Режиссер: Сарик Андреасян
В ролях: Дмитрий Нагиев, Роза Хаируллина, Марджан Аветисян, Михаил Горевой, Самвел Мужикян
История Виталия Калоева.
Я очень ждала и очень боялась этого фильма. Я очень хорошо помню историю Виталия Калоева – и вот Сарик Андреасян снял фильм по ней. Сюжет пересказывать не буду – если вы по каким-то причинам этой истории не знаете, то посмОтрите фильм, а если знаете – то просто скажу, что режиссер воспроизводит все очень близко к реальным событиям.
Боялась же я одного: слезовыжимания и педалирования по нервам ногами в железным подковах.
Скажу так: ничего даже отдаленного вы не увидите. Андреасян снимает отвратительные комедии и фэнтези, но феноменальные драмы. Уже после его “Землятресения” стало понятно, что он очень бережный и очень аккуратный в воздействии на нашу психику режиссер. Скупыми кинематографическими красками и полным запретом на кровавые актерские клочья – он создает эффект присутствия зрителя в действии, вовлекает нас не просто как пассивных свидетелей, но как активных участников событий.
Я боялась, что сейчас изойдусь слезами, извоюсь, обкусаю губы. Ничего подобного – я заплакала всего дважды, но душа болит до сих пор.
И будет еще долго болеть, поверьте. Потому что перед нами история Иова Многострадального, показанная и рассказанная с почти библейской скупостью мазков. Нагиев – непревзойден, я не подозревала, подумать не могла, что человек, сыгравший физрука или Леву Задова – настолько мощный драматический актер. Очень-очень давно, со времен хорошего советского кино, я не видела подобного класса игры. Я вообще не знаю, способны ли ровесники Нагиева или актеры младше на такую игру. Впрочем, это ведь еще и работа режиссера с актером – именно режиссер наполняет актера нужным содержанием.
Нагиев проживает на экране целую жизнь – превращаясь из бодрого молодого счастливого мужика в разваливающегося на глазах старика, “поссорившегося с Богом”. Но финальный кадр! Где не произносится ни слова – но мы понимаем: Прощен… Боже, Нагиев же за секунду показывает нам еще одно преображение длиной в миг – и в целую жизнь.
Ребята, я могу исписать тут километры – но это действительно лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.
Композитор, операторы, мастера света – все работали над тем, чтобы мы видели полноценный шедевр, где говорит буквально каждый сантиметр экрана, каждый услышанный звук, каждая секунда экранного времени. Массовка, актеры-эпизодники, актеры второго плана – все эти люди творили настоящее чудо.
Не могу, вербализация еще работает очень и очень плохо. Но это действительно кинособытие последнего времени. В России очень давно не снимали полного метра такого качества (оставим в покое фестивальные “шедевры” вроде “Левиафана”).
Смотрите обязательно. Впрочем, беременным лучше воздержаться. Потом, девочки. Потом.