Эффект Даннинга-Крюгера

Давеча разговорились с мисс Адамс, которая уже доросла до того, что начала сталкиваться с человеческой некомпетентностью: ей крайне не повезло с учителем физики, причем цимес ситуации в том, что при всех ее проблемах с предметом я иду на поклон к своему учителю физики, с которым нахожусь до сих пор в нежнейших отношениях и он великодушно соглашается объяснить канадской учащейся физику в объемах русской школьной программы. Лишний раз убеждаюсь, что эмигрантским детям крайне важно сохранять родной язык родителей и способность на нем читать. Да, это требует усилий, это требует жесткости и настойчивости, да, это чревато воем и обвинениями в том, что ты мать-ехидна. Но проходит время – и чадушко приходит с первым: “Ой, мама, спасибо!” В нашем случае – некомпетентный дебил-физик и послужил поводом мисс Адамс впервые поблагодарить меня за потраченные нервы и время.

Но я отвлеклась. Дебил-физик послужил для мисс Адамс уроком и в другом вопросе: она пришла с сакраментальным вопросом “А почему он плохой педагог и сам не понимает, что профнепригоден”.

И вот тут на сцену вышла мать с коронной арией об эффекте Даннинга-Крюгера, изложенный вначале как простейшая формула “Дебил не понимает, что он дебил, потому что он дебил”. Мисс Адамс помолчала, потом начала дико смеяться – ну а потом и услышала то, что я собираюсь написать и тут.

Итак, что нам дает Вики в качестве определения.

Эффект Да́ннинга — Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным (которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами). Также люди с высоким уровнем квалификации ошибочно полагают, что задачи, которые для них легки, так же легки и для других людей.

Надо сказать, открытие этого эффекта – дело очень недавнего времени, дело было буквально в последние годы 20 века.

В 1995 году высокий крепкого телосложения мужчина ограбил два банка Питтсбурга, причем ограбил совершенно нагло и среди бела дня. Он не надел никакой маски, не сделал никакого грима, более того, он улыбался, глядя в камеры видеонаблюдения, прежде чем выходить из каждого банка. Вечером к нему в дом явились маски-шоу. «Но на мне же был сок», — заявил грабитель.

Полицейские заподозрили невменяемость, но приглашенные психологи выяснили, что грабитель посчитал, что нанесение лимонного сока на кожу делает его невидимым для камер видеозаписи. При помощи лимонного сока делаются “невидимые чернила”, которые становятся видимыми только при нагревании, а поэтому раз камеры банка не снабжены тепловизорами, значит, человек тоже остается для них невидимым.

Психологи выдали полиции справочку о вменяемости и товарищ отправился на зону.

На эту историю наткнулся Дэвид Даннинг из Корнеллского университета, который вместе со своим аспирантом Джастином Крюгером попробовал разобраться, что же тогда произошло.

Они взяли за основу предположение, что некоторые люди склонны завышать свои знания и компетенции, и решили подтвердить это предположение экспериментально.

В качестве подопытных были взяты группы студентов университета, Даннинг и Крюгер разработали для них тесты по логике, грамматике и юмору, дали их решить, а потом – оценить самих себя, проанализировав, насколько хорошо студент справился с заданием, также студентам предлагалось сравнить себя с остальными, составив приблизительный рейтинг оценок. В результате обнаружилось, что самые некомпетентные студенты, хуже всего справившиеся с заданиями, поставили себе высшие баллы и вынесли себя во главу рейтинга. Те же, кто лучше всего справились с тестами, были склонны занизить свои оценки и места в рейтинговом табеле.

После объявления результатов проверки работ преподавателями, компетентные студенты, обнаружив, что справились лучше ожидаемого, подкорректировали самооценку, что и показали последующие тесты. Некомпетентные – ничего не корректировали, обвинив в некомпетентности проверявших. Они оказались не в состоянии признать, что их способности ниже общих, предпочтя найти объяснение происходящему в происках злых сил.

Тогда психологи предположили, что эффект распространяется не только на учебные заведения – и “пошли в народ”. Поход занес их на стрельбища, где они начали опрашивать стреляющих об оружии, его безопасности и технических характеристиках. Результат был все тем же: кто хуже всего стрелял, были непоколебимо уверены в своей компетенции, те же, кто стрелял хорошо и основательно знал матчасть, оценивали собственную компетентность ниже среднего.

Те же результаты дали автолюбители: самые плохие водители считали тебя асами, действительно же хорошие водители бесконечно сомневались в своих способностях хорошо управлять автомобилем.

Продолжение опытов над студентами показало, что самые лучшие студенты могут в принципе спрогнозировать свои результаты на экзаменах на основании прошлых оценок, но склонны сомневаться, получат ли они высокие оценки. Самые неуспевающие студенты – считают, что ну вот на этой сессии они всем покажут, кто тут самый умный, причем результаты их прошлых экзаменов не дают им ни секунды задуматься, а может ли быть иначе.

Общим выводом исследования Даннинга и Крюгера стало утверждение, что по-настоящему умные и квалифицированные люди не в состоянии адекватно оценить свои способности и склонны постоянно в них сомневаться, некомпетентные же – мало того, что некомпетентны, но склонны сильно завышать свои способности и самооценку.

Вы можете наглядно убедиться в том, что этот эффект работает буквально во всех областях: просто посмотрите какое-нибудь шоу талантов. Бездари сильно шокированы, что их не пропускают дальше первичных прослушиваний – они же гениальны, а жюри не спешит это признавать.

Кстати, за исследование Данниг и Крюгер получили Шнобелевскую премию (кто не знает, это не аналог “Золотой малины” за самое дурацкое кино – только в области науки, а премия, присуждаемая за исследования, которые сначала заставляют вроде засмеяться, а потом – задуматься).

В общем, эффект интересный, объясняющий весьма много явлений в мире. Даже весьма специфический выбор президента одной весьма незалежной державы. Я сейчас с огромным удовольствием читаю интернет-баталии поклонников шута, ставшего рулевым страны, где меньшинство сидит чешет репу с глубокомысленным: “А что, если мы ошиблись в выборе”, а большинство волае: “Не, Зе прекрасен, и дальше нас ждет только панування та небеса в диамантах”. Примерное процентное соотношение спорящих и показывает соотношение умных и дураков, если выражаться языком простым и лишенным эвфемизмов.

Знание этого эффекта вообще может высвободить вам кучу нервов и времени. Если вы будете помнить, что дебил не может осознать, что он дебил, потому что он дебил, – вы не станете пускать в ненужные споры, брать в команду работников того, кто все испортит и назовет дебилами вас (а еще Форрест Гамп в фильме говаривал, что для дурака все дураки), объяснять-поддерживать-переубеждать. А если соблазн возникнет, скажите себе: “Эффект Даннинга-Крюгера”, улыбнитесь и идите себе дальше. Во всяком случае, мисс Адамс это очень помогает.

Leave a Comment