О сизифовом труде устремленностей и личностного роста

Сегодня натолкнулась на интересные рассуждения, которые и побудили написать этот текст.

Вы вообще замечали, что наш современный мир построен на нескольких краеугольных камнях, самыми важными из которых является культ вечной молодости (о котором мы уже говорили) и бесконечного устремления к новым и новым вершинам? Такое впечатление, что люди повсеместно поставили себе цель всегда быть молодыми – и всегда куда-то бежать, успевать, расти и преодолевать себя и карьерные пики.

Как посмотришь на современных работников – год посидел на одном рабочем месте и тут же побежал на другое, “патамушто я там уже не могу расти, все выучил”. Резюме многих молодых коллег моего супружника – это длиннейший послужной список человека 23 лет от роду, который еще в институте на практике уже начал свое бесконечное путешествие по дороге из желтого кирпича в некую страну Оз, в которую, как к горизонту, – не попасть никогда. А уж после окончания вуза – так моментально, попав на одно рабочее место, такой работник начинает уже рассылать резюме на другие работы. Ибо – “надо все время расти и развиваться”.

Как можно “выучить все” за полгода работы – остается по сей день тайной за семью печатями, но если бы дело оставалось в пределах скачков блохами по разным работам (причем даже Майкрософт, Гугл и Амазон не являются для таких развивающихся конечным пунктом программы). Нет, “развитие и совершенствование” становится всенепременным маркером особой успешности в жизни, причем если это развитие еще и приносит бабло – все, человек становится предметом для подражания и сияющим гурой, достигшим успеха в этой жизни.

У меня есть весьма долгосрочные объекты наблюдений – так вот, если сейчас меня читают мои бывшие студенты, то вы наверняка помните одно из моих заданий по английскому. Я давала вам фотографии рыжей-прерыжей конопатой девочки, не слишком красивой, но безумно очаровательной – и просила вас набросать, какая она – и какая судьба ее ждет (отработка настоящего и будущего времен английского глагола). Так вот, за этой девочкой я наблюдаю ну оооочень долго – и вот что с ней произошло. Папа всунул ее в очень престижный вуз, где она еле отучилась на его связях и деньгах, потому что оказалась органические неспособной к получению высшего образования. А потом девочка решила стать гурой – и поехала в седую Индию копошиться по ашрамам. А потом – она начала учить седой мудрости Индии всех остальных – и брать за это денЮшки. А потом – она начала создавать амулеты и заряжать их седой мудростью Индии. А теперь – у нее весьма прибыльная компания по продаже духовности оптом и в розницу, и на вырученные деньги девушка с мужем очень даже не хило путешествуют по планете, причем с каждым годом страны становятся экзотичнее, а отели – дороже. Равно как и жилье в столице. Периодически я ознакамливаюсь с рекомендациями гурыни – и седею, как мудрость Индии, от их безграмотности и уровня идиотизма.

Причем по современным меркам – девушка не просто успешна, она мегауспешна и развивается по всем направлениям. Вот только почему-то я такому развитию ну совершенно не завидую, видимо, потому что идиотка.

Причем раньше я действительно думала, что пристукнутая на голову, потому что честно не хочу развиваться в парадигме заявленного пути к успеху. Мне никогда не хотелось защищать диссеры и становиться профессором – потому что практика обучения языку всегда мне была ближе. Вот приходит к тебе совершенно немой человек, не умеющий связать трех слов, а через полгода – он начинает балакать и понимать. Это же классно – и ты видишь результат твоего труда не только конвертированный в дензнаки. Но специфика работы в вузе такова, что тебя принудительно заставляют заниматься “наукой” при том, что ты ничего сам не придумываешь, а тупо компилируешь уже придуманное, что напрочь отбивает охоту вообще что-либо писать. А иначе – никак. Поэтому атрофированные еще в утробе матери амбициозность и карьеризм – пронесли меня мимо саморазвития в этом направлении, а широко и внимательно раскрытые глаза, позволившие рассмотреть профессоров всяческих наук в лучших вузах страны, только убедили в том, что только 5 процентов из них чего-то действительно стоят (правда, они забиты более бездарными, но активными коллегами), а остальные – пена, шушера, ничего в жизни не умевшая и не сумеющая – даже толком объяснить свой предмет.

У меня не было совершенно никакого желания конвертировать внешность и молодость в богатство и пафосность замужества – потому что интуитивно я всегда опасалась роли дорогого – но аксессуара. И судьбы тех, кто прошел этот путь, только убедили, что интуиция и в этот раз меня не подвела.

По приезде в Канаду у меня случился самый интересный соблазн, предполагавший квинтэссенциальную конвертацию всех моих качеств в то, что на современном языке называется “успех”. Если бы я ухватилась за этот шанс, то практически стопроцентно выстроила бы феерическую карьеру, сменила бы мужа на “очень статусного”, заимела бы нехилый финансовый матрас безопасности и прочее прочее. Правда, требовалось “всего лишь” убить совесть, но взамен предлагались действительно интереснейшие ништячки. Кажется, человек, который подкатился с этим предложением, до сих пор считает меня глубоко невменяемой – потому что я отказалась практически без раздумий, буквально через пару минут после поступления идеи и расписанных прелестей новой блистательной жизни.

И сейчас, все больше думая и наблюдая, я понимаю – что по-своему этот человек прав в том, что считает меня сумасшедшей. Принцип жизни в современном мире таков, что те люди, которые довольны тем, что имеют, действительно живут абсолютно перпендикулярно веянию духа времени. Они, эти люди, неинтересны и опасны для мира – им трудно втюхать ненужное, потому что они достаточно твердо знают, что им нужно и ненужно. Их трудно сбить с выбранного пути, потому что они знают, чего хотят и знают, чего не хотят. Они не желают влезать в долги – чтобы купить то, что модно, они не желают рвать на себе исподнее, чтобы стать царем горы – прошествовав по головам аки посуху. Круг их интересов – это плод их сознательного выбора, а не мод, веяний и последних тенденций. Они не будут читать книгу, если она тупая, но модная. Не пойдут на концерт певца, который им не нравится, не купят квартиру, потому что все покупают, не проголосуют за того, за кого большинство.

В общем, это странные и не особенно нужные для мира люди (правда, если они исчезают или их становится так же исчезающе мало, мир весело и вприпрыжку катится в тартарары, но то такэ, как говорится, малозначимый нюанс).

Большинство же – следуют распространенной формуле успеха: развивайся и самосовершенствуйся, не смей останавливаться на середине пути – и будет тебе счастье. Смени работу на более престижную, купи более мощную машину, бОльшую квартиру, отдыхай на лучшем, чем прежде, курорте. Стремись-расти-выпрыгивай из своих сил. Покинь зону комфорта – и весь мир ляжет к твоим ногам с парой коньков впридачу.

Но что делать тем, кто доволен тем, что имеет, – и не желает прыгать через собственную голову?

Идти на свалку истории – вот ответ. Вы – бесполезный балласт, – вторят коучи и учителя мудрости. Вы – как жаба, которая сложила лапки и не сбила свой кусок масла. Вы – исчезнете без следа.

Ну хорошо, принято. А вам не приходило в голову – что многие из нас, те, кто бесполезный балласт, свою зону комфорта выстраивал годами? Что в этой зоне комфорта – есть все, что нам нужно, и нам может просто не хотеться покидать это место? Что бесконечные скачки в погоне за новыми впечатлениями, ощущениями, заработками и людьми могут быть нам неинтересны и скучны? Что мы тоже умеем развиваться – просто вектор этого развития направлен не вовне, а внутрь. Да, плоды этого развития сложно оценить – потому что они не конвертируются в новую машину или новую цацку, но от этого – они не становятся менее ценными для нас.

Знаете, когда Натали Гончарова овдовела, она осталась с неимоверной красотой, четырьмя детьми, огромными долгами и полным отсутствием внятных перспектив в жизни. В нее были влюблены десятки мужчин, ее руки добивались очень многие. Я не дам цитату дословно, но один из претендентов на ее сердце, богатейший человек своего времени – при этом женатый – писал ей, что с ее красотой и талантами – стыдно сидеть в имении Полотняный Завод и заниматься детьми и крестьянами. Что она рождена, чтобы блистать, сиять, очаровывать и укладывать к своим ногам королей и вельмож. Ну и скромно предлагал свои услуги в качестве оправы для несравненного бриллианта, предлагая оплатить воспитание детей и долги после Пушкина. Натали потом долго спрашивали – почему она отказалась. Меня потрясли ее слова: она писала, что ей это неинтересно и скучно, она не видит в этом ни малейшего смысла. Именно когда я прочитала эту ее переписку – лучше поняла и себя. Наталья Николаевна семь лет вдовела, затем вышла замуж за Ланского – небогатого, немолодого, неблестящего офицера, прожила с ним в мире и любви, а затем умерла совсем молодой. Ей было неинтересно блистать – потому что в этом блеске нет совершенно никакого смысла. Для нее Полотняный Завод и смех ее детей – были радостнее и выше всех выходов на балах и волочившихся за ней царей и вельмож. Это действительно мало кому понятно – но это факт.

И дело не в страхе выйти из зоны комфорта или отсутствии амбиций. Кстати, чаще всего именно очень достойные и талантливые люди – амбиций лишены, а вот какая-нибудь рядовая серость – рвется вверх вопреки собственной бездарности. Дело в том, что опять-таки – система ценностей разная, система измерения жизненного успеха – иная. Помните одно из посланий апостолов: “Те, кого весь мир не был достоин, скрывались в пещерах и пустынях”. Это – об этом самом. Они были “развитыми” и “целеустремленными” – просто вектор их развития был направлен не туда, куда у мира.

Поймите, я сейчас ни коим образом не приравниваю себя ко всем достойнейшим людям, упомянутым в качестве примеров. Просто их пример – он яснее и понятнее, чем мой личный. Дело в тут не в лени и не в страхах, как тут же упрекнут коучи и примкнувшие к ним товарищи. Дело тут – в разнице взгляда на свою жизнь. С какого угла на нее смотреть и что видеть ее итогом. Если смотреть из угла “каковы материальные подтверждения твоего успеха” – так тут говорить не о чем, жизнь многих “не развивающихся” действительно достойна жалости. Ни тебе особняков, ни представительских машин-мужей-жен, ни престижа, ни успеха. Впустую жизнь проходит – однозначно.

Если же попробовать посмотреть под другим углом: а спросит тебя Боженька, что хорошего ты, мил человек, за жизнь сделал. Счастлив тот, кто и Газпромом порулил – и голодных накормил. Да только не всегда такое чудесное совпадение получается – чаще голодные голодных кормят и нищие больным помогают, вот такая странная закономерность в жизни наблюдается. Есть люди, которым ВРЕДНО быть директорами Газпрома – и такие люди были всегда: еще притча о бедном угольщике и святом об этом повествует. И не знаю, как кто – говорить могу только за себя. Так вот, пару разочков я понаблюдала – в кого могу превратиться, если стану директором Газпрома. И все – как отрезало, спасибо, мне в ту сторону не надо, я пешочком пройдусь.

Вот, собственно, и все объяснение. Мне не интересно покидать зону комфорта – потому что у меня и в ней все замечательно выстроено, причем выстраивала я все это долгими годами и путем тяжелого труда, внутреннего – не заметного другим. В ней – все то, что меня устраивает и, что самое важное, – позволяет спокойно спать ночами. И самое главное – я не считаю свой опыт единственно верным и дОлжным быть повторенным всеми без исключения. Для меня все занятые самосовершенствованием и развитием по версии zeitgeist-a – это не имбецилы, не идиоты – а просто выбравшие иной путь развития. Я в нем смысла особенного не вижу – но почему бы и нет, если кого-то это сделает счастливым. Меня только не трогайте – и не зовите выползать из зоны комфорта. Мне и в ней хорошо – а закатывать камень на гору, а потом от него убегать – не мое хобби.

2 thoughts on “О сизифовом труде устремленностей и личностного роста”

  1. Любопытно, как с изменением менталитета меняется язык. Я ещё помню те времена, когда “человек с амбициями” звучало как ругательство, а если чьи-то планы называли “амбициозными”, то это означало их полное неодобрение. Было ещё, правда, слово “честолюбивый” и оно не было так отрицательно окрашено. Но и положительной характеристикой не служило.

    А с перестройкой “амбициозность” стала восприниматься как некая добродетель, люди стали хвастаться тем, какие они “амбициозные”. При этом славянское “честолюбие” и его производные начали выходить из употребления, вытесненные “амбициозностью”, как какое-нибудь мирное аборигенное животное завезённым из-за границы агрессивным интродуцентом.

    Кстати, это не единственный пример того, как язык отражает духовную деградацию народа. Вот, например, “соблазн”, “обаяние”, “очарование”. Изначально они имели самую отрицательную коннотацию, обозначая нечто омерзительное и крайне опасное. А теперь… Да и слово “грех” всё чаще употребляется игриво и легкомысленно или же иронически. Чего стоит одно вино “Исповедь грешницы”. Не понимают люди, что играть словами иногда всё равно, что играть с огнём.

    Reply

Leave a Comment