Повторюсь, тут будут спойлы на фильм Шьямалана “Стекло”, я постаралась дистанцировать название от содержания поста, так что еще раз предупреждаю – если хотите смотреть фильм, пока отложите чтение данного текста.
Ну теперь, когда внутрь прошли только те, кому по боку спойлы или те, кто уже видел фильм, начнем открытый разговор.
Итак, главной идеей “Стекла” оказалась банальщина: мы все не верим в себя, поэтому и не являемся суперлюдьми, но как только по миру разойдутся ролики о том, как один чувак гнет руками железо, второй – бегает по стенам и заламывает спецназ, мы все моментально познаем дзен и тут же раскроем у себя сверхспособности, наздобув чего-нибудь эдакого… Короче, как у Ницше, но чтобы “жабы по небу летают, рыбы по полю гуляют, мыши кошку изловили – в мышеловку посадили”.
А все потому, что дедушку Фридриха Карловича поди еще пойми, чего он там писал про рождение из хаоса танцующей звезды, а нам нужно быстро и продуктивно: поверил в себя – нагора результат. То взлетел, то без вибраниума башкой стены пробиваешь, а то научился драться без накачивания мышц и многих лет тренировок. В общем, дешево и сердито.
Вот Брюси прокатился в поезде – и бессмертный. У МакЭвоя мало того, что двадцать с гаком личностей, так еще и как Зверь вылазит – тут же гора мышц и сила двенадцати батыров одновременно, без стероидов и атрофии тестикул. Мощно же. А что требуется? Да дело за малым: поверить в себя.
Ах, эта милая погремуха, с которой человечество носится уж полный век как. Щедро рассыпанная в головы сеятелями из атеистов и скептиков, которые решили накормить мир не просто кашей, а слабительным, густо замешанным из понадерганных отовсюду идей: от эволюционизма до “мудрости седого Тибета”, микстура эта дала изобильные всходы. И если раньше более образованные товарищи с глубокомысленным видом становились в очередь, чтобы стать ницшеанскими сверхчеловеками, то теперь достаточно просто поверить в себя и испытать сладострастное чувство бытия “не таким как все”, “отличающимся от серой массы”, причем если современным “нетаким” задать простейший вопрос, чем же таким они отличаются от всех остальных, услышите вы презабавшейшие вещи. Словно надиктованные из единого Центра Алексу от Юстаса.
В центре вселенной “нетаких”, разумеется, зиждется формула “я верю в себя”. Причем чем бездарнее и тупее персонаж, тем сильнее его вера в себя. Но самые уверенные в себе – даже не вокруг нас, самые уверенные в себе обитают в домах скорби, вот там, как раз, полно абсолютно уверенных в том, что они – маршалы Жуковы, Наполеоны, Сталины, Ленины и Чингисханы. Поколебать эту веру в себя могут только нейролептики – и то ненадолго, так что квинтэссенция веры в себя (к огорчению “нетаких”), конечно, встречается в весьма ограниченных ареалах обитания. Всем же остальным, до галоперидола не дозревших, остается кургузая вера в себя и свои силы – каждому по мерке.
Современная попсовая культурка всячески подстегивает этот крайний индивидуализм, заставляя всякого сирого и убогого, скорбного главою, убеждаться, что второго такого уникума на белом свете просто не содержится, а потому – нужно застыть в этой крайней форме самолюбования и одаривать мир благосклонной улыбкой и “плодами творчества” в виде бездарных картинок и фоточек, стишат и песенок – ну и прочего проявления несомненной индивидуальной одаренности.
И только тупые недолюди в себя не верят, у них объект веры – не внутри себя, потому что они помнят одно простое правило: человек создан существом поклоняющимся и служащим. И если вместо единственного возможного для нас объекта веры, Бога, – поместить себя-дорогого, то рано или поздно ты займешься очень мерзким делом: поклонению и служению самому себе. Сложно сказать, сколько бедствий произошло от этой подмены – и сколько еще произойдет. Однако, моднейший дух времени настаивает: вера в себя является необходимым условием бытия в нашем мире, а следовательно – таких уверовавших становится с каждым днем все больше.
Клиповое мышление и неспособность додумать ни одну мысль до конца, порождает эту уродливую форму самообожествления, а хлебать это пойло приходится всем нам без исключения.
Почему же я считаю, что верить в себя могут только бездарности и глупцы? Ну во-первых, повторюсь: я считаю единственно возможной для человека верой – веру в Бога (потому что помещение на его место любого другого объекта способно довести до катастрофы). Во-вторых, человеку по-настоящему одаренному какими-либо способностями, не нужно верить в себя. Он отлично знает, на что способен, отлично знает, на что не способен – и может различить одно и другое и применить на практике все свои знания и умения без ненужного распаления “вижу цель-верю в себя”. В-третьих, естественное сомнение – в том числе в себе – двигает прогресс. Сомнение побуждает развиваться и задавать вопросы – вопросы порождают действие. Вера в себя – сомнений не терпит. А вот как раз беда современного человека в том, что он в себе не сомневается, а вот в своих убеждениях – сколько угодно. Хотя как можно сомневаться в своих убеждениях мне понять сложно: это либо твои убеждения, либо – не твои. Что тут может быть третьим? Но вот сомнение в убеждениях как раз порождает сомнение в разуме, при помощи которого к этим убеждениям ты и пришел – что может быть нелепее и опаснее? Так недалеко дойти и до тех самых королей веры в себя – которые все поголовно ленины и наполеоны.
В-четвертых, заставляющие нас верить в себя – отворачивают нас от Бога. Знаете, если бы у меня был свой герб, я бы на нем поместила слова Христа: “Не бойся, только веруй”. Эти слова обожают цитировать верящие в себя, совершенно забывая, когда и кому они сказаны. А сказаны они были Иаиру, начальнику синагоги, чья дочь – умерла и не оставалось у несчастного отца никакой надежды, кроме Бога. И кровоточивую спасла вера. И самарянку с беснующейся дочерью, и отца эпилептика, которого дух бросал в огонь и воду. “Верую, Господи, помоги моему неверию!” Вот – необходимая нам степень веры – и эта вера совершенно точно не вера в себя. Ожидаемые чудеса – они не приходят к тому, кто сидит и заклинает “верую в себя, верую в себя”. Эти заклинатели чудес не дожидаются – они дожидаются деградации и ложных миражей, в которых запутываются, как легкомысленные мотыльки, летящие к опутанной паутиной лампочке. Чудо приходит к тому, кто верит в источник всякой Жизни, верит в то, что Творец этого мира – может изменить ради своего творения законы этой вселенной. Сами мы – никто и ничто без Его поддержки и действительно нечеловеческой доброты, исцеляющей нас даже от совершенно безумного по сути неверия в Его бесконечные неисчерпаемые силы.
Жаль только, что многие приходят к этой по сути простой и безыскусной мысли через многие страдания, которых могло бы и не быть. И слава Богу – если приходят. Остальным же – остается сидеть во тьме и принимать дурные миражи и порождения собственного мутного разума – за высший свет мудрости. Увы – финал этого пути слишком страшен, и слава Богу, что до него доходят не все. У большинства – имеется надежда. И в этом – тоже великое чудо милости Бога к нам, недостойным.