкнет по носу отдачей от искусственно сжимаемой пружины.
Знаете, что мне помогает пережить сползание в яму страданий? Отсутствие телодвижений. Как только я начинаю получать первые сигналы от семафора: готовься, этот поезд в огне уже движется к твоей станции, я просто начинаю жить в двух режимах. От меня словно отделяется наблюдатель, который будет в стороне созерцать мой путь от вершины до самого дна, и в случае чего давать один, но очень мудрый совет: жди и терпи. Увы, наша жизнь волнообразна. Периоды подъема и спада наблюдаются во всем: от чистой физиологии до чувств. Внимательный к себе человек замечает эти волны – и учится жить в соответствие с ними. Не пугается чуток остывающих чувств к партнеру, понимая, что нельзя жить на постоянном накале. Пройдет время – и чувства опять обострятся, за охлаждением придет новый пик любви. Не пугаются сонливости и слабости – они всегда следуют за подъемом жизненного тонуса. То же самое с хандрой – обычно лето люди проводят активно, весело, стараясь вместить в три месяца тепла, даруемых нам нашей средней полосой, максимум приключений и поездок.
Не мудрено, что за этим следует спад энергии, от отдыха тоже нужен отдых. Вот поэтому осенняя хандра нас и настигает – мы максимально насыщаем летнюю жизнь, а потом к нам прилетает обраточка. Не удивлюсь, если мозг обрабатывает полученную информацию, заставляя нас чуток приостановиться и почувствовать необходимость расслабления и отдохновения. Возможно, эта притупленность чувств и эмоций и является тем, что мы принимаем за хандру. Просто мы перенасыщаем себя впечатлениями.
Возможно, и другое. Наша жизнь – точная калька с годового природного цикла. Вслед за летним цветением – природа готовится заснуть, последние вспышки бабьего лета – являются прелюдией к долгой зиме, нашей старости. Подсознательно чувствуя это, мы в зрелости понимаем, что давно уже движемся с ярмарки, и если весна может нас обмануть пышным цветением и интенсивным движением жизненных соков, то осень – только лишний раз напоминает нам, что жизнь уже перевалила за середину и надо готовиться… “Winter is coming”.
Что бы ни лежало в основе осенней хандры – так или иначе нужно просто принять ее как данность. Как необходимую оправу осени. Я делаю это – и мой наблюдатель просто смотрит за сползанием и периодически садится на экспертный диван, чтобы напомнить мне: “Забей. Пережди. Скоро пройдет”.
В любой из погожих дней я тут же бегу в парк – эндорфины немного помогают скрасить приступы хандры. Дальше – я знаю несколько рецептов, которые помогают мне в пережидании депресса. Во-первых, запаковаться в ракушку. Увы, я уже говорила, что являюсь интровертом, мастерски мимикрирующим под экстраверта, и только достаточно хорошо знающие меня люди, читая сейчас эти строки, могут подтвердить, что я не вру. Это значит, чтобы привести себя в порядок, мне нужно отгородиться от людей и побыть наедине с собой максимальное количество времени. Да, работа и семья не могут обеспечить такой роскоши, но одновременно мои близкие знают, что если не дать мне этого шанса, обраточка будет мощной и совсем не радующей. Если вы такой же интроверт – прислушайтесь к себе. Возможно, чтобы уравновеситься, вам достаточно будет просто закрыться в своей ракушке и запереть створки на замок хотя бы на пару дней. Ограничьте общение с даже самыми дорогими людьми, погуляйте в одиночестве где-нибудь в парке, подумайте о чем угодно. Мне это очень помогает.
Если же вы экстраверт, то вам будет попроще: наоборот, выползайте и общайтесь как можно больше. Праздники, где много людей, дни рождения близких, да просто городские выходные – там, где люди, там вам будет легче. Экстраверты подпитываются от толпы – а в наше время собрание людей найти не трудно.
Любители шоппинга могут сходить прикупить чего-нибудь красивого и вредного 🙂 Того, что все время откладывали и не могли себе позволить. Но мне лично шоппинг не помогает: мне помогает другое. Я тащу шопиться мистера Адамса и мисс Адамс. Покупая подарки им – я радуюсь гораздо больше, чем покупая что-то себе. Поэтому, скажем, вчера семейство покорно повезло меня в город аутлетов, где я накупила им обновок и чувствовала себя гораздо лучше, чем до поездки. Не знаю, как вы, но для меня сейчас дарить – гораздо приятнее, чем получать.
Во-вторых, привести в порядок голову помогает чтение. Любимые книги – очень чистят голову, это не должно быть сложное чтение, это должна быть хорошая качественная литература, которая поможет вам успокоиться. Когда мне совсем уж невыносимо, я читаю биографии великих людей, опытным путем однажды открыв, что прожитые ими жизни таили в себе взлеты и падения, а значит, и моя черная полоса не вечна. Кто-то читает классику вроде Пушкина или Льюиса. Кому-то помогают устаканить нервы сказки. Что угодно – лишь бы не Хайдеггер с Кьеркегором, чрезмерные интеллектуальные усилия в депрессе вредны, мозг и так работает медленно, а неспособность понять читаемое только усугубит пребывание в яме страданий до “я еще и тупой”.
В-третьих, иногда искусственно взбодриться на некоторое время помогает музыка. Любая, которая настроит тело на движуху. Иногда подергаться и потанцевать под любимые ритмы – очень полезно, чтобы сбросить напряжение.
А главное – помнить, что это пройдет. Не бояться, что теперь так будет вечно, что теперь останется только головой вниз с моста, и никак иначе. Почаще слушайте своего наблюдателя – он лишний раз в пик слезливого желания сидеть, плакать и жалеть себя – напомнит, что у Соломона было кольцо, и что на нем были две чрезвычайно мудрые надписи. И что не было еще такого в жизни, чтобы эти надписи сбрехали. В этом и заключается хорошая новость: это пройдет.
Створки ракушки откроются и вы, как свежевылупляющийся цыпленок, попробуете высунуть клюв наружу, чтобы проверить: а что ж там, в мире, делается. Если рано высунулись – схлопните и посидите в яме страданий еще чуток. Это тоже полезно – без страданий мы мало ценим светлые периоды, как и все, что нам дается слишком легко и без напрягов. А потом – будьте уверены – вы начнете путь наверх. Ничто в этом мире не длится вечно – депрессии тоже (мы ведь все понимаем, что я сейчас говорю о хандре, а не о медицинских состояниях, правда же?).
Так что встретимся на горе, где будем оглушать вселенную возгласами, какие же мы офигительно фееричные. Забиваем стрелку, товарищи читатели?
Принято ))
очень близко сейчас мне это состояние. подружка, набирайся сил