Если очень долго вызывать кого-то из бездны, он ведь и прийти может…

С действительно инфернальным ужасом я все эти годы следила за тем, как огромное количество россиян тосковало по Сталину…

Даже люди, с которыми я приятельствую, с которыми много лет нахожусь в нежнейших отношениях, давно и аргументированно доказывают мне, что “Сталин принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой”, а на все мои робкие попытки отправить народ на сайт “Бессмертный барак” и взглянуть в глаза умервщленным самым ужасным способом тысячам людей, чьи фотографии вызывают только два чувства, – рыдать и бить кулаком в стенку…. – я слышала только одно: “Тогда время было такое, иначе было нельзя, потому и атомная бомба у страны – что только так надо было”… Все мои ссылки на статьи о том, что рабовладельческий строй и репрессии только ускоряли отставание страны в экономическом плане, не работают… “Соха – бомба” – простая и понятная антитеза.

Вообще-то я вполне понимаю взывания к духу Палача от тех, кто видит всю ужасающую несправедливость российской жизни, людям кажется, что вот если бы сейчас пришел Иосиф Виссарионыч, он бы одной своей богатырской рукой поперевешал на осинах олигархов, а другой богатырской рукой – ссыпал покраденное ими в казну и народ зажил бы как любой другой европейский народ: сытно и зажиточно. Все это чистейшая мифология из области молочных рек и кисельных берегов.

Я и вижу в этом именно то самое… Помните, когда бушевал майдан, я говорила о том, что украинцы сползают в архаику и это верный признак надвигающейся катастрофы? Помните это жуткое “Бандера прыйдэ – порядок навэдэ”? Помните, я писала, что ужасно боюсь того, что Украина – это начало, это обкатка в масштабе, тогда как в России все произошедшее с Украиной может тоже случиться, просто медленнее, потому что страна больше?

Я сейчас кое-что напишу и сначала скажу абсолютно честную вещь: я не враг России и не клевещу на страну… Я просто смотрю со стороны и пытаюсь понять, что происходит…

Украинская катастрофа началась задолго до майдана – и дело начиналось с переписывания истории и сползания в архаику, которая всегда сопровождается поиском (и нахождением) героя-спасителя, полумифической и полулегендарной личности вроде немецкого Зигфрида или британского короля Артура, который сливается с личностью текущего политического лидера, считающегося неким воплощением всех идеальных черт мифа в конкретном человеке. У украинцев этой фигурой стал Бандера, и чем больше проходит лет, тем меньше одвичный лыцар имеет общего с косоватым кривоватым Стэпаном Андрийовычом, микрофюрером украинского народа в тот момент истории, когда любой европейский народ имел своего “фюрера” – от Муссолини и Алоизыча и до Рузвельта с Черчиллем…

Сползание в архаику сводилось помимо всего прочего к запредельной героизации роли народа в истории планеты. У украинцев это свелось к порождению из себя всей белой цивилизации и копанию морей…

Теперь смотрим на северного соседа…

Яркая и манящая личность имеется? А че ж не имеется – прошу любить и жаловать, Иосиф Виссарионыч Джугашвили/Сталин, сближающийся в народном сознании с Иоанном Васильевичем Грозным и Петром Алексеевичем Романовым (гораздо меньше). Сползание в архаику имеется? А вот тут прошу снова меня понять: я дама немолодая, поэтому помню себя с восьмидесятых годов, следовательно, могу сравнивать и советское прошлое, и российское настоящее. Так вот: сползанием в архаику стало не только популярное родноверие и камлание “а вот в старые советские времена”…. Апофеозом архаизации сознания людей стал День Победы. Теперь объясню, пока вы не разозлились.

Победа в Великой Отечественной (и Мировой) войне – это огромная, гигантская заслуга советского народа. Война стоила нам миллионов жизней, СССР – самая пострадавшая страна и в плане военных, и гражданских потерь, то, что советский народ победил немецкую военную машину в этой самой страшной человеческой войне, – это повод для и гордости, и скорби.

Но с каждым годом этот праздник становится все более и более…. языческим, что ли… Ветераны становятся сакральными героическими фигурами, возведенными в статус мифа, доходит до того, что слова Ветеран и Бог предлагается писать одинаково с большой буквы. С каждым годом парады становятся все более и более… гигантскими и церемониальными… Даже прекрасную идею “Бессмертного полка” с годами превратили в какой-то римский праздник: кто-то несет портрет деда, кто-то – Николая Второго, кто-то – Николая Угодника…

И вот это бесконечное: “Мы спасли мир, мы спасли целый мир, весь мир обязан нам жизнью”.

Понимаете, когда на дворе были 80-е годы, было живо еще очень много ветеранов… Идея о том, что они спасли мир – была само собой разумеющимся фактом, его не нужно было повторять и транслировать из каждого репродуктора. Это было опцией по умолчанию. А еще мир спасли не только советские люди, но и американские, канадские, французские, английские, многие другие… Их было много – спасителей мира. И видите ли, когда в 80-е годы раздавались слова: “Мы спасли мир” – тех, кто действительно его спасал, то есть ветеранов и работников тыла – было еще много. Это было действительно “мы”, “народ”. Сколько сейчас осталось живых ветеранов? Думаю, единицы, много – десятки. Сколько работников тыла? Моя бабушка пахала всю войну, она была подростком. Ей 92 года… Сколько ее ровесников живо?

На самом деле мне в голову не придет приписывать заслуги моей бабушки себе. Честно, ребята, я права за собой не чувствую говорить: “МЫ победили в войне”. Это наши деды победили, это они спасли, это они проливали кровь, жертвовали жизнью и здоровьем, чтобы освободить мир от фашизма. И вот я вспоминаю, что в 80-е годы акцент был на “деды воевали”, “мы, потомки, благодарны им”, “помните, через века, через года” … а еще в самый разгар холодной войны я просто не помню “можем повторить”. Это же был самый страшный кошмар – что ЭТО может повториться. Что ЭТО вообще НУЖНО будет повторять… СССР боролся за мир, акцент был на то, что мы сделаем все, чтобы войны больше не было… Нынешняя риторика с радиоактивным пеплом как-то пугает своей новизной… Потому что последний раз подобная риторика была в конце 30-х (кто не помнит, добро пожаловать в кадры фильмов и хроники тех лет за минусом пепла и за плюсом “танки-самолеты-бомбы-пулеметы”). И мы помним, чем все это дело кончилось…

То есть “спасение мира” – это та же идея, что и порождение из себя всей цивилизации. Ее не было в качестве доминирующей у страны, которой действительно было чем гордиться, ее не было у СССР. Но она появилась у России – и меня это не может не настораживать с учетом братского народа, прошедшего свой адский путь первым.

Да, я понимаю, почему эта идея овладевает людьми: любому народу просто необходимо испытывать национальную гордость. А что сейчас имеется в России? Самые богатые олигархи? Самый долго правящий и несменяемый правитель? Чем страна может гордиться по-настоящему? Спортом? Искусством? Наукой? Последний настоящий повод для гордости, настоящей, потрясающей национальной гордости был полет Гагарина… И Победа в войне… Поэтому людям просто приходится идти в будущее лицом назад… Оглядываться на былое величие и гордиться хоть чем-нибудь, что было там, в прошлом… Потому что ни настоящим, ни будущим гордиться просто нельзя – его можно только страшиться.

Но понимаете, в прошлом народ тоже подстерегает беда: его неотрефлексированность. Столетняя история страны после 1917 года – это сплошной мрак (не в смысле ужас, а в смысле лжи на лжи). О прошлом лгали коммунисты, о нем лгали новые демократы и лгут нынешние клептократы. Мы не знаем ни правды о перевороте 1917 года, ни о масштабах гражданской, ни о репрессиях, ни о Второй мировой/Великой Отечественной, ни о поствоенном времени… Все, что нам предлагается, – это несколько версий, каждая из которых очерняет все остальные как “лживые и клеветнические”.

Но что можно понять о себе и о своем времени, если твое прошлое – это набор версий, ни одна из которых не имеет четкой и внятной оценки? Как можно что-то понимать о настоящем и будущем, если ты совершенно не осознаешь, что было в твоем прошлом?

Результат у такого “беспамятства” только один – повторение истории. Увы, не как фарса… Только как трагедии.

И все, что я вижу сейчас в истории родной страны, – это возвращение того, что прожито, но неотрефлексировано.

Вызывание из глубин бездны личности палача народа в надежде, что он – “придет и порядок наведет” – без осознания того, во что превратилась страна во время правления этого человека, – не может остаться без ответа. Бездна ведь не только взглянет в ответ, бездна может еще и ответить на призывы в ее глубины.

Последние приговоры по резонансным делам – особенно по делу “Сети”, где признания выбивались под пытками, а приговоры потрясают своей жестокостью – от 6 до 18, показывают, что бездна – уже не просто глядит. Она уже действует…

И знаете… вот нам и поступил от нее ответ на вопрос: как мог вообще произойти 37-й год? Да вот так… Так он и произошел… Люди жили, система их уничтожала… Каждый был занят своим делом. И это обречено на повторение, это не может не повториться… Потому что “можем повторить” (повторить можно только все вместе, а не кусками и нарезками), потому что гвоздички на могилку Иосифу Виссарионычу, отцу народа, потому что “Сталина на вас нет”. Потому и неучащий своих уроков школьник – будет раз за разом притаскивать дневники с двойками. Неучащий своих уроков взрослый – будет раз за раз попадать в одну и ту же беду. Неучащий своих уроков народ – обречен на возвращение трагедии в свою жизнь. Никакого фарса – только трагедия, только ужас.

А я не хочу… Не хочу, чтобы так было. Потому что русские – уникальный народ, чем дольше мы живем на Западе – тем больше в этом убеждаемся. Нет другого такого народа – который бы умел понимать и людей Запада, и людей Востока (ментально понимать, психологически, мировоззренчески). Это поистине уникальный дар, ребята, это просто сверхсила, уж поверьте, я не понимаю, почему русские этим не гордятся, это действительно то, чего не имеет никакой другой народ мира. Американцы с трудом просекают китайцев, немцы индусов – и наоборот, а русские спокойно понимают, что делать со всеми ними вместе взятыми и чего от них ждать. Русские – как двуликий Янус, смотрят одним лицом на Восток, другим – на Запад и понимают, как работает ментальность обоих направлений.
Нет такого другого народа, который бы оставался настолько одаренным и смекалистым несмотря на век, ВЕК, ребята, отрицательной селекции. Нет такого другого народа, который сумел бы сохранить (и приумножить) православную веру вопреки гонениям, с которыми не сравнятся никакие другие в истории.

Верите вы мне или нет, но я ужасно горжусь русскими, хоть порой они меня и выбешивают, хоть они и жрут друг друга по старинной, веками укорененной традиции, которую еще Оптинские старцы отмечали как присущую нам. Я не хочу, не желаю даже допускать мысли о том, что правы будут социологи, обещавшие к 2050 году распад России на части и доминирование мусульманской религии (причем это русские социологи, не западные посчитали такие перспективы).

Но то, что сейчас происходит со страной, то, что на призывы из бездны, похоже, пошел ответ… меня пугает. Пугает и страшит своими перспективами. Какой бы сценарий сейчас не проиграть в голове – чето все вызывает только одно желание: либо плакать, либо бить кулаком в стенку.
Остается по старой русской традиции надеяться на одно, на чудо…

Понимаю, что тут же сама сползаю в ту же самую архаику с молочными реками и кисельными берегами, но, может, те, кто не смотрят в бездну, а обращают взгляд наверх, может, они перевесят тех, кто ждут помощи оттуда, где никак не упокоится чудовище, которого не может забыть породивший его народ… Может, и наш призыв не останется без ответа…

Leave a Comment