Престарелую женщину, то ли самоназначившуюся “королевой” русской музыки, то ли обозначенной так многочисленной сворой прихлебателей, довезли до поезда на лимузине.
Имеется еще и видео, где Алла Борисовна тяжелой походкой женщины с больными ногами движется в сторону поезда. Я все понимаю, возраст, суставы… вот уже двадцать лет как каждый год чес по родине – прощальный тур-последняя гастроль – нелегкое занятие, после которого нужно хорошенько отдохнуть на балтийском побережье.
А вот и другая фотография. На ней – Ее королевское величество Елизавета Вторая, возраст которой – ну постарше, постарше королевы всея российския эстрады. И поводов к поезду подъехать хоть на веренице лимузинов, хоть карете, хоть на вертолете, хоть сам поезд подогнать ко дворцу – поболее. И титул позволяет, и возрасток…
И на фон обратите внимание… Подданных лишь слегка оттеснили, а вот ее величество Борисовна – на пустом перроне садилась, смердов повыгнали подальше.
Я пишу это не для того, чтобы ткнуться носом в лапотную Россию и возвеличить Запад, сами понимаете. Пресловутый британский снобизм никуда не делся и в той же Британии много всякого отстоя происходит. Я о другом…
Во-первых, это превосходная иллюстрация к разнице между истинной и самоназначенной аристократией. Истинные аристократы, хоть они будут за закрытой дверью лопаться от презрения к народным массам, выходя за эту дверь – ведут себя так, чтобы люди не чувствовали себя существами второго сорта. Ибо – noblesse oblige, и хотя бы в своих глазах нужно вести себя соответственно.
Самоназначенная же элита будет всячески подчеркивать свое превосходство над быдлом, совершенно не понимая, что подобным образом раскрывает все карты своего происхождения. Можно накупить себе триста штук родословных, где за денежки тебе выведут родство хоть с Рюриком, хоть с Годуновым, хоть с Романовыми, хоть с Орловыми. Можно выкупить поместье убитого большевиками помещика и свить там родовое гнездо с парой десятков крепостных из близлежащих умирающих деревень. Можно попросить Никаса Сафронова изобразить себя хоть в шапке Мономаха, хоть в костюме Франциска Первого… Все можно – были бы деньги. Но ни за какие деньги не купить того самого отличия от быдла. Потому что у быдла – существует весьма примитивное представление о строении мира: вот есть “паны”, они богатые, едят с золота, ходят в золоте, спят на золоте. И есть “быдло”, которое ходит в рванине и прислуживает панам. Все.
Поэтому если ты не пан – то ты быдло. И вырвавшись из объятий породившей новоявленного пана народной гущи, свежий аристократ начинает выстраивать свою вселенною строго в соответствие со своей такой простой и понятной парадигмой. Разнообразие мира и людей – так и остается вне сферы восприятия данных персонажей. Зачастую пожизненно.
И вот наблюдаю я всю эту манию величия – и думаю… вот интересно, хотя бы на секунду в голову приходит, насколько смешно и нелепо они выглядят? Что им можно не завидовать ( а это единственное из существующих в их вселенной объяснений любых мнений по их поводу: все, кто не восхищается, непременно им завидует, иначе – просто не бывает), а смеяться над ними. По-настоящему, смеяться – как смеются над паяцами и скоморохами. Что их можно так же по-настоящему жалеть – как жалеешь любого человека, потерявшего любое представление о том, кто он и чего на самом деле стОит.
Вот так же шальная императрица АБ… Семидесятилетняя больная женщина, вышедшая замуж за мужчину сильно младше себя (ориентации касаться не будем), с весьма посредственными голосовыми данными, но с хорошим когда-то исполнительским даром, прокурившая и пропившая все, что было дано, и начавшая добирать странными любовниками, мужьями, приключениями с родами, выкидышами, пластическими операциями… Вклад в культуру – полупроцентный, потому что уже моему поколению все эти “Паромщики” и “Айсберги” казались “музыкой для бабок с дедами”. Вклад в разрушение эстрадной культуры – гигантский, потому что именно благодаря ее протекционизму российская эстрада превратилась в чудовищную помесь кабака и стрип-бара с полным отсутствием возможности пробиться всем, кто мало-мальски умеет петь.
Она превратила в балаган все, что могла превратить, включая эпопею со своими детьми и внуками. Особенно жаль младших, чье базовое представление о семье, маме и папе, с пеленок слишком причудливо, чтобы избежать весьма неприятных вопросов, а то ли еще будет, когда детишки не просто научатся читать, а будут читать о маминой нелегкой судьбе и о своем рождении все, что мы тут могли прочесть за все эти годы.
В творческом плане… Ну не знаю, как может чувствовать себя певица, чьи концерты оплачены через госкорпорации, потому что никто на самом деле не хочет платить бешеные деньги за ее билеты, и если бы концерт на самом деле давался по-честному, неизвестно, сколько бы пришло на него – и сколько из пришедших захотело бы реально послушать сипение и глянуть на страшновастенький трэшачок танцев старой женщины, считающей себя поп-певицей. А сколько бы из зрителей пришло поглядеть на все это как на балаган, развлечься, почувствовать себя лучше вот этой старой кривляющейся развалины.
Все это очень горькие вещи – и избежать всего этого можно только достойно и вовремя уйдя. Чтобы помнили звездой, а не клоуном.
Но увы… Я все время вспоминаю офорты Гойи, гениальный был все же художник.
Этот офорт никогда не применишь к королеве. Той самой, настоящей.
Да, мы – толпа. И у нас бывает два состояния, истовой любви и истовой же ненависти. Но есть и третье состояние: уважения. Именно оно и позволяет настоящей королеве идти пешком к поезду в сопровождении минимальной охраны. Потому что уважающая толпа – посторонится сама, давая проход. Жаль, что наша самоназначенная аристократия об этом не подозревает…
Когда вижу вот таких самопровозглашённых “аристократов”, мнящих самих себя выше других, то вспоминаю княжну Зинаиду Юсупову, истинную аристократку. Как она учила своих детей: “Чем больше вам дано – тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чём выше других, упаси вас Бог показать им это”.
Как-же далека вся вот эта современная “элита” от элиты той, настоящей.
Да уж… Честно признаться вообще не воспринимаю Пугачёву. Даже в лучшие свои годы очень заурядная внешность, ничем не примечательный голос. Уровень ее- сельская учительница музыки. Никак не Примадонна. А уж если сравнивать ее с тогдашними Толкуновой, Сенчиной…
Ну вот учительницей музыки я Пугачёву никак не представляю. Для этой роли она слишком вульгарна и недостаточно интеллигентна.
А вот голос… Я, конечно, совсем не музыкальный эксперт, поэтому моё мнение чисто обывательское, но мне кажется, что как раз голос у Пугачёвой был сильный и богатый, и она использовала его возможности на полную катушку. Когда я узнал, что она озвучивала песни в “Короле-олене” и в “Иронии судьбы”, я удивился – так это было не похоже на её обычную манеру. И эти песни до сих пор иногда слушаю с большим удовольствием. А вот Толкунову и Сенчину, при всём к ним уважении — никогда.
Пугачёву погубил не голос и даже не “заурядная внешность”, а материализм, крайне низкий культурный уровень, плохое воспитание и необузданная натура. Именно они и заставляют её петь и вести себя на сцене в вульгарной кабацкой манере. Получалось это у неё очень естественно, “без комплексов”. За это её, видимо, и любили. Она была своей для простых советских женщин не получивших ни религиозного воспитания, ни элитного образования – для продавщиц, буфетчиц, официанток, лимитчиц и т.д. Воплощала их скромную советскую мечту о красивой жизни. За это её любила и гомосексуальная публика – её мечты о красивой жизни имеют такой же мишурно-кабацкий характер.
Пока Пугачёву держала в рамках советская цензура, её ещё вполне можно было слушать, хотя в пошлость она впадала при всяком удобном случае. А вот с падением Советского Союза её понесло конкретно. Хотя, признаться, мне нравится её гротесковая “Мадам Брошкина”. Да и “Настоящий полковник” – тоже забавно.
Так что, Пугачёвой место не в сельской музыкальной школе (вы бы доверили бы ей своих детишек?), а в каком-нибудь сочинском ресторане. Там она была бы вне конкуренции и могла бы с полным правом считать себя королевой.
А вообще мне её жалко. Нравятся мне мощные, темпераментные натуры. Думаешь: вот эту бы энергию да в мирных целях! Поставили бы её в детстве на путь истинный, сколько бы она добра могла сделать! А так увязла в этом жутком болоте шоу-бизнеса, как какая-нибудь буйволица в африканской трясине среди крокодилов. И так он сейчас жалко выглядит, со всей своей славой и миллионами.
И жалко нашу страну. Ведь Пугачёва отражает вкусы миллонов её современниц и современников. Шутили про Брежнева, что он “мелкий политический деятель эпохи Пугачёвой”. До Пугачёвой голосом России была Русланова. И если сравнить, как и что пели эти два голоса (я здесь не хочу касаться личности этих двух женщин), то можно почувствовать как быстро и сильно деградировало советское общество.
Опечатка: не “он сейчас жалко выглядит”, а “она”, конечно.
А вот российская реакция на этот инфоповод: https://www.kp.ru/daily/26999.5/4060698/
Знаете, что меня больше всего поразило в этом ролике? Что АБ не смотрит на людей. Эдакая барыня среди крепостных идет, ей по чину не положено ни посмотреть, кто там ее обслуживает, ни – ишь чего захотели – спасибо сказать. Это всякие королевы, да генсеки, да академики – спасибо говорят тем, кто обеспечивает комфорт. А тут – язык поломается, не казенный, чай.
Антон, если говорить о голосе Пугачевой, с чисто певческого угла зрения его рассматривать, то у нее очень средние вокальные данные. Для попмузыки – вполне сгодится, но если вы послушаете Долину в лучшие ее годы, Ирину Отиеву или Софию Ротару до болезни, ну или Аиду Ведищеву, Клавдию Шульженко или Марию Пахоменко – вы услышите, что с чисто вокальной точки зрения у этих певиц голосовые данные богаче и искусство управления голосом – не в пример выше.
Но чего у Примадонны не отнять – это отличных актерских способностей, которые помогали ей донести содержание песен до зрителя. Реквием Цветаевой “Уж сколько их упало в эту бездну” не смог перепеть никто – так пронзительно и так снайперски, без сваливания в кабацкие рванины на себе одежд. То, как она спела песни из “Иронии судьбы”, – до сих пор остается шедевром, без которых фильм не фильм.
В принципе она мне очень нравилась в период Паулса – ее сдерживала балтийская холодность и некая даже чопорность мелодий.
А потом, когда на пустилась во все тяжкие с любовниками и все более молодыми мужьями, когда табак и алкоголь сделали свое дело с голосом, когда начался полный беспредел без цензуры – все, кончилась АБ, начался полный трэш, особенно с тем, что больше никто поющий не мог пробиться на эстраду, потому как петь лучше Примадонны – запрещено.
Она могла бы действительно быть русской Тиной Тернер, которая до сих пор может зажигать. Могла бы стать Шер. Но стала – вот таким вот душителем культуры, совершенно помешавшемся от собственной власти. Очень жаль ее. И особенно – детей. Недавно увидела их видео, они поздравляли Галкина с днем рождения. Уже видно, что дети привыкли играть на камеру, привыкли быть в центре внимания. Ну что ж это будет дальше, если сейчас все уже так запущено…
Ирина, насчёт Паулса согласен. Таким женщинам как Пугачева вообще нужны внешние рамки – что в искусстве, что в быту. А когда им дают полную волю, получается, что получилось с Пугачёвой. Её личную и “семейную” жизнь даже обсуждать не хочется. Самое печальное, что масса народа на полном серьёзе воображает, что её детям крупно повезло – такие деньги! такие возможности! Печально.
А моим кумиром из пугачёвских современниц была Анна Герман. До сих пор “Надежда” в её исполнении у меня самая любимая песня. Вот у Герман с культурой было всё в порядке. Ротару мне тоже нравилась, но почему-то казалось, что она с душой поёт только на своём родном языке. “Меланколие” и “Романтикэ” до сих пор слушаю с удовольствием.
А вообще, как мы в советское время роптали на официальную эстраду! Скучно, глупо, никакой свободы. А потом началась перестройка и получили мы свободу выбора между кукольной пошлятиной попсы и тюремным “шансоном”. Впрочем, свобода была относительная. Прослушивать весь этот новый свободный репертуар приходилось в принудительном порядке в самолётах, поездах, магазинах, на рынках, вокзалах и ещё во всяких разных местах. Сейчас, слава Богу, всё это поутихло, в самолётах и поездах выдают наушники, на вокзалах тишина, и я уже не в курсе музыкальных новинок, чему очень рад. А то ведь наизусть знал “Бухгалтера”, в голове постоянно крутилось “вот такая вот зараза девушка моей мечты” и я бы ни за что не перепутал группу “Тату” с группой “Иванушки интернэшнл”.
У Герман был и голос, и культура исполнения, и внешность… Пугачеву я вообще не знаю, кто любил. Ну то есть наверняка любили, понимаю, но скажу честно: я ЛИЧНО не знаю никого, кто бы от нее фанател что по молодости, что теперь. Ну раз залы собирала, наверное – поклонники были. Однако все знакомые что моих родителей, что моих бабушек считали ее хабалкой и наглой зазвездившейся певицей, прокурившей все, что было дано. Вот без булды – хоть бы кого-то вспомнить, кто покупал ее диски и посещал концерты.
Ротару после туберкулеза резко потеряла голос, но даже на остатках она пела весьма достойно. “Балладу о солдате” (Алексей, Алешенька, сынок) – так вообще так никто и не перепел. Недавно слушала Тину Кароль, которая кричала про сыночка и махала юбочкой в стиле дридануданай. Очень доставило, чеуш.
А еще я буквально сегодня увидела группу Нана. Престарелые мужчины с животиками и очень плохо стареющими лицами пели какую-то ахинею. Боже, кто их слушает!
Ирина, вы удивитесь, но мне приходилось встречать довольно много поклонников Пугачёвой. Среди них была даже студентка московского иняза. Правда, всё это были люди с невысоким культурным уровнем. В том числе, и студентка иняза.
Ну мож мои поклонники АБ шифровались лучше, дабы не быть засмеянными мной :)))